Психологическая подготовка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:54, реферат

Краткое описание

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…....…6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………..10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе...15
Глава 2. Психологическая помощь в подготовке детей к школьному обучению.
2.1 Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению……………………………………………………………21
2.2 Программа психологической помощи школьного педагога-психолога ребенку в период подготовки к школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………...………………………39
Список использованных информационных источников………………….41

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Существующие  отечественные методики определения  сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др.

     Помимо  методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к  обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России.

     Весьма  эффективной для обследования детей  на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой. Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение (например, малопродуктивный способ работы), превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.

     В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор начинает создавать условия преодоления затруднений. Под условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

     М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

     Несмотря  на многообразие существующих методов  определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ, отвечающих следующим требованиям: 1) обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель–май); 2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

     Вывод: В результате теоретического анализа проблемы исследования можно сказать, что в 5 – 6 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

       Происходит интенсивное развитие  речи ребенка, которая характеризуется  богатым словарным запасом и  сложной структурой, включающей  в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 – 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.

     В 5–6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.

     Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Психологическая помощь в подготовке детей к школьному обучению 

         2.1 Психологическая  помощь детям с  недостаточной готовностью  к школьному обучению 

     Проблема  психологической готовности к школьному  обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей  готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги (ГуткинаН.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких М.И.) и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.

     Адаптация в 1 классе – особый и сложный  период адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение  – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

     Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность признаков, свидетельствующих  признаков о несоответствии социально-психологического и психофизического статуса ребенка  требованиям ситуации школьного  обучения овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным». Нарушения психического развития приводит к тем или иным нарушениям школьной адаптации.

     Исследования  М.В. Максимовой, М.Е. Зеленовой, Р.В. Овчаровой свидетельствуют о том, что феномен социально-психологической дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться примерно в 37% случаев.

     Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной  запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или агрессивного поведения, а также по субъективным переживаниям: неудовлетворенности, тревожности и враждебности.

     С целью профилактики и коррекции  социально-психологической дезадаптации детей 6-7 лет И.Н. Агафоновой была разработана  программа «Я и Мы». Данная программа может внедряться и в начальной школе педагогом или психологом при соответствующих условиях (работа по подгруппам). Основная цель программы конкретизируется в следующих задачах:

    1. Формирование положительной Я-концеции.
    2. Формирование положительной концепции другого человека.
    3. Формирование мотивации достижения успеха.
    4. Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

     Данная  программа может быть реализована  во всех видах деятельности ребенка  и в специальной системе занятий  тренингов. Программа включает 15 этапов и рассчитана на 25-29 занятий.

     В школах для определенной готовности ребенка к обучению и профилактики возможных школьных трудностей, связанных с неготовностью в том или ином школьном аспекте, проводится ранняя диагностика школьной зрелости.

     Определяя психологическую готовность к школьному  обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностики готовности к школе:

      1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
      2. Выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику школьной неуспеваемости.
      3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
      4. Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению, что возможно только детям шестилетнего возраста.

     По  итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.

     Такие занятия могут проводиться и  в период адаптации в школе. Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно в период начала школьного обучения.

     Этот  курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить  содержательный образ «настоящего  школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.

     Введение  носит промежуточный характер, соответствующий  самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как  обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

     Существует  еще одна программа адаптационных занятий для первоклассников «Введение в школьную жизнь», разработанная кандидатом психологических наук Санько А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой Ю. Этот курс помогает детям осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.

     Особое  место в курсе занимают мотивационные  беседы, которые позволяют выявить  детей с учебно-познавательной мотивацией.

     Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и  созданию благоприятного психологического климата в классе.

     Курс  предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную форму  общения. Здесь возможны подвижные  упражнения, не столь жестко как  на уроке, лимитировано время. Занятия  проводит психолог в течение первых учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.

     Для коррекции смысловой памяти, образно-логического  мышления, устойчивости внимания  можно  проводить с детьми занятия. Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены  работы  З.М. Истоминой. Ею раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников, вскрыты потенциальные возможности и пути формирования осмысленного запоминания.

       Для тренировки зрительной памяти  можно пользоваться методикой  «Запомни рисунки». Детям раздаются  таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся, кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке,  и отметьте их  крестиком». Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.

         Для коррекции  образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

         Для коррекции устойчивости внимания  можно использовать методику: «Найди  одинаковые картинки». При проведении  этой методики детям раздаются   таблицы с картинками и их  просят  найти на них определённые  фигурки  идентичные друг другу. Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры». Детям раздаются таблицы с рисунками.  10 рядов по  5 картинок. Даётся инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Информация о работе Психологическая подготовка к школе