Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования раскрыть особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
3. Провести исследование адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
4. Доказать эффективность работы по психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации к школе

Оглавление

Введение ……………..………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….……………..……….………………………………5
1.1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников………………..………….………………………………………..5
1.2. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассников в психолого – педагогической литературе.……………….…………………………………………………………12
Выводы по главе I ……………………….………….………………………18
Глава II.Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе…………………………………19
2.1. Методы исследования ……………………………………………..... 19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение...................................20
Выводы по главе II …………………………….………………………....…24
Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе ………..………………………………………………………..25
3.1. Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе ……….…………………………………………….…25
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….…………………………………………………….28
Выводы по главе III …………………………………………….…..……....31
Заключение………………………………..……………………………….. .32
Литература……………………….……..…………………………………... 33
Приложение …………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

чистовик диплом.docx

— 107.87 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе нами была изучена психолого – педагогическая литература по проблеме психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе. При изучении литературы, нами было выявлено, что первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.  
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для того чтобы психологическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения в школе  был эффективным, необходимы следующие этапы его организации: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационно-просветительская работа.

Эмпирическое исследование адаптации учащихся первого класса к школе показало, что 66 % имеют средний и низкий уровень адаптации. Для этих детей характерны трудности: ориентация в пространстве (не знают где право, где лево), не способны к произвольному поведению (часто отвлекаются), плохо развита речь (дают односложные ответы), плохо развито абстрактное мышление, плохо развиты мелкие мышцы кисти руки, необходимые для становления навыков письма и  совершенствования рисунка. Этих детей мы отнесли к «группе риска».

Нами была составлена и апробирована программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе/ Издательство «Пеленг», г. Томск, 1994.             
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. 1991.
  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 1991.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991.
  5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. Л.: Наука, 1988.— 260 с.
  6. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
  7. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  8. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. , Владос, 1998.
  9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1986.
  10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 352с.
  11. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
  12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. – Ж. ²Дефектология² № 2, 2001 – С. 89-96.
  13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 224 с.
  14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984, 432 с.
  15. Гин СИ., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». - М., 2002
  16. Глассер У. Школа без неудачников, Прогресс, 1991.
  17. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  18. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993
  19. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975 – 365 с.
  20. Завуч начальной школы. №3, №5 2002. Научно-практический журнал
  21. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики/ Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980
  22. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.
  23. Колмыков В.Н. Диагностика уровня мышления первоклассников. – Воронеж. Изд-во ВОИПКРО, 1999 – 53 с.
  24. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
  25. Кушнир Н.Я., Мажимук Н.М. «Введение в школьную жизнь». - Минск, 1995.
  26. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – //Школьный психолог, № 9, 2001 – 8-9 с.
  27. Мухина В.С. Детская психология М. 1985.
  28. Начальная школа №8 2005.
  29. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.
  30. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. – Ч.2. Методические указания. / Под ред. М.Б. Михалевской. – М., 1985. – 57 с.
  31. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: сфера, 1998 – 240 с.
  32. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
  33. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528с.
  34. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника / Нач. школа., 2005, № 5.
  35. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002.
  36. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. М.: Психология, 2003. - 352 с.
  37. Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. М. 1999 – кн. 1
  38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 705 с.
  39. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
  40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
  41. Цукерман Г.А. Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 2-е изд. испр. – М.: Генезис. 2003 – 128 с.
  42. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. М., Учпедгиз., 1960-328 с.
  43. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих. труды М., 1987 –416 с.

 

 

 
Приложение

 

Приложение 1

 

Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе

 

Диагностическая работа

 

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей «группы риска», проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого - педагогической помощи.

 

 

Задачи (направления деятельности)

 

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности,

        мероприятия

 

Сроки

 

Ответственные

 

Психолого-педагогическая диагностика

 

Углубленная  диагностика детей «группы риска»

 

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации, создание диагностических "портретов" детей

 

Диагностирование.

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

 

 

Сентябрь - Октябрь

 

Педагог-психолог

Учитель-логопед


 

 

Коррекционно-развивающая работа

 

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».

 

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей «группы риска»

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной  работы.

2.Составление  расписания занятий.

3.Проведение  коррекционных занятий.

4. Отслеживание  динамики развития ребенка

 

В течение года

Заместитель директора по УВР Педагог-психолог

Учитель-логопед


 

 

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

 

 

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

     Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по  вопросам обучения и воспитания

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР


      

 

 Информационно – просветительская работа

 

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.

 

 

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др.

Информационные мероприятия

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей «группы риска»

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР


 

 


Информация о работе Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе