Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования раскрыть особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
3. Провести исследование адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
4. Доказать эффективность работы по психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации к школе

Оглавление

Введение ……………..………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….……………..……….………………………………5
1.1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников………………..………….………………………………………..5
1.2. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассников в психолого – педагогической литературе.……………….…………………………………………………………12
Выводы по главе I ……………………….………….………………………18
Глава II.Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе…………………………………19
2.1. Методы исследования ……………………………………………..... 19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение...................................20
Выводы по главе II …………………………….………………………....…24
Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе ………..………………………………………………………..25
3.1. Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе ……….…………………………………………….…25
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….…………………………………………………….28
Выводы по главе III …………………………………………….…..……....31
Заключение………………………………..……………………………….. .32
Литература……………………….……..…………………………………... 33
Приложение …………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

чистовик диплом.docx

— 107.87 Кб (Скачать)

Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая ребенка, в процессе школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  II.  Эмпирическое  исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе

 

2.1 Методы исследования

Работа проводилась на базе МОУ Средне – Муйская СОШ в период сентябрь – октябрь 2011 года. Нами было обследовано 15 детей в возрасте 7 лет. В работе использовались следующие методики:

Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе. (Тест разработан С.А.Банковым (кафедра психологии НГПИ).

При проведении этой методики детям предлагалось ответить на открытые вопросы, которые позволяют собрать сведения о запасе представлений ребёнка, его ориентировке, семейной ситуации. Также эти вопросы позволяют создать атмосферу доверия, ввести ребёнка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к её организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребёнку возможность самостоятельно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы.

Результаты оценивались следующим образом: дети, набравшие при ответе на вопросы 24 – 29 баллов, считаются «школьно – зрелыми»; 20 – 24 балла – «средне – зрелыми»; 15 – 20 баллов – «незрелыми».

Определение школьной зрелости по тесту Керна – Ирасека.

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно – необходимых функций. При проведении этой методики детям предлагалось выполнить 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определённом пространственном положении. Первое задание даёт возможность выявить зависимость между избирательной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Выполнение второго и третьего задания теста связано с уровнем развития у ребёнка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте исключительно абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребёнок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и  совершенствования рисунка.

Результаты оценивались следующим образом: детей, получивших в сумме за выполнение трёх заданий данного теста 3 – 5 баллов, мы отнесли к «школьно – зрелым»; 6 – 9 баллов к «средне – зрелым»; 10 и более баллов – к «незрелым».

Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Это опросник для учителя, разработанный Л. М. Ковалевой – Н. Н. Тарасенко. При проведении этой методики учителю было предложено 45 утверждений поведения ребенка в школе и одно – касающееся родителей. Все утверждения сгруппированы по факторам поведения ребенка. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычёркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребёнка. Такое построение позволяет учителю быстро сориентироваться и определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

Результаты оценивались следующим образом: посчитав общую сумму баллов, которую набрал ребёнок, мы по формуле К=П:70х100 определили его коэффициент дезадаптации (где К - коэффициент дезадаптации, П – количество баллов, набранных ребёнком). У детей, с коэффициентом до 14 % дезадаптация отсутствует, от 15 -30 % - средняя степень дезадаптации, выше 30 % - серьёзная степень дезадаптации.

 

2.2 Результаты исследования  и их обсуждение

 

        В результате определения уровня адаптации к условиям обучения в школе у первоклассников, по методике «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», мы получили результаты, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение выборки по уровню адаптации к условиям обучения в школе у первоклассников (в %)

 

Из рисунка видно, что у 26 % детей серьёзная степень дезадаптации. Эти дети при поступлении в школу не владели элементарными учебными навыками (не умели считать, не знали буквы), у них плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы). Они очень любят играть, играют даже на уроках, в школу приносят игрушки, легко отвлекаются от выполнения задания при малейшей причине (скрипнула дверь, что – то упало). У 34 % дезадаптация отсутствует. Эти дети при поступлении в школу знали буквы, умели считать. На уроках они не отвлекаются, легко перестраиваются с одной деятельности на другую. У них хорошо развиты мелкие мышцы рук, отвечают полными ответами. Но на переменах, также как и остальные дети, любят шумные, подвижные игры. А у большей части испытуемых – 40 % средняя степень дезадаптации. Дети со средней степенью дезадаптации также любят играть, некоторые приносят в школу игрушки, любят шумные, подвижные игры на переменах. После интересной игры их трудно настроить на серьёзную работу, к концу урока работают хуже. Некоторые из них знали буквы, умели считать.

При определении уровня «школьной зрелости» по методике «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека», мы получили следующие результаты. Эти результаты представлены на рисунке 2.

 

 

 

Рис. 2. Распределение выборки по уровню школьной зрелости по тесту Керна – Ирасека (в %)

 

 

На основании полученных результатов можно выделить 3 группы детей с разным уровнем сформированности «школьной зрелости»

В первой группе - «незрелые», находятся дети, набравшие 10 и более баллов, они составили 20 % от общего количества учащихся. Эти дети при выполнении первого  задания «Рисование мужской фигуры» нарисовали мужчину, у которого отсутствуют уши, волосы, ступни на ногах. При выполнении второго задания «Имитация написанного текста» получили 4 – 5 балла (с образцом схожи две буквы, а остальные каракули). При выполнении третьего задания «Срисовка группы точек» -  3 – 4 балла (рисунок лишь напоминает образец, но всё – таки он сделан из точек).

 Во  второй группе - «средне – зрелые», находятся дети, которые за выполнение трёх заданий в сумме набрали от 6 до 9 баллов. Этот уровень составил 46 % учащихся. При выполнении первого  задания «Рисование мужской фигуры» нарисовали мужчину, у которого есть голова, туловище, руки и ноги. В некоторых рисунках у мужчины отсутствует шея, волосы, уши. При выполнении второго задания «Имитация написанного текста» получили от 2 до 4  баллов (у некоторых предложение можно прочитать, у некоторых буквы разделены на три группы). При выполнении третьего задания «Срисовка группы точек» - 1 – 3 балла (количество и состав точек соответствует образцу).

 В  третьей группе - «школьно – зрелые», находятся  дети, которые за выполнение трёх заданий в сумме набрали 3 – 5 баллов. Этот уровень составил 34 % учащихся. При выполнении первого  задания «Рисование мужской фигуры» нарисовали мужчину, у которого голова и туловище соединяются шеей. На голове – волосы (возможны шапка или шляпа), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды. При выполнении второго задания «Имитация написанного текста» получили от 1 до 2 баллов (имитация, которую можно прочитать). Буквы образуют три слова. При выполнении третьего задания «Срисовка группы точек» - 1- 2 балла (точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки).

В результате  определения психосоциальной зрелости по методике «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе», нами были получены следующие результаты. Эти результаты представлены на рисунке 3.

 

 

Рис. 3. Распределение выборки по методике «Психосоциальная зрелость по тестовой беседе» (в %)

 

К «незрелым» мы отнесли 27 % детей, которые в сумме получили 15 – 20 баллов. Большинство детей этого уровня давали не полные ответы на поставленные вопросы, не могли назвать полный домашний адрес, не знают где право, где лево.

К «средне – зрелым» мы отнесли 27 % детей, которые в сумме получили 20 – 24 балла.  Дети этого уровня также получили по 0,5 балла за некоторые неполные ответы на подвопросы пункта. Не могли правильно указать применение школьной атрибутики.

«Школьно – зрелые» дети составили 46 %. К ним мы отнесли учащихся, которые в сумме набрали 25 – 29 баллов. Дети давали правильные, полные ответы. У многих отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14 – 16 набрали 5 баллов).

В результате определения особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе мы получили следующие результаты. Эти результаты представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

«Результаты диагностики адаптации первоклассников    к условиям обучения в школе» (в %)

 

методики

№ 1

№ 2

№ 3

уровень

адаптации

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

результаты

(в %)

  46  

   27

  27   

34

46

20

34

40

26

всего (в %)

46

54

34

66

34

66


 

№ 1 – «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

№ 2 – «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека»

№ 3 – «Психологический анализ особенностей адаптации»

В – высокий уровень адаптации

С – средний уровень адаптации

Н – низкий уровень адаптации

По результатам диагностики адаптации первоклассников к условиям обучения в школе мы видим что, 54% детей (по методике «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе») и 66% (по методикам «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека» и «Психологический анализ особенностей адаптации») имеют средний и низкий уровень адаптации.

Именно эти дети испытывают трудности во время адаптации. Они нуждаются в помощи психолога, чтобы период адаптации прошёл менее болезненно.

 

Выводы по главе II

 

     В результате проведённого исследования было выявлено, что большинство детей - 66% имеют средний и низкий уровень адаптации. Эти дети при поступлении в школу не владели элементарными учебными навыками (не умели считать, не знали буквы), у них плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы), давали не полные ответы на поставленные вопросы,

Выборку нашего исследования составили 66 % детей, которых мы отнесли к «группе риска». Они имеют средний и низкий уровень адаптации по проведённым методикам.

Для успешной адаптации с этими детьми необходимо провести коррекционную работу, направленную на формирование внутренних познавательных мотивов, развитие коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе

 

3.1.    Программа психологического  сопровождения первоклассников  в      период адаптации к школе

 

Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

В основе психологического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания программы психологического сопровождения в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав и интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Цель: создание  системы психологического сопровождения детей «группы риска» (социальные, учебные, поведенческие).

Задачи:

Информация о работе Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе