Культура общения руководителя и подчиненного

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, обозначается тем, что общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение…………………………………………………………………….стр.3
2. Правила служебного этикета ………………………………………..……стр.4
3. Культура речи руководителя с подчиненными……………………..…....стр.9
4. Функции управленческого общения…………………………………….стр.12
5.Заключение………………………………………………………………...стр.15
6.Библиографический список…………………………………………...….стр.17

Файлы: 1 файл

профессиональная этика и этикет.docx

— 41.37 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Сочинский государственный  университет  
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                               По дисциплине: Профессиональная этика и этикет.

                              Тема: Культура общения руководителя и подчиненного. 
 

                                                                                Выполнила: Тускаева А.А.

                                                                                     Студентка  09 ЗСТ

                                                     Группы  2

                                                                                     Проверила: Гюламирян Р.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сочи 2011 

СОДЕРЖАНИЕ: 

1.Введение…………………………………………………………………….стр.3 

2. Правила служебного этикета ………………………………………..……стр.4 

3. Культура речи руководителя с подчиненными……………………..…....стр.9 

4. Функции управленческого общения…………………………………….стр.12 

5.Заключение………………………………………………………………...стр.15 

6.Библиографический  список…………………………………………...….стр.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  данной темы, обозначается тем, что  общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Умение вести  себя с людьми во время беседы —  один из главнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха.

Демократизация  всех сфер жизнедеятельности общества актуализировала потребность в  новом типе руководителя, который  сочетал бы в себе способности  практика-организатора, теоретика-аналитика  и психолога-воспитателя. Чтобы руководить людьми, ему необходимо обладать еще  и личным авторитетом, основой которого является наличие высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие у него таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, окружающим, самому себе; культуры поведения как  воплощения нравственных убеждений  и установок личности в конкретном поведении, в определенных формах этикета, включающих знание правил поведения, умение ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение этих правил до автоматизма.

Знание правил служебного этикета и умение ими  пользоваться важно современному руководителю и потому, что значительная часть  его рабочего времени проходит в  общении с людьми, причем чаще всего  в ситуациях неравного статуса  сторон, когда один занимает место  руководителя, другой - подчиненного.

2. Правила служебного этикета.

Руководитель  и подчиненный в межличностных  отношениях на службе руководствуются  общепринятыми нормами и правилами  этикета, которые предполагают взаимную вежливость, понимание и доброжелательность, внимательность и чуткость в отношении  к окружающим, стремление к сотрудничеству.

Специфика службы, несимметричность служебных отношений  и наличие субординации потребовали  выработки специальных правил служебного этикета, которые бы оформляли поведение  и взаимоотношения сотрудников  в различных конкретных служебных  ситуациях, с которыми ежедневно  сталкиваются и руководитель, и подчиненный.

Влияние руководителя на сотрудников имеет своей целью  побуждение их к определенному служебному поведению, которое соответствовало  бы как требованиям организации, так и собственным представлениям. На авторитет руководителя оказывает  огромное влияние наличие высокой  культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К  ним относятся:

* демократизм  общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе; * его доступность,  внимательность;

* умение создать  товарищескую атмосферу доверия; 

* вежливость  и корректность в обращении; 

* точность и  ответственное отношение к данному  слову.

 Немалое значение  играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность  в манере поведения. Но внешняя  сторона поступков должна соответствовать  внутренним нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также свыше и нижестоящими руководителями. Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное. Противоположным качеством общительности является замкнутость, или необщительность.

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Вежливость как  главный атрибут воспитанного человека предполагает, прежде всего, приветствие.

Главным правилом устного приветствия является принцип "снизу вверх", первым здоровается  подчиненный с начальником, младший  по возрасту со старшим, член делегации  с руководителем, в нашей стране мужчина с женщиной.

Для рукопожатий  действует принцип "сверху вниз", т. е. первым предлагает руку человек  наиболее старший по должности или  по возрасту.

Входящий в  помещение обязан (независимо от должностного ранга) первым приветствовать присутствующих.

Важно учитывать  национальные традиции и обычаи.

Представление в деловой жизни является важным элементом вежливости. Посредством  его можно установить нужные и  полезные связи. Согласно деловому этикету  представить кого-то - значит назвать  его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.

В деловом этикете  существуют различные подходы к  выбору форм обращения к руководителю, подчиненным, незнакомым посетителям. Кроме того, в большинстве фирм есть свои неписаные правила внутрифирменного поведения.

Руководителю  целесообразно изучать и овладевать нормами этикета. В любом случае нужно помнить: основными требованиями этикета являются вежливость, внимательность, сдержанность. Недопустима слишком громкая речь, чрезмерная жестикуляция.

Неэтично во время разговора толкать человека, дергать за одежду, хлопать по плечу, шептать на ухо, напоминать о физических недостатках и т.д.

Таким образом, можно составить своеобразный экспрессивный  портрет участников управленческой беседы (прежде всего руководителя), включающий предпочтительные выразительные  средства:

- доброжелательное, внимательное выражение лица;

- периодический и как можно более продолжительный контакт глаз;

- сдержанные, плавные, неинтенсивные жесты;

- открытая поза, корпус наклонен и развернут к собеседнику;

- спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов, этапов беседы.

Этические нормы  выступают в роли регулятора отношений  в коллективе, который или будет  способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования  может складываться стихийно.

Работодатель  предоставляет работнику возможности  для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а если это  необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить  его различными методами.

Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования  — совокупность средств и методов, с помощью которых он направляет, координирует поведение наемных  работников. Важная роль в механизме  регулирования поведения принадлежит  нормативному регулированию, которое  состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Сначала определяют цели, которые необходимо осуществлять, затем создают нормативный правовой акт для того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия  реализации норм, включая контроль за их соблюдением. Очень важно при этом выбрать эффективные меры, чрезмерно не обременяющие работника, не сковывающие его инициативу.

Нормы всегда являются средством реализации принципов, идеологии, т. е. любая нормативная система, отражает определенные взгляды какой-то группы людей. Качество этических норм, действующих в коллективе, должно стать предметом постоянной заботы кадровой службы. Если в коллективе получат широкое распространение аморальные нормы, то организация не сможет существовать долго, а тем более эффективно. Во-первых, ее авторитет у других организаций и государственных органов будет постоянно снижаться, во-вторых, будут нарастать конфликты внутри организации.

Качество этических  норм в деятельности организации  во многом зависит от руководителя, его авторитета. Авторитет руководителя — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с  людьми. В зависимости от того, какой  стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с  подчиненными, определяющие его авторитет.

Культура речи среди правил общения с людьми играет особую роль. Она предполагает навыки, и умение правильно сформулировать свои мысли, оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики. Речь несвязная, невыразительная, содержащая «штампы» не способствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.

Для того чтобы  научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для  этого нужно быть эрудированным  человеком, умеющим убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

Многочисленные  литературные источники, практика ученых, социологов, психологов показывают, что  при общении с людьми руководителю желательно придерживаться следующих  правил:

• необходимо проявлять  интерес к людям, быть внимательным к ним;

• нужно уметь  давать указания своим подчиненным;

• нужно стараться  запомнить имена подчиненных;

• в служебных  отношениях важно развивать и  поддерживать чувство личного достоинства  каждого работника, инициативу и  творческий подход к делу;

• нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить  себя на место осуждаемых;

• нужно уметь  приветствовать людей;

Информация о работе Культура общения руководителя и подчиненного