Психологическая подготовка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:54, реферат

Краткое описание

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…....…6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………..10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе...15
Глава 2. Психологическая помощь в подготовке детей к школьному обучению.
2.1 Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению……………………………………………………………21
2.2 Программа психологической помощи школьного педагога-психолога ребенку в период подготовки к школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………...………………………39
Список использованных информационных источников………………….41

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 201.50 Кб (Скачать)
 

     Оглавление 

     Введение………………………………………………………………….....3

   1. Теоретические основы становления  психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе

   1.1 Психологическая характеристика  детей дошкольного возраста…....…6

   1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………..10

   1.3 Анализ методов диагностики психологической  готовности к школе...15

   Глава 2. Психологическая помощь в подготовке детей к школьному обучению.

   2.1 Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению……………………………………………………………21

   2.2 Программа психологической помощи  школьного педагога-психолога   ребенку в период подготовки  к школе…………………………………………26

   Заключение…………………………………………...………………………39

   Список  использованных информационных источников………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Поступление в школу - это начало нового этапа  в жизни ребенка, вхождение его  в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений  со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

     Проблема  психологической готовности к школе  для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в  работах, изучающих школьную зрелость детей. (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасел, 1970, и др.)

     Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

     Мы  живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

     С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

     В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано  множество методик, программ (Гудкина  Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей  и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

     Но  на практике психологу трудно выбрать  из этого множества ту, которая  полностью поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе. Это и определяет актуальность выбранной  темы.

     Цель  работы: Изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе и разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе.

       Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогичечской литературы по теме исследования. Определение содержания понятия «школьная зрелость».
  2. Выявление уровней психологической готовности детей к школе.
  3. Анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.

     4. Разработать программу занятий, направленную на оказание психологической помощи детям, не подготовленным к школьному обучению.

     Объект  исследования: дети старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. 

     Методы  исследования: Наблюдение, беседы, обследование с помощью специальных методик, изучение специальной литературы, обработка информации.

     Практическая  значимость работы:

     разработана коррекционная программа, позволяющая профессионально и системно подойти к проблеме готовности к школе, которая может быть рекомендована педагогам-психологам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  становления психологической  готовности ребенка дошкольника к обучению в школе 

      1.1 Психологическая  характеристика детей  дошкольного возраста 

     В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

     Рассмотрим  основные параметры психического развития дошкольника.

     Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления – основной формы мышления в этом возрасте.

     Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. В отечественной  психологии развитие рассматривается  как присвоение ребенком знаний и  опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый.

     Общение ребенка со взрослым оказывает влияние  на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников,

     В процессе психического развития ребенка  его общение со взрослыми развивается  и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе.

     Переход к дошкольному детству знаменуется  и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживания. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

     В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной  сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит ее формирование.

     Именно  в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

     В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка. Формирование произвольного поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе.

     В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

     В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая  деятельность, общение со взрослыми  и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

     Интересующий  нас старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил название кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л.С. Выготский указывал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка», т.е. ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному.

Информация о работе Психологическая подготовка к школе