Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Файлы: 1 файл

дипломная работа по психологии.doc

— 2.36 Мб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ

Адаптация ребенка  к школе – одна из важнейших  задач современных психолого-педагогических исследований. Их результаты фокусируют социальные, природные, технологические, информационные, индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты человека в современном мире.

Актуальность  рассматриваемых исследований детерминирована  тем, что поступление в школу  и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы.

Развитие личности ребенка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе. От того, какой способ приспособления к требованиям новой социальной ситуации развития изберет ребенок, зависит не только успешность обучения. Зачастую адаптивные или дезадаптивные формы реагирования, проявившиеся в начальной школе, фиксируются в виде устойчивых психостилевых характеристик мышления и поведения и определяют успешность или не успешность жизнедеятельности взрослого человека [8, с.54].

У большинства детей в  те или иные периоды развития под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно на должном научном уровне организовывать их психолого-педагогическое сопровождение.  
      Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая ребенка, в процессе школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности [9, с.10-11].

Актуальность рассматриваемой  нами темы обусловлена противоречием  между потребностью школы, родителей  и самих детей в успешной адаптации  к школе и недостаточным уровнем  разработанности проблемы психологического сопровождения детей в адаптационный к школьному обучению период.

Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников  к школе.

Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Объект исследования: учащиеся первого класса.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое  сопровождение способствует успешной  адаптации первоклассников к  школе.

Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить психологическую литературу по изучаемой проблеме;
  2. Рассмотреть теоретические аспекты изучения  адаптации первоклассников к школе;
  3. Изучить психологические особенности первоклассников;
  4. Определить сущность понятия «психологическое сопровождение»; структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе;
  5. Проанализировать методы и методики исследования, используемые для психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе:
  6. Проведение эмпирического исследования с целью проверки гипотезы.

Теоретической основой исследования выступили  концепции личности отечественных  психологов: Божович Л.М.[10], Мухиной В.С[31]., Петровского А.А.[35], Прихожан А.М.[37] и др.

Теоретические основы психологического сопровождения адаптации детей  к школе, изложенные М.Р. Битяновой [8], Т.В. Азаровой [1], Е.И.Афанасьевой [9], Н.Л. Васильевой [9], Козыревой Е.А. [20], Овчаровой Р.В. [33], и др.

Нами в настоящей дипломной работе были использованы следующие методы научного исследования:

  • анализ научной и методической литературы,
  • метод наблюдения,
  • метод  опроса,
  • проективный метод,
  • метод психодиагностики

В качестве методик  исследования выступили:

  • Методика определения внутренней позиции школьника.
  • Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г.  И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)
  • Методика Люшера
  • Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)
  • Проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер)

      Исследование проводилось на базе МОУ СОШ посёлка Железнодорожный  Правдинского района Калининградской области с 1.09.11. по 30.11.11. Объект исследования – учащиеся 1 класса, в количестве 25 человек.

Практическая значимость работы заключается в том, что  наработанный материал может быть использован  в работе педагогов – психологов, учителей  в школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:  «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе

 

 

 Проблема адаптации детей  к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. 

Возникновение   понятия   "адаптация" (от лат. adapto-приспособляю, adaptane - приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость) относится ко второй половине  XVIIIв., когда немецкий физиолог Ауберт (1865 г.) использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действие адекватных раздражителей. В дальнейшем проблемой адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж.Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин) .

  В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие "адаптация" дается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

  С.А.Козлова рассматривает адаптацию как приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.

  В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

  В психологическом словаре адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. « Адаптация - процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); в основе адаптации человека лежит выработанная в процессе его - эволюционного развития совокупность морфофизиологических изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды-гомеостаза. [ 24, с. 3]

     В  психологии предложены различные  определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Следует также выработать такое определение адаптации личности, которое, выраженное в собственно психологических понятиях, стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и его результата - адаптированности личности к  определённым социальным ситуациям или устойчивым структурам.

Необихевиористское определение адаптации. Адаптация (adjustment) рассматривается двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Такое состояние  адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.

Интеракционистское  определение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности  адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия  среды: а) принятие и эффективный  ответ на те социальные ожидания, с  которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками,, ухаживание, брак). Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.  Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний.

Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского  понимания адаптации: представители  этого направления  психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и  приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений» [50, C.78].

Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нм проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов, как он представлен в книге Т. Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.  

Психоаналитическая  концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком  Г. Гартманном, а механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд.

Психоаналитическое  понимание адаптации опирается  на представления З. Фрейда о структуре  психической сферы личности, в  которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego.  Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego - принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности.

Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»; б) аутопластическая адаптация - изменение себя  «под мир».

     В  науке выделяют несколько видов  адаптации. [18, 21]

1.Физиологическая  адаптация.

Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе