Профессиональное общение руководителя и подчиненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116

Файлы: 1 файл

психи.doc

— 726.00 Кб (Скачать)

На втором месте стоит  паспортичка,  в которой  содержатся вопросы  для выяснения социально-демографических  характеристик респондентов (пол,  возраст,  образование, профессия, семейное положение).  Часто паспортичка дается в конце анкеты. Затем следуют контактные вопросы.  Их цель -  заинтересовать респондента. После контактных вопросов идут основные. Их содержание определяется целями исследования. На последнем месте стоят заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение.  В начале анкеты помещаются наиболее простые вопросы, не вызывающие затруднений у респондентов и создающие желание участвовать в исследовании. Этим задачам в наибольшей степени соответствуют вопросы о фактах.

К середине анкеты сложность вопросов постепенно  нарастает.  В среднюю часть включают вопросы,  которые обеспечивают получение информации по теме исследования.  Завершают основную часть  более  легкие  вопросы,  которые преследуют цель уточнить информацию,  проконтролировать ответы  на наиболее важные вопросы.

Наибольшее распространение  получили следующие виды  анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.

Раздаточное анкетирование  предполагает раздачу анкет непосредственно  респондентам и сбор их после заполнения. Этот вид анкетирования гарантирует добросовестное заполнение  анкеты, почти полный их возврат.

Почтовое анкетирование - распространение анкет путем  почтовой рассылки. К достоинствам этого вида анкетирования относятся его дешевизна,  большой охват  респондентов,  простота организации. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет.  В среднем  он  составляет около 5 процентов.

Прессовое анкетирование - вид анкетирования,  при котором  анкеты публикуются в печати. Для  прессовых анкет также характерен низкий уровень возврата.

При составлении анкеты применяются различные виды  вопросов.  Вопросы  классифицируются по ряду важнейших признаков: содержание, функции, структура, форма.

По содержанию вопросы  подразделяются на две большие группы:  вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях.

По функциям различают  четыре  типа вопросов:  основные, фильтрующие, контактные, контрольные.

Основные вопросы предназначены  для получения информации о социальных фактах,  фильтрующие вопросы - для отсеивания некомпетентных респондентов.  Функция контрольных  вопросов  уточнить правильность ответов на основные вопросы.  Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные  отношения между исследователем и респондентом.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов,  и опрашиваемый выбирает тот ответ,  который для него приемлем. Выделяют три разновидности закрытых вопросов:  1)  "да-нет",  2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных,  3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

По форме различают  вопросы прямые и прожективные (косвенные).  Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В прожективных вопросах ситуация предполагается.

Существует множество  методик, измеряющих состояние психологического климата в коллективе.

К примеру, методика цветописи  заключается в изучении эмоциональных  состояний человека, которым соответствуют определенные цветовые оттенки. По оценке цветов, выбранных испытуемыми, определяется эмоциональное состояние работника и эмоциональная атмосфера коллектива в целом. 

Сущность методики анализа  значимых ситуаций заключается в изучении реакции членов группы, преобладающей в той или иной ситуации. Исследователь ежедневно регистрирует в дневнике произошедшие события и поведение в коллективе, берет интервью, проводит беседы.

Существуют также различные  методики исследования психологической атмосферы коллектива: методика А.А. Русалиновой, методика А.Ф. Фидлера (2), методика измерения взаимоотношений в первичном коллективе, методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений [13], и др.

Таким образом, мы рассмотрели сущность понятия социально – психологического климата коллектива, совокупность  его составляющих и факторов, влияющих на состояние СПК; рассмотрели методы и способы регулирования СПК.

Изучение социально  – психологических методов работы с коллективом на конкретном предприятии имеет важное  практическое значение. В частности, целесообразно исследовать влияние всей совокупности факторов жизнедеятельности коллектива с целью выявления степени их влияния на социально – психологическую обстановку в организации. Представляет практический интерес изучение социально – демографической структуры коллектива в конкретной организации; анализ методов управления персоналом, в том числе и социально – психологических; анализ показателей их эффективности  (показателей сплоченности членов коллектива) и их влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

 

1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе

 

Важнейшей проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.  

Не претендуя на всеобъемлющий  охват возможных детерминантов  психологического климата коллектива, подчеркнём лишь некоторые из них, представляющиеся наиболее значимыми [5, С. 297-299].

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного социально-психологического климата [1, С. 246].

Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного социально-психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

  • в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
  • в общении и дружеских межличностных отношениях;
  • в успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
  • на творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала [3, С. 57-58].

Характер выполняемой  деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на социально-психологическом климате в рабочем коллективе8.

Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на социально-психологический климат. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов [2, С. 49-50].

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку»9. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень психологической  совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

  • Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
  • Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
  • Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Сработанность — это  результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах [18, С. 255].

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации10.

Руководитель оказывает влияние  практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение  и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.  

Роль руководителя в  создании оптимального социально-психологического климата является решающей:

  • Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации социально-психологического климата.
  • Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному социально-психологическому климату, как например, в спорте или в армии.
  • Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного социально-психологического климата. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Если руководитель предъявляет  завышенные требования, прилюдно критикует  сотрудников, часто наказывает и  редко поощряет, не ценит их вклад  в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции [27, С. 190].

Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных