Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования раскрыть особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
3. Провести исследование адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
4. Доказать эффективность работы по психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации к школе

Оглавление

Введение ……………..………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….……………..……….………………………………5
1.1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников………………..………….………………………………………..5
1.2. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассников в психолого – педагогической литературе.……………….…………………………………………………………12
Выводы по главе I ……………………….………….………………………18
Глава II.Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе…………………………………19
2.1. Методы исследования ……………………………………………..... 19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение...................................20
Выводы по главе II …………………………….………………………....…24
Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе ………..………………………………………………………..25
3.1. Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе ……….…………………………………………….…25
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….…………………………………………………….28
Выводы по главе III …………………………………………….…..……....31
Заключение………………………………..……………………………….. .32
Литература……………………….……..…………………………………... 33
Приложение …………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

чистовик диплом.docx

— 107.87 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение ……………..………………………………………………………. 3

 

Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….……………..……….………………………………5

 

    1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников………………..………….………………………………………..5

 

    1. Проблема психологического сопровождения в период  адаптации первоклассников в психолого – педагогической литературе.……………….…………………………………………………………12

 

Выводы по главе I ……………………….………….………………………18

 

Глава II.Эмпирическое  исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе…………………………………19

 

    1. Методы исследования ……………………………………………..... 19

 

    1. Результаты исследования и их обсуждение...................................20

 

Выводы по главе II …………………………….………………………....…24

 

Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе ………..………………………………………………………..25

 

3.1.    Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе ……….…………………………………………….…25

 

3.2.    Анализ эффективности психологического  сопровождения первоклассников  в период адаптации к школе………………………….…………………………………………………….28

 

Выводы по главе III …………………………………………….…..……....31

 

Заключение………………………………..……………………………….. .32

 

Литература……………………….……..…………………………………... 33

 

Приложение …………………………………………………………………35

Введение

 

         Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы.  
         Развитие личности ребенка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе. От того, какой способ приспособления к требованиям новой социальной ситуации развития изберет ребенок, зависит не только успешность обучения. Зачастую адаптивные или дезадаптивные формы реагирования, проявившиеся в начальной школе, фиксируются в виде устойчивых психостилевых характеристик мышления и поведения и определяют успешность или не успешность жизнедеятельности взрослого человека. 
          У большинства детей, в те или иные периоды развития, под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно на должном научном уровне организовывать их психологическое сопровождение.  
         Психологическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая ребенка, в процессе школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.  
         Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена переходом начального общего образования на стандарты второго поколения.  Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
  • Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Цель нашего исследования раскрыть особенности психологического  сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.

Объект исследования - адаптация первоклассников к условиям обучения в школе.  
         Предмет исследования - психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе.

Гипотеза исследования: Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками.

Задачи  исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
  2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
  3. Провести исследование адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
  4. Доказать эффективность работы по  психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации к школе

 

Теоретическую основу нашего исследования составляют базисные положения психологии детства Л.С. Выготского, теоретические основы психологического сопровождения адаптации детей к школе, изложенные М.Р. Битяновой, Т.В. Азаровой, Е.И. Афанасьевой, Н.Л. Васильевой.

Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели в качестве методов исследования нами были использованы: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов, критерий φ٭ - угловое преобразование Фишера.

Практическая значимость работы состоит в том, что нами были подобраны диагностические методики и коррекционно – развивающие упражнения способствующие адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.

  Базой нашего исследования стал первый класс МКОУ Средне – Муйская СОШ.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.

 

 

 

Глава  I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе

 

    1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников

 

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация – это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация – это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда – есть внешний стереотип. «При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового».

При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное – универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.

Адаптация (от лат. Adaptatio – приспособление), по Ж.Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды  или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта. Именно Ж.Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание.

В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж.Пиаже, возражал против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза (в значении «приспособление») на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличаются от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания. Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.

Понятие психологической адаптации рассматривается как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психологическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления соответственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать  связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врождённой и приобретённой способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди. Врождённые основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врождённые задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.

Адаптированность – уровень физического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворённости или неудовлетворённости собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация – всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трёх формах: невротической (неврозы), агрессивно – протестной и капитулятивно – депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребёнка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.

Как и взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п..

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи возникающими вопросами об эффективности начального этапа обучения. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия.

 В последнее время увеличивается  количество детей, которые уже  в начальной школе не справляются  с учебной программой. Они требуют  особого внимания со стороны  педагога и психолога, так как  хроническое отставание в начальной  школе отрицательно складывается  на дальнейшем интеллектуальном  и личностном развитии учащихся.

Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Известно, что в основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности – учения, перестраивается весь повседневный ход его жизни.

Приходя в школу, ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции, которое может произойти не в самом начале обучения, а годом позже, коренным образом меняет самосознание ребенка как личности. (Е. Аристархова, Н.И. Гуткина).

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. (И.Ю. Кулагина)

В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция на свои переживания, новое отношение к себе. Переживания приобретают смысл.

Каковы условия возникновения психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. [8] Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. [13] Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. [16] В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. [13] В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. [14]

Информация о работе Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе