Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Файлы: 1 файл

дипломная работа по психологии.doc

— 2.36 Мб (Скачать)

Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.

Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка  к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих  силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников к школе»

                                                   Штурмуйте каждую проблему с  энтузиазмом…

                                           как если бы   от этого  зависела Ваша жизнь.            

Л.Кьюби.

                                                                                                                  

Задачи  собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

2. Предложить  практические советы по адаптации  ребенка к школе.

Формы работы: круглый стол.

Основные  вопросы для обсуждения:

-Физиологические  трудности адаптации первоклассников к школе.

-Психологические  трудности адаптации первоклассников  к школе.

-Система взаимоотношений  с ребенком в семье в период  адаптации к школьному обучении.

-Родительский  практикум по проблеме.

Оформление  классного кабинета к родительскому  собранию:

1. На  школьной доске - тема  собрания.

2. К  собранию  готовится выставка  первых рисунков детей- первоклассников на тему «Мои первые дни в школе».

                                                        Ход собрания.

I Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка.

          Родители делятся друг с другом  и классным руководителем теми  впечатлениями, которые оставил  первый школьный день в душе  ребенка, как его поздравляли  члены семьи.

I I Родительский практикум «Корзина чувств»

После того, как  ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Отпустите руку в корзину и  возьмите то чувство, которое вас  переполняет более всего тот  период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

     Это  задание позволяет выявить проблемы  и трудности семей,  связанные  со школьным обучением ребенка  и помогает обсудить эти проблемы  в ходе собрания.

I I I Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

Обратить внимание родителей на:

-Изменение режима  дня ребенка в сравнение с  детским садом, увеличение физической  нагрузки.

-Необходимость  смены учебной деятельности ребенка   дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

-Наблюдение  родителей за правильной позой  во время домашних занятий,  соблюдение правил освещения  рабочего места.

-Предупреждение  близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей  рук.

-Организация правильного питания ребенка.

-Воспитание  самостоятельности и ответственности  ребенка, как главных качеств  сохранения собственного здоровья.

IV Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

-Создание благоприятного  психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

-Роль самооценки  ребенка в  адаптации к школе  (чем ниже самооценка, тем больше  трудностей у ребенка к школе).

-Первое условие  школьного успеха - самоценность  ребенка для его родителей.

 

-Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому школьному дню.

-Недопустимость  физических мер воздействия, запугивания,  критики в адрес ребенка, особенно  в присутствии других людей  (бабушек, дедушек, сверстников).

-Учет темперамента  ребенка в период адаптации  к школьному обучению. Медлительные  и малообщительные дети гораздо  труднее привыкают к школе,  быстро теряют к ней интерес,  если чувствуют со стороны  взрослых насилие, сарказм, жестокость.

-Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

 

V Итог собрания.

Известный педагог  и психолог Симон Соловейчик, имя  которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить  ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Вам, родители:

-Не отнимай  чужого, но и свое не отдавай.

-Попросили - дай, пытаются отнять - старайся  защищаться.

- Не дерись  без причины.

-Будь внимателен  везде, где нужно проявить внимательность.

-Из-за отметок  не плачь, будь гордым. С учителем  из-за отметок не спорь и  на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

-Не ябедничай  и не наговаривай ни на кого.

-Помни! Ты  не лучше всех, ты не хуже  всех! Ты – неповторимый для  самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в  комнате или в рабочем уголке вашего ребенка. В конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила  у него, получается, выполнять, а  какие - нет и почему.

        Для успешной адаптации ребенка  к школе, приспособления его к основным школьным требованиям необходимо тесное сотрудничество с педагогами. В рамках данного направления была подготовлена и проведена

 

Приложение

Групповая консультации для педагогов «Методические и игровые приемы для успешной адаптации первоклассников  на уроке и после уроков».

Групповая консультация педагогов

«Методические и игровые приемы на уроке и  после уроков в период  адаптации»

Для успешной работы в классе в период адаптации рекомендуется  использовать следующие методические и игровые приёмы:

Знакомство

Классный руководитель перед проведением классного  часа, посвященного знакомству одноклассников друг с другом, собирает информацию о каждом учащемся: его увлечениях, любимых книгах, фильмах, о каких-либо достижениях. Форма проведения такого классного часа может быть разной: учащиеся сами могут рассказывать о себе, учитель добавляет, можно принести рисунки детей, поделки из конструктора, вышивки, модели, фотографии, сделанные детьми. Главное, чтобы каждый ребенок почувствовал свою ценность, уважение сверстников и классного руководителя.

Можно использовать прием «Чудо-дерево»: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а таблички с именами первоклассников». Классный руководитель снимает яркие карточки с веток и представляет каждого ребенка. Одноклассники и гости узнают, какие книги, фильмы любят ребята, кто умеет читать, кто — писать. Среди детей бывают и художники, и фотографы, и поэты, и способные декламаторы стихов, и начинающие спортсмены. Важно, чтобы все без исключения оказались способными, талантливыми и готовыми к началу трудного школьного пути.

Далее можно  провести веселый урок — игровую  программу с преодолением шуточных препятствий, с забавами, играми, где  необходимо прийти на помощь товарищу.

Игровая деятельность на уроке .

На первых порах  желательно использовать в учебной  деятельности уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, а также игровые  приемы обучения, различные виды игр: ролевые, соревнования, подвижные и  др.

Использование игры при освоении школьных правил

Игра, как освоенная  форма моделирования человеческих отношений (Д.Б. Эльконин), помогает малышу быстро овладеть всем тем сложным церемониалом школьного общения со взрослым, который обрушивается на первоклассника в виде гигантского количества правил и регламентации всех сторон поведения (как сидеть, как вставать, как держать голову, руку, тетрадь, куда смотреть, когда, как и о чем говорить...). Школа как огромная и (пока еще) увлекательная игра с трудными, но интересными правилами, с такой (пока еще) соблазнительной ролью «хорошего ученика» — вот нормальный детский образ ученичества в период адаптации. И далеко не сразу ребенок разберется, что правила «дважды два — четыре» и «если хочешь говорить на уроке, подними руку» имеют совершенно разную природу и что лишь одно из них относится к роли ученика.

Прием «Школа клоунов»

Этот прием  используется для того, чтобы, с одной  стороны, усвоить необходимость  выполнения школьных правил, а с  другой — снять излишнюю напряженность  и тревожность детей.

Дети читают (или им читают) отрывки из одноименной книги Э. Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах этой школы, придумывают уроки, отметки (учитель принимает во всем самое активное участие). При этом каждый ребенок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполняться, и оно включается в ход «учебных», игровых занятий, что способствует, помимо всего прочего, и развитию произвольности.

Задача такой  работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо — плохо», снять восприятие правил как категорических требований, а с другой — помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Другими словами, применяется прием отстранения. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и вместе с тем необходимы.

Оценка

На начальных  этапах обучения особенно осторожно  надо использовать оценки. Можно даже на первых порах спрашивать ребят  на уроках лишь в том случае, если они сами хотят ответить. При хороших  ответах нужно поощрять детей не только отметкой, но и эмоциональной похвалой.

По отношению  к тревожным детям используются специальные оценки: максимально  развертываются критерии той или  иной оценки, замечания, похвалы (используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему еще должен поучиться.

Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире — к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу — к любому результату, когда он воспринимается ребенком прежде всего как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому.

Прием «Я не могу — я могу — я  сумею»

Одним из центральных  мотивов учения является мотив компетентности. Надо поддержать маленького школьника  в его стремлении быть не хуже других. Для этого педагог может акцентировать соответствующие моменты в содержательной оценке и использовать ряд специальных приемов. Суть одного из них, условно названного «Я не могу — я могу — я сумею», состоит в следующем.

Если ребенок  отказывается выполнять какое-либо задание, говоря, что он наверняка с ним не справится, учитель просит его представить, что он сейчас не он, а другой ребенок, совсем малыш, который знает намного меньше и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить), и изобразить такого малыша.

Затем педагог  просит ребенка представить себя таким учеником, который' сумеет справиться с заданием, и изобразить такого ученика. При этом дети обычно убеждаются, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинуться еще дальше.

Ребенок кладет кисти рук на открытые ладони взрослого, и весь класс произносит «волшебное заклинание»:

•«Я не могу...»  — и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание;

• «Я могу...» — дети по очереди говорят, что они могут сделать самостоятельно;

Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе