Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:38, дипломная работа
Цель нашего исследования раскрыть особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
3. Провести исследование адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
4. Доказать эффективность работы по психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации к школе
Введение ……………..………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….……………..……….………………………………5
1.1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников………………..………….………………………………………..5
1.2. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассников в психолого – педагогической литературе.……………….…………………………………………………………12
Выводы по главе I ……………………….………….………………………18
Глава II.Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе…………………………………19
2.1. Методы исследования ……………………………………………..... 19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение...................................20
Выводы по главе II …………………………….………………………....…24
Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе ………..………………………………………………………..25
3.1. Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе ……….…………………………………………….…25
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….…………………………………………………….28
Выводы по главе III …………………………………………….…..……....31
Заключение………………………………..……………………………….. .32
Литература……………………….……..…………………………………... 33
Приложение …………………………………………………………………35
Заключение
В данной
работе нами была изучена психолого –
педагогическая литература по проблеме
психологического сопровождения адаптации
первоклассников к школе. При изучении
литературы, нами было выявлено, что первый
класс школы — один из наиболее важных
и трудных периодов в жизни детей. Поступление
малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой
ситуации: изменяется привычный стереотип
поведения, возрастает психоэмоциональная
нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком
целый ряд задач, не связанных непосредственно
с его предыдущим опытом, но требующих
максимальной мобилизации интеллектуальных
и физических сил. На ребенка влияет комплекс
новых факторов: классный коллектив, личность
педагога, изменение режима, непривычно
длительное ограничение двигательной
активности и, конечно, появление новых,
не всегда привлекательных обязанностей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для того чтобы психологическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения в школе был эффективным, необходимы следующие этапы его организации: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационно-просветительская работа.
Эмпирическое исследование адаптации учащихся первого класса к школе показало, что 66 % имеют средний и низкий уровень адаптации. Для этих детей характерны трудности: ориентация в пространстве (не знают где право, где лево), не способны к произвольному поведению (часто отвлекаются), плохо развита речь (дают односложные ответы), плохо развито абстрактное мышление, плохо развиты мелкие мышцы кисти руки, необходимые для становления навыков письма и совершенствования рисунка. Этих детей мы отнесли к «группе риска».
Нами была составлена и апробирована программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками.
Приложение 1
Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей «группы риска», проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого - педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) |
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности, мероприятия |
Сроки |
Ответственные | |
Психолого-педагогическая диагностика | |||||
Углубленная диагностика детей «группы риска» |
Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации, создание диагностических "портретов" детей |
Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) |
Сентябрь - Октябрь |
Педагог-психолог Учитель-логопед |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».
Задачи (направления) деятельности |
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности, мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей «группы риска» |
Позитивная динамика развиваемых параметров |
1.Формирование групп для 2.Составление расписания занятий. 3.Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка |
В течение года |
Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Учитель-логопед |
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности |
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности, мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Консультирование педагогических работников |
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение года |
Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи |
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение года |
Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания |
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
В течение года |
Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи (направления) деятельности |
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности, мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по социальным, правовым и другим вопросам |
Организация работы семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. |
Информационные мероприятия |
В течение года |
Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей «группы риска» |
Организация методических мероприятий |
Информационные мероприятия |
В течение года |
Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |