Психологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке детей к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:55, доклад

Краткое описание

Одно из приоритетных направлений развития системы образования в Российской Федерации на период до 2010 года – образование детей старшего дошкольного возраста. Решение этой задачи, безусловно, позволит не только предупредить школьные трудности и возможную дезадаптацию ребёнка в 1 классе, но и окажет помощь в становлении личности ребёнка 5-6 лет.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Психологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи  по подготовке детей  к школе

Одно из приоритетных направлений развития системы образования  в Российской Федерации на период до 2010 года – образование детей  старшего дошкольного возраста. Решение  этой задачи, безусловно, позволит не только предупредить школьные трудности и возможную дезадаптацию ребёнка в 1 классе, но и окажет помощь в становлении личности ребёнка 5-6 лет.

Переход старшего дошкольника к систематическому обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни. Чтобы переходный период был менее болезненным, необходимо заблаговременно готовить ребёнка к систематическому обучению в школе. Министр образования А. Фурсенко определил главную цель предшкольной подготовки, как выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства вины, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Психологическая готовность к школе – комплексное  понятие, включающее готовность в интеллектуальной, личностной, социально-психологической и эмоционально-волевой сферах.

Интеллектуальная  готовность выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к школе в этом плане – значит иметь дифференцированное творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, обладать высокой сенсомоторной координацией, хорошо развитой памятью, мелкой моторикой, разговорной речью на основе развитого фонематического слуха.

Овладение этими  умениями возможно при условии использования  развивающего обучения и ориентировки педагогов и родителей на «зону  ближайшего развития», т.е. на то, что  сначала ребёнок мог сделать  лишь с помощью взрослого, а затем  самостоятельно. Эта способность заложена в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игре.

Личностная готовность предполагает определённый уровень  развития мотивационной сферы в  виде системы иерархически соподчинённых  мотивов. Л.И. Божович считала наиболее важным компонентом готовности именно мотивационный, т.к. «внутреннюю позицию школьника» формирует синтез мотивов, связанных с потребностями в интеллектуальной активности. Личностная готовность проявляется в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, к самому себе.

Эмоционально-волевая  готовность определяется как умение ребёнка ставить цель, принимать  решение, намечать план действий, прилагать  усилия к его реализации, преодолевать препятствия и сформированность произвольности психических процессов. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в играх. Решающее значение имеют игры по правилам. По мнению А.И. Леонтьева, овладеть правилами – значит овладеть своим поведением.

Социально-психологическая  готовность включает гибкое владение способами установления взаимоотношений, умение действовать совместно, согласовывать свои действия, развитие потребности в общении.

Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в  помощи родителей. И эта помощь заключается  не в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить, насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому важно обеспечить ребёнку, в первую очередь дома, понимание, доброту, участие, любовь. Первоклассник продолжает быть ребёнком, каким он был до школы. Ему всё ещё так же нужна мама, её любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми, погулять во дворе. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И, даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки перед сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.

Распространённая ошибка многих родителей – сверх внимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам ребёнка. Резкую смену системы ценностей у родителей(внимание к ребёнку смещается вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения и т.д.) ребёнок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожности и ощущению вины. У более сильных, активных детей преобладают проявления: упрямство, негативизм, демонстративность, агрессивность. Это в свою приводит к формированию неблагоприятной позиции ребёнка в классе, среди сверстников, чьё расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами.

Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета.

Однако педагогические знания для родителей не самое  главное. Иногда сами родители отмечают, что не могут применить свои знания на практике – в каждодневном общении  с ребёнком.

С другой стороны  успешной подготовке к школе ребёнка  мешают сложившиеся стереотипы родителей: очень часто под готовностью к школе понимают умение читать, считать и выполнять несложные арифметические действия.

Существуют расхождения  и в понимании роли детского сада и семьи в реализации единой цели – подготовки ребёнка к школе. Одни родители перекладывают подготовку детей к школе полностью на детский сад, другие – не доверяют педагогам ДОУ и самостоятельно пытаются решить эту проблему. Это возможно лишь в случае эффективного взаимодействия педагогов и родителей.

При поступлении  в школу ребёнку нужна психологическая поддержка со стороны родителей, которые должны быть готовы к поступлению своего малыша в школу. В этом смысле говорить о «психологической готовности родителей» не менее целесообразно, чем о психологической готовности ребёнка к обучению в 1 классе. Родителям необходимо помогать, обучать их, в частности через создание родительских клубов при ДОУ. Главная задача таких клубов – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребёнка при поступлении в школу.

Содержание консультаций для родителей будущих первоклассников должно включать материал о том, как сохранить такие способности ребёнка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.. Именно эти способности, по мнению А.В. Запорожца, составляют «золотой фонд личности» в их дальнейшем развитии при переходе в новую систему человеческих отношений в школе, где ведущая роль принадлежит учебной деятельности, формированию понятийного мышления.

Нужно донести  до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребёнка важно  предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими  в культуре средствами и способами  познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребёнка, базис его личностной культуры.

Работа педагогов  и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие

1. Выработку  представления о занятиях как  важной деятельности для приобретения  знаний. На основе этого представления  ребёнок активно ведёт себя  на занятиях.

2. Развитие настойчивости,  ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность этих качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

3. Воспитание  опыта коллективной деятельности  и положительного отношения к  сверстникам, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности.

4. Формирование  навыков организованного поведения,  учебной деятельности в условиях  коллектива. Наличие этих навыков  влияет на процесс нравственного  становления личности ребёнка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, видов деятельности.

Познавательные  задачи должны соединяться с задачами, формирующими нравственно-волевые  качества, и решаться в тесной взаимосвязи.    

Выводы:

  • Предшкольное образование должно быть ориентировано на поддержание природной любознательности, креативности ребёнка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе, формирование образа «Я»
  • В связи с современными требованиями к предшкольному образованию дошкольников необходимо строить взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников, используя вариативные формы и методы образования родителей, учитывая личностный опыт родителей, развивать родительскую рефлексию, делая акцент не только на познавательной, но и эмоциональной стороне взаимодействия.

http://ds8orel.ru/materials/16 

Содержание  
 
 
Введение 3  
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи  
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ  
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи  
4. Принципы сотрудничества семьи и ДОУ  
5. Методические основы сотрудничества ДОУ и семьи   
Заключение   
Список литературы  
Приложение. Методика развития готовности родителей к эффективной коммуникации с сотрудника ДОУ 25  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего исследования заключается в анализе перспектив взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются значительными социально - экономическими изменениями.  
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).  
Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.  
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.  
Однако зачастую влияния, оказываемые ДОУ и семьей на ребенка, разнонаправлены. В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям ДОУ и семьи в сфере воспитания.  
Цель исследования – выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.  
Задачи работы:  
- анализ теоретических исследований в изучении психологических и педагогических предпосылок взаимодействия (ДОУ и семьи),  
- изучение методологических основ данного взаимодействия.  
Объект исследования: система необходимых для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ условий, требуемых для работы с дошкольниками.  
Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психологические  предпосылки взаимодействия ДОУ  и семьи  
 
Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного воспитания, создаются комплексы «ДОУ – семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.  
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.  
Груз привычных, но неверных представлений все еще ощутимо сказывается и в сфере формирования личности. Именно здесь путь к подлинной гуманизации оказывается весьма нелегким: велика инерция старых шаблонов и установок, изживающих себя методов, вызывающих лишь отчужденность и стойкий негативизм у молодого поколения по отношению к «миру взрослых».  
Это, в первую очередь, относится к семейному воспитанию, где зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные со всех точек зрения процессы становления нравственного и гражданского самосознания, самоопределения личности и развития ее духовной культуры, формируется или, наоборот, подрывается психическое здоровье детей. Семья, а именно родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Именно через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, усваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны – опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны – опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.  
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке детей к школе