Психологическая подготовка спортсмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
3
1.
Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..
5
2.
Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки………………………………………………………………
12
3.
Психологическая подготовка к соревнованиям …………………….
19

Заключение:…………………………………………………………….
24

Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Глухов М.А. 33 группа (2).docx

— 53.42 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования  Свердловской области 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования  Свердловской области

«Нижнетагильский педагогический колледж № 2»

 

 

 

Глухов  Максим Алексеевич

 

РЕФЕРАТ

Психологическая подготовка спортсмена

Специальность: 050720 – «Физическая культура»

 

Руководитель: Перезолов А.Е.

преподаватель высшей

квалификационной  категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...

3

1.

Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..                                                                            

5

2.

Воспитание спортивного характера  в рамках психологической подготовки………………………………………………………………

12

3.

Психологическая  подготовка к соревнованиям …………………….                            

19

 

Заключение:…………………………………………………………….

24

 

Список литературы…………………………………………………….

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий  накал спортивной борьбы и экстремальность  ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности  психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и  психических сил.

Но само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят  от определенных структур личности, в  том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик  личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях  и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность  функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых  личностных качеств. Этим, по нашему мнению, и определяются порой срывы в  выступлениях на соревнованиях.

Психологическая подготовка помогает создавать такое  психическое состояние, которое  способствует, с одной стороны, наибольшему  использованию физической и технической  подготовленности, а с другой –  позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и  т.д.) Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки  на соревновательную деятельность и  на создание условий для адаптации  к экстремальным условиям такой  деятельности. Это обусловлено, с  одной стороны, неповторимостью  условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Полное  развитие человеческих возможностей требует  дисциплины, воли и внимания. И хотя этот путь трудный, только он имеет  шансы на успех: даже если цель еще  не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижения, уже оказывают эффект,  объединяющий, интегрирующий, мобилизующий энергию человека.

Проблемами  психологической подготовки спортсменов  занимались: А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, А.Г. Родионов.

Цель реферата: Определить значимость и раскрыть основное содержание психологической подготовки спортсменов.

Задачи:

  1. Выявить психолого-педагогические проблемы современного спорта.
  2. Раскрыть содержание деятельности тренера по воспитанию спортивного характера в рамках психологической подготовки спортсмена.
  3. Познакомиться с психологической  подготовкой спортсмена к соревнованиям.

 

 

 

 

 

1. Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта

К настоящему времени сложилось упрощенное мнение, согласно которому «техника в сочетании  с тактикой являются основой спортивного  мастерства, а остальные стороны  подготовки призваны обслуживать эту  результирующую деятельность». В то же время привычными стали претензии  тренеров и организаторов спорта к психологической подготовке. Вместе с тем в тренировке как таковой  нет объективно выраженного «места»  для психологической подготовки и тем более «психологической тренировки». Утверждается, что спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием  спортсмена. Это действительно так, но каждый раз именно процесс формирования базовых структур личности спортсмена происходит стихийно, т. е. неуправляемо и неорганизованно, так как направленность тренировки связана лишь с условиями  совершенствования двигательной деятельности. Таким образом, происходит разрыв между назначением (функциями) физического воспитания и его реальным воплощением [1; с. 22].

Существующие  виды подготовки (физическая, техническая  и тактическая) пронизаны психологическим  содержанием. Однако включенность этого  содержания в другие виды подготовки приводит к тому, что специальная  психологическая подготовка практически  не имеет собственных средств, хотя имеет свои цели и задачи. В рамках такого подхода потеряна сущность психологической  подготовки, потерян ее объект. Психологическая  подготовка направлена на отдельные, «атомарные»  структуры психики, сознания или  вообще деятельности. Именно в рамках такого «атомарного» подхода были выделены виды психологической подготовки: морально - волевая, интеллектуальная, а в прикладном аспекте — общая и специальная с сохранением «атомарного» видения психологического объекта анализа. При этом нечеткое очерчивание предметной области исследования, как в теоретическом плане, так и в прикладном аспекте приводит в недоумение некоторых теоретиков физического воспитания, а соответственно и к редукции психологической подготовки до элементарных актов усвоения, например, функций психического.

Понятным  становится, что потеря целостного видения и акцентирование функциональной стороны объекта исследования приводит к методически некорректному  применению тех или иных процедур, в практике. Социальные запросы практики, которая является комплексной, требуют  собственно комплексных методик, адекватных целостному видению объекта. Но аналитичность  прикладной области (психологии спорта) побуждает исследователей, основывающихся на «атомарном видении» и функциональном подходе, применять конгломерат  разнообразных методик, в том  числе некритически заимствованные зарубежные процедуры психодиагностики. В этом кроется одна из причин недейственности  практических рекомендаций и принципиальной невозможности организации комплексного, междисциплинарного исследования в  рамках физического воспитания и  спорта.

Под воздействием запросов практики, в опоре на возможности  достигнутого уровня развития психологии спорта закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование волевых  свойств и чувства высокой  ответственности перед обществом. Исходя из этого, советскими психологами  А.Ц. Пуни (1957, 1959), П.А. Рудиком (1958) и другими  была предложена концепция, которая  основывалась, прежде всего, на морально-волевой подготовке [2; с. 510].

В 1960 г. на II Всесоюзном совещании по психологии спорта Г. М. Гагаева конкретизирует эту проблему относительно определенного  вида спорта и говорит о психологической  подготовке как о формировании у  спортсмена наибольшей готовности к  максимальным напряжениям воли для  преодоления всех трудностей, возникших  в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования  всех своих сил и возможностей.

В эти  же годы происходит выделение еще  одного элемента психологической подготовки. Становится ясным, что спортивный результат  находится не в линейной зависимости  от мотивации и воли, а является результирующей и других переменных, таких, как уровень притязаний, содержание эмоционального напряжения и т.д.

Анализ, проведенный П.А. Рудиком, раскрывает сущность психологической подготовки в рамках психологии спорта. Он считает, что до разработки проблемы психологической  подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систематических  занятий тем или иным видом  спорта на развитие различных психологических  функций. По его мнению, психологическая  подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психических функций  спортсмена с целью достижения больших  успехов в определенном виде спорта, на изучении психических состояний  и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям избранного вида спорта. Поэтому предметом психологической  подготовки для спортивных психологов становится целенаправленное совершенствование  психических процессов, состояний  и особенностей личности спортсмена. Другими словами, психология спорта сделала определенный шаг вперед — она переходит тем самым  с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее определенным содержанием.

В связи  с этим характерно понимание того факта, что волевая подготовка, рассматриваемая  как целостная реакция и как  составная часть тренировочного процесса, не охватывает всего многообразия психических функций. Неполнота  этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета  разнообразных компонентов психики  приводит к выделению психологической  подготовки как особого образования  в рамках именно подготовки, а не тренировочного процесса.

Между тем  психологическая подготовка осуществляется лишь путем «совершенствования»  либо путем «воздействия», направленных на обеспечение определенного состояния  спортивной формы (или тренированности).

Сложилось такое положение, что в плоскости  подготовки психологическая часть  была представлена лишь социально-культурными  мероприятиями (кинофильмы на этические  и другие темы, беседы и встречи  с ветеранами и т.д.), а в плоскости тренировочного процесса она была представлена лишь системой физических упражнений, где специализированных по своей направленности психологических приемов практически не существовало. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия, которое только и предполагает смысл этого действия (осмысленное движение). Физические упражнения (или движения как более узкие) проходят только педагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Психология спорта оказалась спроецированной на другие предметные области – педагогику и теорию физического воспитания, трансформируясь в их методы и средства.

С середины 70-х гг. роль психологической нагрузки заметно начинает осознаваться всеми: стресс, фрустрации, мотивация движения, внутригрупповые конфликты, эмоциональные  срывы — вот неполный список трудностей, с которыми столкнулись все «обслуживающие»  спортивные соревнования.

На первом плане оказалась проблема, связанная  с эмоциональной неустойчивостью, что привело к стремлению непосредственно  воздействовать на спортсмена с помощью  аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники  и психотерапевтически - ориентированной психологии. Применение этих приемов сразу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными показателями, известными в психологии.

В то же время продолжаются исследования в  области психофизиологии спорта, которая за продолжительное время  развития накопила богатый эмпирический и экспериментальный материал, пытаясь  в настоящее время развиваться  в направлении описания психологических  профилей, психологических «моделей».

В связи  с успехами и неудачами осуществляются попытки вернуться в теоретическом  и прикладном аспектах к старым представлениям о психологической подготовке, в  рамках которых она рассматривалась «как сложный условно-рефлекторный процесс». Такое представление хотя и оправдано, но в настоящее время развития психологии уже является недостаточным, указывая лишь на один слой в области подготовки и соответственно в системе личности спортсмена.

Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена