Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:54, реферат
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста…....…6
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………..10
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе...15
Глава 2. Психологическая помощь в подготовке детей к школьному обучению.
2.1 Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению……………………………………………………………21
2.2 Программа психологической помощи школьного педагога-психолога ребенку в период подготовки к школе…………………………………………26
Заключение…………………………………………...………………………39
Список использованных информационных источников………………….41
В индивидуальных занятиях нуждаются
дети по таким аспектам
Для развития логического
Для
коррекции распределения и
Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).
За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.
При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)
Таким
образом, для организации психологической
помощи ребенку на этапе подготовки к
школьному обучению применяют следующие
приемы: подготовка в детском саду, диагностика
в школе с последующими коррекционными
занятиями.
2.2
Программа психологической
помощи школьного
педагога-психолога
ребенку в период
подготовки к школе
В МОБУ средняя общеобразовательная школа №1 с.Буздяк ежегодно проводятся родительские собрания для родителей будущих первоклассников, где родителей обучают навыкам подготовки ребенка к школьному обучению.
Осуществляется преемственность детский сад – школа. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях. Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогают определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, помогает сохранять здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование. Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Также для детей организовывается «Школа будущего первоклассника». Цель проведения «Школы будущего первоклассника» – подготовка ребёнка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребёнка.
Определяя важность и значимость «Школы будущего первоклассника», выделяются следующие задачи:
Учителя не ставят перед собой узкую цель научить читать, писать и считать, а работают над развитием памяти, внимания, логического мышления, которое, конечно, невозможно без развития речи.
У родителей будущих первоклассников есть возможность в рамках школы получить консультацию психолога, учителей начальных классов по всем вопросам, касающимся подготовки к школе.
По мнению родителей, будущие первоклассники, побывавшие на занятиях, смогли почувствовать себя школьниками.
Педагог-психолог проводит работу по программе подготовки детей к школе. Все занятия в группе подготовки к школе строятся так, чтобы дети с удовольствием выполняли задания, не боялись высказывать свои мысли вслух, не теряли уверенности в своих силах, приобретали общий положительный психологический настрой на обучение в школе.
Диагностируя стартовые возможности детей, итоги обучения проводятся консультации родителей, даются рекомендации и советы, на что им следует обратить внимание в развитии ребенка.
«Школа
будущего первоклассника» позволяет определить
готовность дошкольника к обучению в начальной
школе, увидеть «слабые звенья» в развитии
детей и спрогнозировать возможные школьные
трудности. Опыт работы показал, что дети,
посещающие занятия, успешнее адаптируются
в школе, психологически подготовлены
к началу обучения, что позволяет им в
дальнейшем успешно овладевать школьной
программой. Мы стремимся помочь ребенку
на пороге школы, в промежутке между дошкольным
и школьным детством, построить содержательный
образ «настоящего школьника», управлять
своим поведением, подчинять сиюминутные
желания тому, что необходимо сделать.
Психокоррекционная программа проводится на всей группе детей. Данная программа повышает интеллектуальный, познавательный уровень детей, стимулирует их личностную готовность.
В
ходе коррекционно-развивающей
Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.
В
основе коррекционно-развивающей
В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.
Занятия направлены на развитие:
Рекомендации, необходимые для проведения занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.
Ход занятия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анамуатора.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.
Цель: развитие памяти.
Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.
Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.
Дети,
вместе с психологом садятся в
кругу и, передавая символ друг другу,
прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ
2.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.
Ход занятия:
Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.
Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.
Цель: формирование положительного отношения к школе»
Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».
Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.
Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.
Ход: Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали,