Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Файлы: 1 файл

дипломная работа по психологии.doc

— 2.36 Мб (Скачать)

• «Я сумею...».—  каждый пытается сказать, насколько  он может выполнить задание, если приложит все усилия.

' При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается только, что каждый чего-то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и, следовательно, быть не хуже других.

Прием «Предупреди заранее»

Первоклассники  легче переходят от одной задачи к другой (а значит, потребуется  принимать меньше дисциплинарных мер и делать замечаний), если учитель на уроке заранее предупреждает детей об этом.

За три минуты до перехода учитель объявляет классу, что у каждого есть несколько  минут для завершения выполняемого, затем ставится новая задача. Без такого подготовительного времени дети, особенно мальчики, не готовы переключиться, поэтому приходится тратить время на установление дисциплины.

Прием «Движение разрешено»

Физическое  движение ребенка в классе (особенно когда правилами определено, что можно делать, а что нельзя) — это мощное средство для управления стрессом, приводящее к.улучшению восприятия знаний во всех сферах. Учителя часто считают, полезным разрешить ребенку двигаться по классу, когда он пытается рассказать о причинивших ему боль, поставивших его в унизительное положение или других затронувших его чувства инцидентах.

Прием «Ударь в щит»

Особо следует  сказать о приемах, помогающих детям  снять повышенную напряженность. Как  известно, именно с ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. В этих случаях можно использовать щит, который держит взрослый или другой ребенок и в который можно стучать мячом, бить кулаком и пр. Этот прием можно менять в зависимости от условий.

Игра «Эхо» (развитие фонематического слуха)

Перед игрой педагог объясняет детям, что такое эхо:

— Вы слышали  когда-нибудь про эхо? Чаще всего  эхо живет в горах, но его никто  никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать  голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажете: «Здравствуй, эхо!» — то оно ответит вам: «Здравствуй, эхо!» — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит.

После рассказа детям предлагается поиграть в игру, в которой они по очереди будут  исполнять роль эхо, то есть должны будут в точности повторить любой звук, который услышат.

В качестве материала  для воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова  и целые фразы.

Игра «Расколдуй слово» (развитие фонематического слуха и обучение звуковому анализу слов)

Педагог рассказывает детям сказку о злом волшебнике, который заколдовывает в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит. Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления ребятам объясняют, что  такое звук, чем он отличается от буквы, и приводят несколько примеров звукового анализа.

Затем дети распределяют между собой роли. Злой волшебник  должен быть один, а спасителей слов может быть несколько. По ходу игры участники меняются ролями.

Трудность предлагаемых для «расколдовывания» слов должна возрастать постепенно. Вначале предлагаются совсем простые слова: пол, кот, кит, каша и др. Все звуки слова должны произноситься ведущим очень четко, а гласные даже тянуться.

Эта игра проводится не в виде игры-соревнования, а как обычная сюжетно-ролевая игра. Как правило, ребята с увлечением и азартом производят звуковой анализ слов, который в виде учебного задания им недоступен и малоинтересен.

Игра «Палочки» (развитие моторики)

Палочки рассыпают  на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.

Правила игры: чтобы  рассыпать палочки на столе, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.

Поднимать палочки  можно рукой или уже взятой палочкой.

Палочки делают одинаковой толщины (до 5 мм) и длины (10-15 см). На каждого играющего должно приходиться до 10 палочек.

Игра «Бирюльки» (развитие моторики)

Играющие рассыпают  бирюльки (разные мелкие предметы) на столе  и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы  не задеть рядом лежащую. Если крючок, которым поднимают бирюльки, прикрепить к шнурку, то подцепить предмет  будет еще сложнее

Выигрывает  тот, кто вытащил. больше бирюлек. Игра заканчивается, если все бирюльки будут  разобраны.

Часы  отдыха «Играем на перемене и после  уроков»

Трудности нового школьного образа жизни с его  правилами, обязанностями, ранним вставанием по утрам маленькому школьнику помогут преодолеть различные игровые мероприятия («игровые минутки», «игровые часы»), которые могут проходить на свежем воздухе, пока позволяют погодные условия. Такие мероприятия способствуют смене деятельности детей, укрепляют здоровье, поднимают настроение, формируют положительное отношение к школьной среде.

Более того, предлагаемая в этом разделе подборка игр способствует расширению кругозора и словарного запаса-ребенка, развитию внимания и  моторики, что в делом повышает готовность первоклассника к школьному обучению.

Игра «Краски»

Перед игрой  ведущий должен познакомить детей  с самыми разнообразными

цветами и оттенками  красок.

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все  остальные игроки—краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель  стучится: «Тук-тук!» — «Кто там?»  — «Покупатель». — «Зачем пришел?»—«За  краской».—«За какой?» — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску он забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так все игроки проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило игры: покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Игра «Цветы»

Играющие могут  называться цветами, зверями, рыбами, птицами  и др. Каждый раз ведущий перед  началом игры рассказывает детям  о различных цветах, зверях, рыбах, птицах; показывает книги (открытки, карточки лото) с

их изображением.

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она вызывает какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок

Правила игры: пойманный меняет свое название ненова включается в игру; нельзя повторно произносить одно и то же название цветка; побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Игра «Птицы»

До начала игры ведущий читает детям рассказы о  различных птицах и показывает их на картинках.

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные — другие птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: кукушка, ласточка и др. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка: «Зачем пришел?» — «За птицей». — «За какой?» Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет его.

Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает  всех птиц.

Правила игры: выбегать может только угаданная птица, и ловить можно  тоже только ее.

Игра «Птицелов»

До начала игры ведущий разучивает с детьми крики различных птиц. Играющие выбирают себе название птиц, чьим крикам они могут подражать. Встают в круг, в центре которого ?— птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет

Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает  в ладоши, играющие останавливаются  на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает  крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя  игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры: играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути; игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Игра «Путешественник»

Каждая игра может быть тематической. Например, одна игра может быть посвящена названиям улиц родного города. Другая — названиям городов своей страны, третья — названиям рек своей страны, четвертая — названиям столиц разных государств и пр.

Перед каждой игрой  надо разбирать с детьми тот конкретный материал, которому будет посвящена игра.

Участники игры садятся в круг. Один лишь путешественник остается в центре круга. Сидящие  по кругу выбирают названия знакомых городов или стран, называют их вслух.

Путешественник  называет города, откуда и куда он хочет  поехать. Например: «Я путешествую из Риги в Москву». Участники игры, выбравшие эти города, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие, то есть становится путешественником

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине которого стоит  ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух.

Если ведущий  сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием рыбы. На слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.

Правила игры: ошибающийся выбывает из игры.

Игра «У Мазаля»

Участники игры выбирают деда Мазаля. Все остальные  отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, затем  идут к Мазалю и говорят:

— Здравствуй, дедушка Мазаль С длинной белой  бородой,

С карими глазами, С белыми усами!

— Здравствуйте, детки! Где вы были?

Что делали?

— Где мы были, вам не скажем,

А что делали — покажем!'

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Если дед Мазаль угадывает, что ему  показывают дети, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Игра «Дорожки»

На земле (или  на асфальте мелом) проводят разные по форме линии — это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие.

Бегать по дорожке  нужно, точно наступая на линию, не мешая друг другу и не наталкиваясь на впереди бегущего.

Длина дорожки  — не менее 3 м. Игру можно провести как соревнование. Для этого следует  нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце

11каждой положить цветные флажки. Тот, кто первым добежит до флажка, должен быстро поднять его над головой.

Игра «Стая уток»

Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты— «озера» (10-15 м), не меняя положения рук и ног. Побеждает та утка, которая первой достигнет озера (перейдет черту).

Правила игры: тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук и ног, считается проигравшим.

Игра «Колечко»

Играющие стоят  в шеренге, держа руки впереди  лодочкой. Выбирается один ведущий. В  руках у ведущего — небольшой  блестящий предмет (колечко, фантик из фольги).

Ведущий идет и  каждому как будто кладет колечко  в руки. При этом приговаривает:

Я иду, иду, иду, Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте  Да следите, не зевайте!

Одному из детей  он на самом деле незаметно кладет колечко в руки, а потом отходит  и говорит: «Колечко, колечко, выйди  на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его.

Правила игры: после слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — все игроки должны взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.

Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе