Психологическая подготовка спортсмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
3
1.
Психологическая подготовка как психолого-педагогическая проблема современного спорта………………………………………..
5
2.
Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки………………………………………………………………
12
3.
Психологическая подготовка к соревнованиям …………………….
19

Заключение:…………………………………………………………….
24

Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Глухов М.А. 33 группа (2).docx

— 53.42 Кб (Скачать)

Возникает необходимость активизировать процесс  воспитания личности, используя при  этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного  воспитания, но и все средства и  методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный экспериментальный  и теоретический материал и уже  на этой основе строить методологически  обоснованную предметную область психологической  подготовки.

Теоретические обоснования психологической подготовки должны охватывать область таких  проблем, как психология спорта и  общая психология вообще, которые  должны быть ограничены практической значимостью и эвристической  ценностью для экспериментального исследования.

Центральной проблемой психологии спорта является разработка основ психологической  подготовки и формирования личности, при этом они тесно взаимосвязаны  между собой. Первая составляет цель всех исследований, а вторая является собственным содержанием первой. В этом не только диалектичность их взаимосвязи, но и важнейшее условие  системного исследования.

Развитие  психологической подготовки позволяет  выделить определенные этапы и сформулировать некоторые положения, связанные  с перспективой дальнейшего развития. Условно можно выделить такие  этапы: эмпирический, внутри которого созревает и оформляется функциональный, который заменяется структурным.

В целом  психологическая подготовка относилась лишь к отдельным функциям психики, сознания или к отдельным психическим  процессам, но не к личности человека (спортсмена). Так, например, при подготовке через формирование волевых усилий (регуляция эмоциональных состояний, формирование направленности личности и т. д.) захватывался лишь один слой (уровень) из системы личности. Другие либо не учитывались, либо разрабатывались  в иных сферах деятельности, что  находило отражение в нарушении  принципа комплексного воспитания и  прочих негативных последствиях не только для подготовки, но и для развития личности спортсмена. Чтобы избежать эти трудности и недостатки, психологическую подготовку формулировали как педагогический процесс (не деятельность) с акцентом на состояние готовности спортсмена, причем, только отдельных свойств, но не личности в целом.

Методологический  анализ призван ответить на вопрос, что исследовать, который определит  ответ и на другой вопрос – как исследовать, т. е. главное – это правильно определить предмет исследования.

Психологическая подготовка спортсмена является сложноорганизованным целым образованием. Она имеет  свое строение и дифференцируется на ряд уровней, каждый из которых имеет  свои способы работы, движется по своим  законам, требует применения собственных  средств и методов исследования и воздействия. Исходя из содержания развития подготовки и применения средства системного анализа, можно выделить следующие уровни в психологической  подготовке: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический. Каждый из них имеет свои законы, которые в спорте находят собственное  преломление и в то же время  не полностью входят в спортивную деятельность со своей сложной проблематикой  и научным аппаратом. Важно то, что соответствующие научные  дисциплины, «обслуживающие» эти  уровни, имеют свое видение, свой угол зрения на спортивную деятельность. Так, социально-психологический уровень  указывает на такой «объект», как  соревнование, где происходит противоборство двух тактик, техник и сил, но объектом для исследования и воздействия  для психолога здесь является собственно команда. Поэтому предметом  выступают отношения в команде, воздействия команды на развитие личности, ее формирование, а также  влияние личности и роль ее в команде  как коллективе, становление личности и спортивного коллектива. Психологический  уровень указывает на отношения  человека к самому себе, вскрывая пласт  свойств, качеств человека, обеспечивающих его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают не только знания и умения, навыки и  привычки, не только психические процессы и функции, но и такие сложные  явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности — одним словом, отношение к себе как человеческой личности. Психофизиологический уровень указывает на отношение человека к возможностям своего организма как анатомо-физиологической данности. При такой дифференциации психологической подготовки можно осуществить не только комплексность воспитания, но и реализовать системность в подготовке, так как человек будет «охвачен» во всей своей полноте, во всех своих проявлениях.

Таким образом, психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Но в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и пр. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Понятно, что процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла протекают эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена.

Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) должны составить основное содержание исследований в спортивной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Воспитание спортивного характера в рамках психологической подготовки

 Характер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Важность волевых качеств в современном спорте трудно переоценить. От того, сможет ли спортсмен преодолеть многочисленные трудности и неудачи, напрямую зависят его результаты и его спортивная карьера. Без воли спортсменов не бывает! Разумеется, что те, кто выступает на высоком профессиональном уровне и имеет какие-то достижения, стопроцентно обладают мощной волей. Из самого определения воли уже понятно, что без нее невозможно достичь своей цели. Обладая потенциалом и не обладая волей, спортсмен просто не в состоянии реализовать себя как спортсмен. Потенциал есть у многих. Вообще мой опыт работы со спортсменами показывает, что даже если человек обладает значительными ресурсами, но при этом не обладает волей и целеустремленностью, то эти ресурсы просто остаются нераскрытыми. Поэтому, безусловно, воля имеет такой же вес, как и потенциал, которым обладает спортсмен. Если не больше. Воля проявляется как инициативность и решительность в тех случаях, когда необходимо преодолеть ряд препятствий и не спасовать перед трудностями, и как дисциплинированность, выносливость и выдержка, когда для достижения цели необходимо подавить нежелание делать что-то необходимое, нежелание терпеть лишения и долго ждать результата. То есть воля проявляет себя ещё и как терпеливость. Для спортсмена это очень важные качества. Если говорить о спорте высших достижений, то он подразумевают огромные нагрузки. И если спортсмен достигает высокого уровня – это вовсе не означает, что он на каждую тренировку хочет идти как на праздник. Ведь у каждого человека, неважно на каком он уровне выступает, бывают как спады, так и подъемы в плане энергетики и эмоционального состояния. И задача спортсмена вне зависимости от того как он себя чувствует и в каком состоянии находится – идти и тренироваться. Здесь нужны и выносливость, и решительность, и инициативность, и выдержка, и самостоятельность, и терпение. Это все проявление воли.

Специфика вида спорта предъявляет различные  требования к качествам и структуре  психологической подготовленности спортсмена.  Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике,  спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.

Для спортсменов, специализирующихся на  длинных  дистанциях, характерны активность, способность  к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они  нередко недостаточно уверены в  собственных силах, нуждаются в  лидере, склонны к своеобразным поступкам  и суждениям.

Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх  и единоборствах, сложнокоординационных  видах спорта, отличают эффективное  зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, широкое распределение, быстрое  переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решительность, смелость, быстрота и точность сложных  двигательных реакций, легкость образования  и перестройки двигательных навыков.

Психологическая  подготовка к  тренировочному процессу (формирование мотивов). Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

Спортивная  деятельность отдельного спортсмена или  команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они  выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут  быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

У юных спортсменов, как правило, преобладают  опосредованные мотивы занятий спортом – быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности – выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и другие [3; с. 143].

   Значение  конкретных мотивов,  которыми руководствуется  спортсмен,  имеет для тренера и спортивных  руководителей большое практическое  значение, так как позволяет оценить  свойства личности, проявляющиеся  в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство  товарищества и др.), и использовать  их для воспитания спортсмена.

   Успеху  формирования мотивации  к длительному  тренировочному  процессу способствуют: постановка  далеко отставленных целей, формирование  и поддержание установки на  успех, оптимальное соотношение  поощрений и наказаний, эмоциональность  тренировочных занятий, развитие  спортивных традиций, принятие коллективных  решений, особенности личности  тренера [4; с. 211].

Кроме обеспечения  мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений  к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений  спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к  тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным  занятиям, отношение к спортивному  режиму и т.п.

   Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные  трудности  зависят от особенностей личности данного  спортсмена (характера, темперамента и  т.д.). Эти трудности чаще всего  проявляются в отрицательных  эмоциональных переживаниях (страх  перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные  трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

   Основные  волевые качества в  спорте – целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание [5; с. 510].

   Целеустремленность  выражается  в способности ясно определять  ближайшие и перспективные задача  и цели тренировки, средства и  методы их достижения. Чтобы осуществить  поставленные перед собой цели  и задачи, спортсмен совместно  с тренером планирует их. Для  реализации этих планов большое  значение имеют оценка достигнутых  результатов, контроль тренера  и самоконтроль.

   Настойчивость и упорство означают  стремление достичь намеченной  цели, энергичное и активное преодоление  препятствия на пути к достижению  цели. Эти волевые качества связаны  с обязательным выполнением задач  тренировок и соревнований, совершенствованием  физической, технической и тактической  подготовки, соблюдением постоянного  строгого режима. Спортсмен должен  посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

   Инициативность  и самостоятельность   предполагают творчество, личный  почин, находчивость и сообразительность,  умение противостоять дурным  влияниям. Спортсмен должен уметь  самостоятельно выполнять и оценивать  физические упражнения, готовиться  к очередным тренировкам, анализировать  проделанную работу, критически  относиться к суждениям и действиям  товарищей, исправлять свое поведение.

   Решительность и смелость есть  выражение активности спортсмена, его готовности действовать без  колебаний, Эти качества подразумевают  своевременность, обдуманность принятых  решений, хотя, а отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.

   Выдержка  и самообладание   означают способность ясно мыслить,  относиться к себе самокритично, управлять своими действиями  и чувствами в обычных и  неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать  растерянность, страх, нервное  возбуждение, уметь удержать себя  и товарищей от ошибочных действии  и поступков.

   Все эти качества взаимосвязаны,  но главным, ведущим является  целеустремленность, которая в значительной  мере определяет уровень воспитания  и проявления других качеств.  Волевые качества при рациональном  педагогическом руководстве становятся  постоянными чертами личности. Это  позволяет спортсменам проявлять  их в трудовой, учебной, общественной  и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у  спортсменов требует, прежде всего,  постановки перед ними ясных  и конкретных целей и задач.  Добиваясь достижения поставленных  целей, спортсмены напрягают свою  волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности  и управлять своим поведением. Основным средством воспитания  волевых качеств спортсменов  является систематическое выполнение  ими в  процессе тренировки  упражнений, требующих применения  специфических для данного вида  спорта волевых усилий.

Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена