Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:19, реферат
Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.
Введение………………………………………………………………...
3
1.
Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..
5
2.
Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки………………………………………………………………
12
3.
Психологическая подготовка к соревнованиям …………………….
19
Заключение:…………………………………………………………….
24
Список литературы……………………
В любом
волевом действии есть интеллектуальная,
моральная и эмоциональная
Исходя из этого, воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. В связи с этим заслуживают внимания классификация ведущих и дополнительных волевых качеств спортсмена, которую предложил Ф. Генов.
Таблица 1
Классификация волевых качеств спортсмена
( Ф. Генов, 1987)
Виды спорта |
Ведущие волевые качества |
Ближайшие к ведущим |
Следующие за ними |
1-я группа легкоатлетический бег, бег на лыжах, плавание, велоспорт, конькобежный спорт, гребной, парусный спорт |
Настойчивость, упорство |
Самообладание, стойкость |
Инициативность, самостоятельность, решительность, смелость |
2-я группа спортивная и художественная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, легкоатлетические прыжки и метания, фигурное катание |
Настойчивость, самообладание |
Смелость |
Инициативность, самостоятельность, решительность |
3-я группа прыжки на лыжах, слалом, прыжки в воду, прыжки с парашютом, мотоспорт, конный спорт, альпинизм |
Смелость, решительность |
Настойчивость, самообладание |
Инициативность, самостоятельность |
4-я группа спортивные игры |
Инициативность, самостоятельность |
Настойчивость, решительность, смелость |
Самообладание, упорство |
5-я группа бокс, борьба, фехтование |
Инициативность, самостоятельность |
Решительность, смелость |
Самообладание, настойчивость |
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что при психологической подготовке и воспитании волевых качеств нужно учитывать основные особенности вида спорта и самого спортсмена.
3. Психологическая подготовка к соревнованиям
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную; перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.
Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.
Непосредственная
психологическая подготовка к
соревнованию и в ходе его включает
психическую настройку и
Успешность выступлении спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.
Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида:
1) оптимальное
возбуждение — «боевая
2) перевозбуждение
— «предстартовая лихорадка». В
этом состоянии спортсмен
испытывает волнение, панику, тревогу
за благоприятный исход
3) недостаточное
возбуждение — «предстартовая
апатия». В этом состоянии у
спортсмена наблюдается
4) торможение
вследствие перевозбуждения. В
Как правило,
состояние боевой готовности способствует
достижению высоких результатов, а
три других — препятствуют. В
связи с этим перед тренером и
спортсменом перед
1. Как
можно дольше сохранить
2. Уменьшить
уровень эмоционального
3. Увеличить
эмоциональный тонус
4. Изменить
уровень эмоционального возбуждения
— если спортсмен находится
в состоянии торможения
Таблица 2
Симптомы повышенного уровня возбуждения у спортсменов перед стартом
Физиологические симптомы |
Психологические симптомы |
Повышенная частота сердечных сокращений |
Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания |
Узкая фокусировка внимания |
Чувство паники |
Повышенное артериальное давление |
Бессонница |
Чувство утомления |
Потеря самоконтроля |
Учащенное дыхание |
Нервные движения |
Повышенное выделение адреналина |
Значительно сниженная сосредоточенность |
Нарушение координации движений |
Большая нервозность |
Головокружение |
Нежелание тренироваться |
Депрессивное дыхание |
Безразличие |
Повышенное мышечное напряжение |
Подавленность |
С целью регуляции психического возбуждения используются различные средства, методы и приемы воздействия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса. Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применяются:
Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.
Словесные
и образные самовоздействия сводятся
в этом случае к концентрации мыслей
на достижение победы, высокого результата,
настройке на максимальное использование
своих технико-тактических и
Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.
Из выше сказанного можно
Заключение
В заключении
мы можем сделать следующие
Раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) должны составить основное содержание исследований в спортивной психологии.
При психологической подготовке и воспитании волевых качеств нужно учитывать основные особенности вида спорта и самого спортсмена.
Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и т.д.).
Разговоры о том, есть ли предел спортивным рекордам или его нет, постепенно затухают. Ясно, что где-то есть этот предел, также как и есть предел физическим возможностям человека. Но вот о пределе психических возможностей человека никто даже не пытается дискуссировать. В этой сфере потенциал человечества поистине неограничен. Следовательно, с полным основанием можно говорить, что именно психологическая подготовка со временем станет ведущим звеном подготовки спортсменов высокого класса и победителем будущих соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше других подготовит свою психику к борьбе с сильнейшими соперниками. Это говорит о том, что специалисты в полной мере овладели искусством физической подготовки, но проблемы психологического обеспечения высококлассных спортсменов пока далеки от разрешения.
В связи, с чем в дальнейшем наша работа в рамках выполнения курсовой работы будет направлена на изучение особенностей психологической подготовки спортсменов в возрасте от 12-16 лет.