Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Игра «Атомы и молекулы»
Психолог. Мы все — отдельные атомы, атомы бродят по одному, им скучно, и им захотелось собраться, соединиться в молекулы по два (затем по три, по пять и т.д., в конце — по количеству детей). Вот какая большая группа собралась, и всем атомам сразу стало веселей!
Рисование
Предложить всем сесть
за парты и нарисовать по цветку.
Если ребенок не может или не хочет рисовать,
сказать ему: «Если бы ты был художником,
смог бы нарисовать? Я три раза щелкну,
и ты начнешь рисовать».
Собрать все нарисованные цветы в один букет и «посадить» (разложить
на столе или на полу) — получится красивый,
яркий луг.
Игра «Передай тепло цветка другу»
Стоя в кругу, соединить
ладони, прочувствовать, как тепло
передается по цепочке.
В парах: на ощупь определить, какие у партнера руки, лицо, погладить по голове.
Домашнее задание
Ребенок должен узнать у родителей, что обозначает его имя.
Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Психолог. На прошлом занятии мы узнали, как кого
зовут. Мое имя обозначает... (психолог
рассказывает о своем имени). А вы узнали,
что обозначает ваше имя?
Дети по очереди рассказывают о своем
имени. Если не знают, психолог помогает
(необходимо до занятия узнать, что обозначают
имена детей).
Психолог. Ребята, вам нравится, когда вас называют
Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему?
Как вас называет мама?
Дети отвечают по очереди. Можно предложить
детям придумать себе имя: «Как бы вы хотели,
чтобы вас называли?»
Игра «Волшебный стул»
Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот стул волшебный, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.
Рисование
Дети рисуют свой автопортрет.
Упражнение на релаксацию
Лежа на полу, дети под классическую музыку представляют себя волшебниками (сказочными персонажами), вспоминая и повторяя все положительные слова, сказанные им окружающими.
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Беседа на тему «Что такое урок?»
Дети высказывают свои
мнения.
Психолог. Как можно показать, что ты готов к уроку?
Например, в школе есть правило «Готов
к уроку»: по звонку ученик становится
возле свой парты и ждет команды учителя.
Давайте потренируемся выполнять это
правило.
Проигрывание ситуаций
Что нужно сделать:
а) когда входит учитель (или кто-то старший)
в класс;
б) когда хочешь что-либо сказать;
в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.
Игра на внимание
Психолог. На уроке надо быть очень внимательным.
Чтобы проверить вашу наблюдательность,
давайте поиграем. Закройте глаза и положите
голову на парту.
У кого сосед по парте со светлыми волосами?
Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять
закройте глаза. У кого сосед с темными
глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять
закройте глаза. У кого сосед...
Беседа «Что можно сделать за перемену?»
Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.
Подвижная игра (по выбору
детей)
Выработка правил поведения
Осуществляется самими
детьми:
— в школе можно улыбаться и смеяться,
— нельзя ругаться и драться и т.д.
Рисование на тему «Что мне
нравится в школе»
Завершение занятия
Психолог.
Прозвенит сейчас звонок —
Наш закончится урок.
Урок закончен. В начале урока мы научились
выполнять правило «Готов к уроку», то
же самое нужно делать, когда урок закончен.
Учитель по звонку говорит: «Урок закончен»,
и все ученики должны встать возле своих
парт.
(проводятся в течение 3 уроков)
Цель: научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство с планом-схемой школы
Психолог. Ребята, я принесла план школы. Кто знает,
что такое план? Да, это чертеж нашей школы.
Интересно, где же ваш класс находится?
После поиска пути от входа до класса предложить
пройти по школе, ориентируясь по плану.
Посещение медицинского кабинета
Психолог представляет медсестру. Она проводит беседу по вопросам: «Для чего нужны прививки? Почему нельзя болеть школьнику? Что нужно делать, чтобы не болеть, а быть здоровым?»
Посещение спортивного зала
Учитель физкультуры представляется и задает детям вопросы: «Для чего люди занимаются спортом? Нужна ли физкультура школьнику? Кто делает зарядку по утрам? Кто из детей занимается уже в спортивных секциях?» Затем дети изображают бесконтактный бокс, лыжников, пловцов, гимнастов и т.д. Если кто-то из детей занимается в спортивных секциях, можно предложить им показать какие-либо упражнения.
Посещение кабинета музыки — «страны пяти линеек»
Учитель музыки после представления предлагает детям угадать трех китов музыки: играет марш (дети маршируют), затем танцевальную музыку (предлагает потанцевать), по выбору дети поют или слушают песню.
Посещение кабинета изобразительного искусства
Учитель знакомит детей
с «царством карандаша и
Дети в парах играют в игру «Скульптор»:
один «лепит» животное по своему желанию,
затем рассказывает о своей «скульптуре».
Затем дети меняются ролями.
Посещение библиотеки
Библиотекарь задает детям загадки:
Без языка,
Без голоса,
А все расскажет.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Проводит беседу по вопросам:
«Для чего нужны книги? Какие книги
бывают? Кто их пишет, выпускает? У
кого какая любимая книга?» и т.д.
Предлагает записаться в библиотеку тем
детям, кто уже умеет читать.
Экскурсия в кабинет психолога
Психолог. Ребята, сегодня я приглашаю вас к себе.
Кто знает, кто такой психолог?
Ответы детей.
Если кому-то стало грустно, плохо, психолог
утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.
Релаксационное упражнение.
Посещение столовой
Часть урока проводит учитель этикета. Он показывает и рассказывает, кому, куда и как правильно сесть, как пользоваться приборами.
Экскурсия на кухню
Психолог. Наши повара, хотя и молоды, готовят очень вкусно: пироги их пышны, щи объедение, компот сладок, хлебушек мягок.
Экскурсия в группу детского сада
Психолог. Ребята, многие из вас посещали детский
сад. Такие же группы есть и в нашей школе,
они находятся в левом крыле. К дошкольникам
можно приходить играть в группе, на прогулке,
но, когда они спят, нельзя шуметь. Вы можете
приходить помогать воспитателям что-либо
сделать в свободное время: одеть малышей
на прогулку, научить детей подготовительной
группы читать, разговаривать на татарском
и английском языках, поставить и показать
концерты и спектакли. Они всегда будут
рады вам.
Организовать совместную подвижную игру.
Пиктограмма
После посещения всех кабинетов в конце третьего урока дети рисуют слова: школа, класс, учеба, болезнь, вкусная еда, чистота, интересная книга, сила, музыка, игра, рисование и т.д.
Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Психолог. Ребята, как вы думаете, зачем людям
надо учиться?
Выслушивает ответы всех детей, делает
обобщение.
Игра «Отгадай профессию»
Дети по очереди имитируют движения, которые выполняются при определенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы. Остальные дети отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, какими должен обладать представитель этой профессии.
Беседа
Дети отвечают на вопросы: «А вас можно назвать работником? Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей работы?»
Игра «Алфавит».
Психолог предлагает детям пройти испытание на звание ученика. Сначала — проверка внимания.
Игра «Чего не стало»
Теперь — проверка памяти.
Решение задач на сообразительность
Проверка мышления — решение «хитрых» задач.
Итог
Психолог. Вот какие вы все внимательные, умные, значит — все вы можете учиться хорошо и всем вам присваивается звание ученика.
Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Психолог. Во время прогулки в школьном дворе
вы увидели грустного ученика. Ребята,
давайте подумаем: почему он грустный?
Ответы детей.
Вам его жалко? А как мы его можем утешить?
Дети предлагают варианты, выбирают наиболее
подходящие. Психолог предлагает подойти
к мальчику и попробовать его утешить.
Упражнение «Настроение»
Демонстрация лиц с
различным эмоциональным
Психолог. За цветом можно увидеть различные предметы,
живые существа. При помощи цвета человек
даже может выразить свое настроение.
Когда человеку радостно, у него все получается,
он доволен, говорят, что он видит все в
розовом цвете. А когда у человека неприятности,
какого цвета у него настроение? (Ответы
детей.) Итак, если настроение хорошее,
то его «рисуют» яркими, светлыми тонами:
желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым,
голубым. Плохое настроение — темные цвета:
черный, коричневый. Если трудно определить
настроение, показать его можно при помощи
синего, зеленого, серого цветов. Я вам
предлагаю каждый день рисовать свое настроение.
Рисование
Предложить детям нарисовать лицо мамы, папы, братьев, сестер — какие они чаще всего бывают.
Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать
желание соблюдать правила поведения,
использовать в речи «волшебные» слова:
здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста
и т. д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Беседа
Психолог.
— Здравствуйте! —
Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! —
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте», они
не только приветствуют друг друга, но
и желают здоровья. Любая встреча начинается
с приветствия. Какие слова-приветствия
вы знаете? А еще как можно приветствовать?
(Кивок головой, помахать руками, поклон,
рукопожатие.)
Разминка
Предложить детям походить по классу и поприветствовать друг друга. Спросить: чье приветствие больше понравилось, почему?
Драматизация сказки «Заяц и еж»
Дети слушают сказку
в исполнении двух одноклассников.
Вопросы к детям: «Что можно сказать про зайца? Ежа? Что ты чувствовал
в роли зайца? А в роли ежа? Кто вам симпатичен?
А в жизни встречались вам такие люди?
Как вы поступали?»
Психолог.
Слова «До свидания!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.
Беседа
Психолог. С кем можно здороваться, а с кем — нет: дома, в школе, на улице? В каких случаях говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить? Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли «волшебные слова».
Игра с мячом «Вежливые слова»
Психолог. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.
Приложение
Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий
Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.
Необходимо ставить перед
Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.
Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании «нормативов», либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе