Психологическая подготовка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:54, реферат

Краткое описание

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…....…6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………..10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе...15
Глава 2. Психологическая помощь в подготовке детей к школьному обучению.
2.1 Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению……………………………………………………………21
2.2 Программа психологической помощи школьного педагога-психолога ребенку в период подготовки к школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………...………………………39
Список использованных информационных источников………………….41

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

           В индивидуальных занятиях  нуждаются  дети по таким аспектам психической деятельности, как  образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.

            Для развития логического мышления  можно использовать развивающие  упражнения  Л.Г. Петерсона. Детям  предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их  продолжить.  Также предлагается продолжить числовой  ряд.  Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы. Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.

     Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца». Для проведения занятия необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

     Для оценки устойчивости внимания ребенка  просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

     За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке  делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.   

     При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)

     Таким образом, для организации психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школьному обучению применяют следующие приемы: подготовка в детском саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями. 

     2.2 Программа психологической  помощи школьного  педагога-психолога   ребенку в период  подготовки к школе 

     В МОБУ средняя общеобразовательная школа №1 с.Буздяк  ежегодно проводятся родительские собрания для родителей будущих первоклассников, где родителей обучают навыкам подготовки ребенка к школьному обучению.

     Осуществляется преемственность детский сад – школа. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях. Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогают определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, помогает сохранять здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование. Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.

     Также для детей организовывается «Школа будущего первоклассника».  Цель проведения «Школы будущего первоклассника» – подготовка ребёнка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребёнка.       

     Определяя важность и значимость «Школы будущего первоклассника», выделяются следующие задачи:

  • создание атмосферы психологической комфортности; 
  • увеличение объема внимания и памяти; 
  • развитие любознательности и стремление к расширению знаний; 
  • развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом; 
  • развитие инициативности, самостоятельности, активности;
  • формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.

     Учителя не ставят перед собой узкую цель научить читать, писать и считать, а работают над развитием памяти, внимания, логического мышления, которое, конечно, невозможно без развития речи.

     У родителей будущих первоклассников есть возможность в рамках школы получить консультацию психолога, учителей начальных классов по всем вопросам, касающимся подготовки к школе.

     По  мнению родителей, будущие первоклассники, побывавшие на занятиях, смогли почувствовать  себя школьниками.

     Педагог-психолог проводит работу по программе подготовки детей к школе. Все занятия в группе подготовки к школе строятся так, чтобы дети с удовольствием выполняли задания, не боялись высказывать свои мысли вслух, не теряли уверенности в своих силах, приобретали общий положительный психологический настрой на обучение в школе.

     Диагностируя  стартовые возможности детей, итоги  обучения проводятся консультации родителей, даются рекомендации и советы, на что  им следует обратить внимание в развитии ребенка.   

    «Школа будущего первоклассника» позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Опыт работы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой. Мы стремимся помочь ребенку на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, построить содержательный образ «настоящего школьника», управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать.   
 

     Психокоррекционная  программа проводится на всей группе детей. Данная программа повышает интеллектуальный, познавательный уровень детей, стимулирует их личностную готовность.

     В ходе коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие в мир школы», у детей могут проявляться следующие достижения: повышение интереса к познавательным задачам и готовность их решать; улучшение эмоционально-позитивных отношений в группах, совместная игровая деятельность.

     Цель  программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.

     В основе коррекционно-развивающей программы  лежат следующие принципы:

  1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
  3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
  4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

     В результате реализации этих принципов  происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

     Основная  задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

     Занятия направлены на развитие:

  • Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).
  • Произвольного и непроизвольного внимания.
  • Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
  • Творческого воображения.
  • Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.
  • Формирование позитивно мотивации.

     Рекомендации, необходимые для проведения занятий

  1. Добровольное участие детей.
  2. Продолжительность занятия 30–40 минут.
  3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
  4. Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
  5. Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.
  6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).
 

     ЗАНЯТИЕ 1.

     Цель: Знакомство психолога с детьми, детей  с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

     Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия:

     Цель: знакомство, развитие умения слушать  друг друга.

     Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей  группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

     Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут  брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

  1. «Четыре стихии»

     Цель: развить внимание, связанное с  координацией слухового аппарата и  двигательного анамуатора.

     Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий  договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

  1. «Запоминай порядок»

     Цель: развитие памяти.

     Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

  1. «Попугай»

     Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

     Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

  1. Итог занятия:
      • Чем мы сегодня занимались?
      • Что понравилось больше всего?
  2. «Ритуал прощания»

     Дети, вместе с психологом садятся в  кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми. 

     ЗАНЯТИЕ 2. 

     Цель: формирование положительного отношения  к школе. Развитие навыка работы в  парах, группах. Воспитание наблюдательности.

     Ход занятия:

  1. «Ритуал приветствия»
  2. «Настроение в цвете»

     Цель: развитие воображения, эмоциональный  настрой ребенка на работу.

     Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем  психолог предлагает поддержать тех, у  кого настроение плохое. Дети делают это  с символом в руках.

  1. «Бег ассоциаций»

     Цель: формирование положительного отношения  к школе»

     Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

     Каждая  группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных  моментов в понятии «школа».

  1. «Изображение предметов»

     Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

     Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

  1. Физминутка «Ванька-встанька»

     Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

     Ход: Отдых наш физкультминутка

             Занимай свои места:

             Раз – присели, два – привстали.

             Руки  к верху все подняли.

             Сели, встали, сели, встали

             Ванькой-встанькой  словно стали,

Информация о работе Психологическая подготовка к школе