Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.
Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство
Приложение
Родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников к школе»
Л.Кьюби.
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
2. Предложить
практические советы по
Формы работы: круглый стол.
Основные вопросы для обсуждения:
-Физиологические
трудности адаптации первокласс
-Психологические
трудности адаптации
-Система взаимоотношений
с ребенком в семье в период
адаптации к школьному
-Родительский практикум по проблеме.
Оформление классного кабинета к родительскому собранию:
1. На школьной доске - тема собрания.
2. К собранию готовится выставка первых рисунков детей- первоклассников на тему «Мои первые дни в школе».
I Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка.
Родители делятся друг с
I I Родительский практикум «Корзина чувств»
После того, как ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Отпустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Это
задание позволяет выявить
I I I Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе».
Обратить внимание родителей на:
-Изменение режима
дня ребенка в сравнение с
детским садом, увеличение
-Необходимость
смены учебной деятельности
-Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
-Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
-Организация правильного питания ребенка.
-Воспитание
самостоятельности и
IV Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».
-Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
-Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка к школе).
-Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей.
-Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому школьному дню.
-Недопустимость
физических мер воздействия,
-Учет темперамента
ребенка в период адаптации
к школьному обучению. Медлительные
и малообщительные дети
-Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
V Итог собрания.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Вам, родители:
-Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
-Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
-Будь внимателен
везде, где нужно проявить
-Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
-Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
-Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке вашего ребенка. В конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него, получается, выполнять, а какие - нет и почему.
Для успешной адаптации
Приложение
Групповая консультации для педагогов «Методические и игровые приемы для успешной адаптации первоклассников на уроке и после уроков».
Групповая консультация педагогов
«Методические и игровые приемы на уроке и после уроков в период адаптации»
Для успешной работы в классе в период адаптации рекомендуется использовать следующие методические и игровые приёмы:
Знакомство
Классный руководитель перед проведением классного часа, посвященного знакомству одноклассников друг с другом, собирает информацию о каждом учащемся: его увлечениях, любимых книгах, фильмах, о каких-либо достижениях. Форма проведения такого классного часа может быть разной: учащиеся сами могут рассказывать о себе, учитель добавляет, можно принести рисунки детей, поделки из конструктора, вышивки, модели, фотографии, сделанные детьми. Главное, чтобы каждый ребенок почувствовал свою ценность, уважение сверстников и классного руководителя.
Можно использовать прием «Чудо-дерево»: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а таблички с именами первоклассников». Классный руководитель снимает яркие карточки с веток и представляет каждого ребенка. Одноклассники и гости узнают, какие книги, фильмы любят ребята, кто умеет читать, кто — писать. Среди детей бывают и художники, и фотографы, и поэты, и способные декламаторы стихов, и начинающие спортсмены. Важно, чтобы все без исключения оказались способными, талантливыми и готовыми к началу трудного школьного пути.
Далее можно провести веселый урок — игровую программу с преодолением шуточных препятствий, с забавами, играми, где необходимо прийти на помощь товарищу.
Игровая деятельность на уроке .
На первых порах желательно использовать в учебной деятельности уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, а также игровые приемы обучения, различные виды игр: ролевые, соревнования, подвижные и др.
Использование игры при освоении школьных правил
Игра, как освоенная
форма моделирования
Прием «Школа клоунов»
Этот прием используется для того, чтобы, с одной стороны, усвоить необходимость выполнения школьных правил, а с другой — снять излишнюю напряженность и тревожность детей.
Дети читают (или им читают) отрывки из одноименной книги Э. Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах этой школы, придумывают уроки, отметки (учитель принимает во всем самое активное участие). При этом каждый ребенок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполняться, и оно включается в ход «учебных», игровых занятий, что способствует, помимо всего прочего, и развитию произвольности.
Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо — плохо», снять восприятие правил как категорических требований, а с другой — помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Другими словами, применяется прием отстранения. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и вместе с тем необходимы.
Оценка
На начальных этапах обучения особенно осторожно надо использовать оценки. Можно даже на первых порах спрашивать ребят на уроках лишь в том случае, если они сами хотят ответить. При хороших ответах нужно поощрять детей не только отметкой, но и эмоциональной похвалой.
По отношению к тревожным детям используются специальные оценки: максимально развертываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему еще должен поучиться.
Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире — к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу — к любому результату, когда он воспринимается ребенком прежде всего как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому.
Прием «Я не могу — я могу — я сумею»
Одним из центральных мотивов учения является мотив компетентности. Надо поддержать маленького школьника в его стремлении быть не хуже других. Для этого педагог может акцентировать соответствующие моменты в содержательной оценке и использовать ряд специальных приемов. Суть одного из них, условно названного «Я не могу — я могу — я сумею», состоит в следующем.
Если ребенок отказывается выполнять какое-либо задание, говоря, что он наверняка с ним не справится, учитель просит его представить, что он сейчас не он, а другой ребенок, совсем малыш, который знает намного меньше и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить), и изобразить такого малыша.
Затем педагог просит ребенка представить себя таким учеником, который' сумеет справиться с заданием, и изобразить такого ученика. При этом дети обычно убеждаются, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинуться еще дальше.
Ребенок кладет кисти рук на открытые ладони взрослого, и весь класс произносит «волшебное заклинание»:
•«Я не могу...» — и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание;
• «Я могу...» — дети по очереди говорят, что они могут сделать самостоятельно;
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе