Речевое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:46, реферат

Краткое описание

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Оглавление

1. Общение и его слагаемые 3
2. Бытовое общение 7
3. Народные раздумья о собеседовании 9
4. Особенности делового общения 15
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

русский язык.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Общение и  его слагаемые 3

2. Бытовое общение 7

3. Народные раздумья  о собеседовании 9

4. Особенности  делового общения 15

Список литературы 21

 

       1. Общение и его  слагаемые

      Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

      В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:  коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по  общению и  установление на этой основе взаимопонимания.

      В процедуре общения выделяют следующие  этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт  с другими  людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

      Если  какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом»,  «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

      Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

      Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

      Причинами плохой коммуникации могут быть:

      а) стереотипы  – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

      б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

      в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

      г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить  желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

      д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения  при отсутствии достаточного числа фактов;

      е) ошибки в построении высказываний:  неправильный  выбор слов, сложность  сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

      ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

      Стратегии общения:

  1. открытое – закрытое общение;
  2. монологическое – диалогическое;
  3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение  «по душам»”).

      Открытое  общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

  1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время  и силы  на поднятие компетентности «низкой стороны»;
  2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая  коммуникации, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

      Язык  – система слов, выражений, правил и их соединение в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Это делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я. Это объективное значение слова. Но оно преломляется через призму индивидуальности каждого человека и уже образует свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

      Интонация – эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

      Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл  фразы.

      Жесты – могут быть общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения (находясь на футбольном матче, болельщики используют ряд общепринятых жестов, чтобы выразить свое отношение к игрокам). Жесты могут быть экспрессивными – служат для большей выразительности речи.

      Расстояние, на котором общаются собеседники  – зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

 

       2. Бытовое общение

      Это общение без ответственности, любопытствующе безразличное, основанное на привычных встречах, словах, процедурах. Зачастую бытовое общение – это некое функционирование без цели, без устойчивых интересов, без будущего. Такое функционирование довольно быстро приводит его участников к деградации, или правильнее, к асоциальному существованию. Это общение непланируемое, непредвзятое, почти всегда связанное с фразой: «от нечего делать» и за ним стоит только один сильный мотив: с кем-то же нужно общаться. Подвалы, чердаки, лестницы, улица, пустые глаза, непредсказуемость поведения, способность глазеть и участвовать в любом событии не требующем усилий души, упорства, целенаправленности. Суррогатом такого общения являются многочасовые пустословные разговоры по телефону.

      В жизни большинства людей преобладает  бытовое общение. Оно — самое  распространенное. Не только дома, в  кругу семьи, но и на работе, на улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога дальняя, мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?

      Если  разговор не получается, значит, отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог.  В нашей жизни довольно часто встречаются  такие ситуации.  Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается в таких случаях только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Нельзя  навязываться с разговором.  Когда собеседник не проявляет интереса,  необходимо прекратить разговор, подождать, когда у партнера появится необходимость в общении.

 

       3. Народные раздумья  о собеседовании

      Величайшее  богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

      Меткий  и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки  тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения  к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

      Пословицы и поговорки занимают особое место  среди различных жанров народного творчества. Родившись в гуще народной жизни, они широко употребляются не только во всех сферах устной речи, но и а художественных произведениях, в публицистике, в средствах массовой информации — в теле- и радиопередачах, в периодической печати, где они постоянно совершенствуются, шлифуются, претерпевают семантические изменения и разнообразные формальные, структурные преобразования.

      Уместное  употребление пословиц и поговорок  делает речь выразительной, точной, меткой, эмоционально окрашенной и экспрессивно насыщенной. Это обычно свидетельствует о высокой культуре речи человека, о его образованности.

      В пословицах и поговорках нашла отражение вся многогранная жизнь народа, все сферы деятельности человека со сложностями бытия и его противоречиями. Центральной фигурой в них всегда выступает человек в своих различных «проявлениях» — во всём своём блеске и во всех своих неприглядностях. Пословицы и поговорки представляют собой обобщение многовекового жизненного опыта народа, содержат эмоционально-экспрессивную оценку поступков человека, событий, явлений. Поэтому они «не сочиняются, а появление их как бы вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометие...; их стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

      Обычно  пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в  той или иной ситуации, и нам  бывает полезно прислушаться к голосу разума, голосу народной мудрости. Ведь дело советуют, например, пословицы: Делу время, а потехе час. Друзья познаются в беде. Пей, да дело разумей. Кончил дело гуляй смело. Береги платье снову, а честь — смолоду. Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет. Бережёного и бог бережёт. Берись дружно, не будет грузно. В камень стрелять — только стрелы терять. В Тулу со своим самоваром не ездят. Едешь на день, хлеба бери не неделю. Клин клином вышибай. Кто другому яму роет (копает), тот сам в неё попадёт (попадает). Куй железо, пока горячо. Много спать — добра не видать. Не верь речам, верь своим очам (глазам). Не зная броду, не суйся в воду. С сильным не борись, с богатым не судись. Готовь сани летом, а телегу — зимой.

      Очень важно знать такие пословицы, уместно вспомнить их в сложных жизненных условиях, чтобы разумно воспользоваться заложенным в них советом.

      Использование пословиц и поговорок в сатирических и юмористических целях даёт большой назидательный эффект. Пословицы и поговорки содержат яркие сатирические образы. На это обратил внимание ещё Ф. И. Буслаев — известный языковед, собиратель и исследователь пословиц: «Пройдоха: Панкрат-скорохват, скоро к Москве пришёл, скоро тётку нашёл. Увёртливый: его семью пестами в ступе не попадёшь. Упрямый: его в ступе пестом не перемелешь. Расчётливый ханжа: на небо посматривает, а по земле-то ошаривает. Выскочка: из молодых, да ранний — петухом кричит»

Информация о работе Речевое общение