Психологическая подготовка спортсмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
3
1.
Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..
5
2.
Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки………………………………………………………………
12
3.
Психологическая подготовка к соревнованиям …………………….
19

Заключение:…………………………………………………………….
24

Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Глухов М.А. 33 группа (2).docx

— 53.42 Кб (Скачать)

В любом  волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа [6; с. 67]. Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств усовершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

Исходя  из этого, воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. В связи с этим заслуживают внимания классификация ведущих и дополнительных волевых качеств спортсмена, которую предложил Ф. Генов.

Таблица 1

Классификация волевых качеств  спортсмена

( Ф. Генов, 1987)

Виды  спорта

Ведущие волевые качества

Ближайшие к ведущим

Следующие за ними

1-я  группа легкоатлетический бег, бег на лыжах, плавание, велоспорт, конькобежный спорт, гребной, парусный спорт

Настойчивость,

упорство

Самообладание,  стойкость

Инициативность, самостоятельность, решительность, смелость

2-я  группа спортивная и художественная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, легкоатлетические прыжки и метания, фигурное катание

Настойчивость, самообладание

Смелость

Инициативность, самостоятельность, решительность

3-я  группа прыжки на лыжах, слалом, прыжки в воду, прыжки с парашютом, мотоспорт, конный спорт, альпинизм

Смелость, решительность

Настойчивость, самообладание

Инициативность, самостоятельность

4-я  группа спортивные игры

Инициативность, самостоятельность

Настойчивость, решительность, смелость

Самообладание, упорство

5-я  группа бокс, борьба, фехтование

Инициативность, самостоятельность

Решительность,

смелость

Самообладание, настойчивость


 

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что при психологической подготовке и воспитании волевых качеств нужно учитывать основные особенности вида спорта и самого спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психологическая  подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную; перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.

Ранняя  предсоревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная  психологическая подготовка  к  соревнованию и в ходе его включает  психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно  перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать  интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — анализ прошедших выступлений; ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

Успешность  выступлении спортсмена в соревнованиях  во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим  состоянием перед и в ходе соревнования.

Психическое состояние, возникающее  у спортсменов  перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида:

1) оптимальное  возбуждение — «боевая  готовность».  Это состоянием характеризуется   уверенностью спортсмена в своих  силах, спокойствием, стремлением  бороться за достижение высоких  результатов; 

2) перевозбуждение  — «предстартовая  лихорадка». В  этом состоянии  спортсмен  испытывает волнение, панику, тревогу  за благоприятный исход соревнования;

3) недостаточное  возбуждение — «предстартовая  апатия». В этом состоянии у  спортсмена наблюдается вялость,  сонливость, понижение технико-тактических  возможностей и др.;

4) торможение  вследствие перевозбуждения. В   этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость,  иногда возникают невротические  состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а  три других — препятствуют. В  связи с этим перед тренером и  спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи.

1. Как   можно дольше сохранить состояние   «боевой готовности».

2. Уменьшить   уровень эмоционального возбуждения   – если спортсмен находится в состоянии «предстартовой лихорадки».

3. Увеличить   эмоциональный тонус спортсмена  и уровень его активности —  если спортсмен находится в  состоянии «предстартовой апатии». 

4. Изменить  уровень эмоционального  возбуждения  — если спортсмен  находится  в состоянии торможения вследствие  перевозбуждения. 

Таблица 2

Симптомы повышенного уровня возбуждения  у спортсменов перед стартом

Физиологические симптомы

Психологические симптомы

Повышенная  частота сердечных сокращений

Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания

Узкая фокусировка внимания

Чувство паники

Повышенное  артериальное давление

Бессонница

Чувство утомления

Потеря самоконтроля

Учащенное дыхание

Нервные движения

Повышенное  выделение адреналина

Значительно сниженная  сосредоточенность

Нарушение координации движений

Большая нервозность

Головокружение

Нежелание тренироваться

Депрессивное дыхание

Безразличие

Повышенное мышечное напряжение

Подавленность


 

С целью регуляции психического возбуждения используются различные средства, методы и приемы воздействия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса. Для снижения уровня эмоционального возбуждения  обычно применяются:

  • словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спортсмена,  снятию состояния неуверенности  – разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;
  • самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена – самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «успокойся», «возьми себя в руки», «все в порядке», «мол;
  • переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спортсмена положительные эмоциональные реакции –  чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;
  • фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений;
  • успокаивающая аутогенная тренировка;
  • успокаивающий массаж;
  • успокаивающая разминка  (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и, т.п.);
  • специальные дыхательные упражнения, направленные на снижение психического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения  уровня возбуждения с  целью мобилизации  перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в  соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настройке на максимальное использование  своих технико-тактических и физических возможностей, самоприказам типа «отдай все – только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Состояние торможения вследствие перевозбуждения  и состояние недостаточного возбуждения  при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные  тренеры). Для устранения состояния  торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

    Из выше сказанного можно сделать  вывод:  подбор  средств и методов регуляции  эмоционального состояния спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и т.д.).

 

 

             

 

 

 

 

Заключение

В заключении мы можем сделать следующие выводы:

Раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) должны составить основное содержание исследований в спортивной психологии.

При психологической подготовке и воспитании волевых качеств нужно учитывать основные особенности вида спорта и самого спортсмена.

Подбор  средств и методов регуляции  эмоционального состояния спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и т.д.).

Разговоры о том, есть ли предел спортивным рекордам или его нет, постепенно затухают. Ясно, что где-то есть этот предел, также  как и есть предел физическим возможностям человека. Но вот о пределе психических  возможностей человека никто даже не пытается дискуссировать. В этой сфере  потенциал человечества поистине неограничен. Следовательно, с полным основанием можно говорить, что именно психологическая  подготовка со временем станет ведущим  звеном подготовки спортсменов высокого класса и победителем будущих  соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше других подготовит свою психику к борьбе с сильнейшими  соперниками. Это говорит о том, что специалисты в полной мере овладели искусством физической подготовки, но проблемы психологического обеспечения высококлассных спортсменов пока далеки от разрешения.

В связи, с чем в дальнейшем наша работа в рамках выполнения курсовой работы будет направлена на изучение особенностей психологической подготовки спортсменов в возрасте от 12-16 лет.

Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена