Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:46, реферат
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
1. Общение и его слагаемые 3
2. Бытовое общение 7
3. Народные раздумья о собеседовании 9
4. Особенности делового общения 15
Список литературы 21
Содержание
1. Общение и его слагаемые 3
2. Бытовое общение 7
3. Народные раздумья о собеседовании 9
4. Особенности делового общения 15
Список литературы 21
1. Общение и его слагаемые
Общение
– специфическая форма
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения:
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
Язык – система слов, выражений, правил и их соединение в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Это делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я. Это объективное значение слова. Но оно преломляется через призму индивидуальности каждого человека и уже образует свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
Интонация
– эмоциональная
Мимика,
поза, взгляд – могут усиливать,
дополнять или опровергать
Жесты – могут быть общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения (находясь на футбольном матче, болельщики используют ряд общепринятых жестов, чтобы выразить свое отношение к игрокам). Жесты могут быть экспрессивными – служат для большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники – зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
2. Бытовое общение
Это общение без ответственности, любопытствующе безразличное, основанное на привычных встречах, словах, процедурах. Зачастую бытовое общение – это некое функционирование без цели, без устойчивых интересов, без будущего. Такое функционирование довольно быстро приводит его участников к деградации, или правильнее, к асоциальному существованию. Это общение непланируемое, непредвзятое, почти всегда связанное с фразой: «от нечего делать» и за ним стоит только один сильный мотив: с кем-то же нужно общаться. Подвалы, чердаки, лестницы, улица, пустые глаза, непредсказуемость поведения, способность глазеть и участвовать в любом событии не требующем усилий души, упорства, целенаправленности. Суррогатом такого общения являются многочасовые пустословные разговоры по телефону.
В
жизни большинства людей
Если разговор не получается, значит, отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В нашей жизни довольно часто встречаются такие ситуации. Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается в таких случаях только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Нельзя навязываться с разговором. Когда собеседник не проявляет интереса, необходимо прекратить разговор, подождать, когда у партнера появится необходимость в общении.
3. Народные раздумья о собеседовании
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Пословицы и поговорки занимают особое место среди различных жанров народного творчества. Родившись в гуще народной жизни, они широко употребляются не только во всех сферах устной речи, но и а художественных произведениях, в публицистике, в средствах массовой информации — в теле- и радиопередачах, в периодической печати, где они постоянно совершенствуются, шлифуются, претерпевают семантические изменения и разнообразные формальные, структурные преобразования.
Уместное употребление пословиц и поговорок делает речь выразительной, точной, меткой, эмоционально окрашенной и экспрессивно насыщенной. Это обычно свидетельствует о высокой культуре речи человека, о его образованности.
В пословицах и поговорках нашла отражение вся многогранная жизнь народа, все сферы деятельности человека со сложностями бытия и его противоречиями. Центральной фигурой в них всегда выступает человек в своих различных «проявлениях» — во всём своём блеске и во всех своих неприглядностях. Пословицы и поговорки представляют собой обобщение многовекового жизненного опыта народа, содержат эмоционально-экспрессивную оценку поступков человека, событий, явлений. Поэтому они «не сочиняются, а появление их как бы вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометие...; их стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
Обычно пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в той или иной ситуации, и нам бывает полезно прислушаться к голосу разума, голосу народной мудрости. Ведь дело советуют, например, пословицы: Делу время, а потехе час. Друзья познаются в беде. Пей, да дело разумей. Кончил дело — гуляй смело. Береги платье снову, а честь — смолоду. Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет. Бережёного и бог бережёт. Берись дружно, не будет грузно. В камень стрелять — только стрелы терять. В Тулу со своим самоваром не ездят. Едешь на день, хлеба бери не неделю. Клин клином вышибай. Кто другому яму роет (копает), тот сам в неё попадёт (попадает). Куй железо, пока горячо. Много спать — добра не видать. Не верь речам, верь своим очам (глазам). Не зная броду, не суйся в воду. С сильным не борись, с богатым не судись. Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Очень важно знать такие пословицы, уместно вспомнить их в сложных жизненных условиях, чтобы разумно воспользоваться заложенным в них советом.
Использование пословиц и поговорок в сатирических и юмористических целях даёт большой назидательный эффект. Пословицы и поговорки содержат яркие сатирические образы. На это обратил внимание ещё Ф. И. Буслаев — известный языковед, собиратель и исследователь пословиц: «Пройдоха: Панкрат-скорохват, скоро к Москве пришёл, скоро тётку нашёл. Увёртливый: его семью пестами в ступе не попадёшь. Упрямый: его в ступе пестом не перемелешь. Расчётливый ханжа: на небо посматривает, а по земле-то ошаривает. Выскочка: из молодых, да ранний — петухом кричит»