Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:38, дипломная работа
Цель нашего исследования раскрыть особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
3. Провести исследование адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
4. Доказать эффективность работы по психологическому сопровождению первоклассников в период адаптации к школе
Введение ……………..………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….……………..……….………………………………5
1.1. Теоретические подходы к изучению школьной адаптации первоклассников………………..………….………………………………………..5
1.2. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассников в психолого – педагогической литературе.……………….…………………………………………………………12
Выводы по главе I ……………………….………….………………………18
Глава II.Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к условиям обучения в школе…………………………………19
2.1. Методы исследования ……………………………………………..... 19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение...................................20
Выводы по главе II …………………………….………………………....…24
Глава III. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе ………..………………………………………………………..25
3.1. Программа психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе ……….…………………………………………….…25
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе………………………….…………………………………………………….28
Выводы по главе III …………………………………………….…..……....31
Заключение………………………………..……………………………….. .32
Литература……………………….……..…………………………………... 33
Приложение …………………………………………………………………35
Программа психологического сопровождения на ступени начального общего образования (Приложение 1) включает в себя взаимосвязанные этапы (направления). Данные этапы отражают её основное содержание:
- Первый этап: диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей «группы риска», проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
На этом этапе мы провели диагностику учащихся первого класса с помощью методик «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека», «Психологический анализ особенностей адаптации», «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе». И выявили детей «группы риска», которые имеют средний и низкий уровень адаптации по проведённым методикам. Дети «группы риска» составили 66 % от общего числа обучающихся 1 класса. Для этих детей характерны трудности: ориентация в пространстве (не знают где право, где лево), не способны к произвольному поведению (часто отвлекаются), плохо развита речь (дают односложные ответы), плохо развито абстрактное мышление, плохо развиты мелкие мышцы кисти руки, необходимые для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
- Второй этап: коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
На этом этапе для детей, которые составили «группу риска», была разработана программа коррекции школьной дезадаптации (на основе книг Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе», Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь», Н.Я. Кушнир, Н.М. Мажимук «Введение в школьную жизнь», С.И. Гин, И.Е. Прокопенко «Первые дни в школе»)
- 3 этап: консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
На этом этапе проводились индивидуальные консультации с педагогом и родителями.
Взаимодействие с родителями первоклассников:
Рекомендации педагогу:
- 4 этап: информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
На этом этапе были проведены:
Условия реализации программы: программа может быть реализована при условии наличия в образовательном учреждении следующих специалистов: педагог-психолог, учитель - логопед, социальный педагог.
Имеется специально оборудованные кабинеты психолога и логопеда.
Материалы и оборудование: методическая литература, психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия.
Механизм реализации программы: на начальном
этапе специалисты ППК школы (педагог-психолог,
учитель-логопед) и классные руководители
определяют уровень психического развития
детей, после чего создается банк данных
обучающихся, нуждающихся в специализированной
помощи. Специалисты ППК на заседании
представляют свои данные по диагностике
детей «группы риска» и рекомендации по
построению работы с этими детьми. На основе
этих данных классные руководители и специалисты
ППК разрабатывают индивидуальные программы
по работе с «детьми «группы риска». В
обобщенном виде рекомендации представляются
на педагогическом совете.
3.2. Анализ эффективности
психологического
Для того чтобы проанализировать полученный результат и выявить эффективность проведённой работы, мы провели повторную диагностику. Для этого был использован тот же блок методик: «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека», «Психологический анализ особенностей адаптации», «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе».
Результаты исследований до и после воздействия были объединены в сводную таблицу № 2.
Таблица 2
Результаты диагностики адаптации первоклассников к условиям обучения в школе до и после проведения психологического сопровождения. (в %)
Средний и низкий уровень адаптации по методике № 1 |
Средний и низкий уровень адаптации по методике № 2 |
Средний и низкий уровень адаптации по методике № 3 | |||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
54 |
36 |
66 |
40 |
66 |
39 |
№ 1 – «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе
№ 2 – «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека»
№ 3 – «Психологический анализ особенностей адаптации»
Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу.
Качественный анализ показал, что в процентном отношении количество детей с низким и средним уровнем адаптации стал ниже по всем трём методикам. Большинство детей на уроках стали меньше отвлекаться, легче перестраиваются с одной деятельности на другую. Стали лучше развиты мелкие мышцы рук, отвечают более полными ответами. Проблемы и страхи в отношениях с учителем утратили свою значимость для большего количества детей, теперь общий эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, более будет способствовать успешности обучения.
Полученные данные мы представили в виде гистограммы, она позволяет наглядно представить изменения уровня адаптации в данном классе по окончанию психолого-педагогического сопровождения. (Рисунок 4)
1 – «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе
2 – «Школьная зрелость по тесту Керна – Ирасека»
3 – «Психологический анализ особенностей адаптации»
Рис. 4. Результаты диагностики адаптации первоклассников к условиям обучения в школе до и после проведения психологического сопровождения
Чтобы установить эффективность психологического сопровождения первоклассников в период адаптации мы использовали критерий φ٭- угловое преобразование Фишера.
Для расчёта критерия, мы составили четырёхклеточную таблицу
Таблица 3
Четырёхклеточная таблица для расчёта критерия φ٭
группы |
«есть эффект» |
«нет эффекта» |
суммы | ||||
количество испытуемых |
% доля |
количество испытуемых |
%доля |
||||
1 группа |
5 |
34 |
А |
10 |
66 |
Б |
15 |
2 группа |
6 |
60 |
В |
4 |
40 |
Г |
10 |
суммы |
11 |
14 |
25 |
По таблице XII Приложения 1 из книги Елены Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.
φ1 (34%) = 1, 245
φ2 (60%) = 1,772
Теперь посчитаем эмпирическое значение φ٭ по формуле:
φ٭ = (φ2 – φ1) * √n1*n2/n1+n2
где φ2 – угол, соответствующий большей % доле
φ1 – угол, соответствующий меньшей % доле
n1 – количество испытуемых в 1группе
n2 – количество испытуемых во 2 группе
φ٭ эмп = (1,772 – 1,245) *√15*10/15+10 = 0,527*√6,54 = 0,527*2,449 = 2,35
По таблице XIII Приложения 1определяем, какому уровню значимости соответствует φ٭ эмп.
p = 0, 008
φ٭ кр = {1,64 (p≤ 0,05)
{2,31 (p≤ 0,01)
φ٭ эмп = 2,35
φ٭ эмп > φ٭ кр
Построим «ось значимости»
φ* = 0,05 φ* = 0,01
зона не значимости зона значимости
Полученное эмпирическое значение φ* эмп находится в зоне значимости. Полученные данные позволяют нам говорить о том, что проведённое психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе прошло успешно, оно способствовало формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками.
Наша гипотеза подтверждена.
Выводы по главе III
Апробация программы психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе показала нам эффективность проделанной работы. Мы предполагали что, психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками, способствуют успешному процессу адаптации к обучению в школе.
Результаты, полученные до и после окончания психолого-педагогического сопровождения, были подвергнуты статистическому анализу с использованием критерия φ٭- угловое преобразование Фишера.
В результате сравнительного анализа комплексной диагностики выдвинутая гипотеза была подтверждена.