Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:55, дипломная работа
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ» 6
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе 6
1.2 . Психологические особенности первоклассников 17
1.3 . Сущность понятия «психологическое сопровождение» 27
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2 . Анализ и обсуждение результатов 49
2.2.1 Констатирующая диагностика уровня адаптации первоклассников к школе 49
2.2.2. Проведение занятий по программе психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе 62
2.2.3. Повторная диагностика уровня адаптации. 64
Выводы по II главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Адаптация ребенка
к школе – одна из важнейших
задач современных психолого-
Актуальность рассматриваемых исследований детерминирована тем, что поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы.
Развитие личности ребенка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе. От того, какой способ приспособления к требованиям новой социальной ситуации развития изберет ребенок, зависит не только успешность обучения. Зачастую адаптивные или дезадаптивные формы реагирования, проявившиеся в начальной школе, фиксируются в виде устойчивых психостилевых характеристик мышления и поведения и определяют успешность или не успешность жизнедеятельности взрослого человека [8, с.54].
У большинства детей в
те или иные периоды развития под влиянием
ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной
сферы или поведения. Обычно эти нарушения
носят временный характер. У некоторых
же детей они проявляются часто, упорно
и приводят к социальной дезадаптации.
Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников
к школе не был травматичным, а осуществлялся
эффективно и гармонично, важно на должном
научном уровне организовывать их психолого-педагогическое
сопровождение.
Психолого-педагогическое
сопровождение – это профессиональная
деятельность взрослых, взаимодействующих
с ребенком в школьной среде. Сопровождающая
работа психолога должна быть направлена
на создание благоприятных социально-психологических
условий для успешного обучения ребенка,
его социального и психологического развития.
В частности, психолог, сопровождая ребенка,
в процессе школьного обучения обязан,
с одной стороны, помочь ему максимально
использовать предоставленные возможности
для образования или развития, а с другой
стороны, приспособить индивидуальные
особенности к заданным извне условиям
школьной жизнедеятельности [9, с.10-11].
Актуальность рассматриваемой
нами темы обусловлена противоречием
между потребностью школы, родителей
и самих детей в успешной адаптации
к школе и недостаточным
Целью нашего исследования
стало рассмотрение вопроса психологического
сопровождения адаптации
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования: учащиеся первого класса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое сопровождение способствует успешной адаптации первоклассников к школе.
Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи:
Теоретической основой исследования выступили концепции личности отечественных психологов: Божович Л.М.[10], Мухиной В.С[31]., Петровского А.А.[35], Прихожан А.М.[37] и др.
Теоретические основы психологического сопровождения адаптации детей к школе, изложенные М.Р. Битяновой [8], Т.В. Азаровой [1], Е.И.Афанасьевой [9], Н.Л. Васильевой [9], Козыревой Е.А. [20], Овчаровой Р.В. [33], и др.
Нами в настоящей дипломной работе были использованы следующие методы научного исследования:
В качестве методик исследования выступили:
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ посёлка Железнодорожный Правдинского района Калининградской области с 1.09.11. по 30.11.11. Объект исследования – учащиеся 1 класса, в количестве 25 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, что наработанный материал может быть использован в работе педагогов – психологов, учителей в школах.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
1.1.Теоретические аспекты изучения адаптации первоклассников к школе
Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Возникновение понятия "адаптация" (от лат. adapto-приспособляю, adaptane - приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость) относится ко второй половине XVIIIв., когда немецкий физиолог Ауберт (1865 г.) использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действие адекватных раздражителей. В дальнейшем проблемой адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж.Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин) .
В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие "адаптация" дается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
С.А.Козлова рассматривает адаптацию как приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.
В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
В психологическом словаре адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. « Адаптация - процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); в основе адаптации человека лежит выработанная в процессе его - эволюционного развития совокупность морфофизиологических изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды-гомеостаза. [ 24, с. 3]
В
психологии предложены
Необихевиористское определение адаптации. Адаптация (adjustment) рассматривается двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Такое состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.
Интеракционистское
определение адаптации. Согласно интеракционистской
концепции адаптации, которую развивает,
в частности, Л. Филипс, все разновидности
адаптации обусловлены как
Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками,, ухаживание, брак). Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний.
Следует отметить
еще одну важную особенность
Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нм проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов, как он представлен в книге Т. Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.
Психоаналитическая концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, а механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд.
Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego - принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности.
Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»; б) аутопластическая адаптация - изменение себя «под мир».
В
науке выделяют несколько
1.Физиологическая адаптация.
Информация о работе Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в школе