Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116
Таким образом, можно сказать, что равномерное соотношение численности мужчин и женщин в коллективе АУП достигается за счет равномерного соотношения полов в коллективе инженерно – технической службы в аппарате управления.
Таблица 2.6.
Ряд распределения работников экономической службы по половому признаку
Пол |
Мужской |
Женский |
Частота |
4 |
10 |
Рис. 2.5. Гистограмма распределения по полу экономистов АУП
По рис. 2.5. видно, что
коллектив экономистов
Таблица 2.7.
Ряд распределения работников АУП по уровню образования
Образование |
Средне –специальное или среднее |
Высшее |
частота |
48 |
30 |
Рис. 2.6. Гистограмма распределения работников АУП по уровню образования
По рис. 2.6. мы видим, что коллектив АУП составляют преимущественно работники со средне – специальным (техническим) или средним образованием.
Таблица 2.8.
Таблица распределения работников отделов АУП по уровню образования
Категории работников |
С средне –специальным или средним образованием |
С высшим образованием |
Доля категорий работников в общем числе персонала АУП |
ИТР |
48 |
16 |
82% |
Экономисты |
1 |
14 |
19,2 % |
Рис. 2.7. Гистограмма распределения ИТР по уровню образования
Рис. 2.8. Гистограмма распределения экономистов по уровню образования
Исходя из данных табл. 2.8. и рис. 2.7. и 2.8., мы видим, что в коллективе инженерно – технической службы больше работников, имеющих средне- специальное (техническое) образование (25% - с высшим образованием, 75% - с средне – техническим). В коллективе экономистов больший удельный вес занимают работники с высшим образованием (93% -работники, имеющие высшее образование, только 7% - среднее). При том, что коллектив экономистов предприятия составляет только 18% всего коллектива АУП, можно сказать, что преимущественно в АУП работают люди с средним техническим образованием (работники с данным уровнем образования сосредоточены в аварийно – диспетчерской службе и службе механизации и транспорта).
По данным таблицы 2.9. можно сделать вывод, что в инженерно – техническом коллективе предприятия сотрудники работают совместно
Таблица 2.9.
Таблица распределения категорий работников АУП по стажу
совместной работы на предприятии
Стаж работы |
До 4 лет |
От 4 до 10 лет |
ИТР |
50 |
14 |
Экономисты |
3 |
11 |
преимущественно недавно - менее 4 лет. Численность ИТР, работающих длительное время совместно, составляет только 21,9% (молодые работники). В коллективе экономической службы предприятия сотрудники работают совместно преимущественно более 4 лет, остальная часть их коллег (21,4%) совместно работает менее 4 лет (молодые работники).
Отдельно рассмотрим характеристики двух руководящих работников МП «Жилкомсервис» – директора предприятия и главного инженера.
Возраст директора предприятия – 45 лет; стаж в должности на данном предприятии – 8 лет; высшее образование; пол – мужской.
Главный инженер: возраст 41 год; 5 лет – стаж в должности в данной организации; высшее образование.
На основе рассмотрения
таких характеристик
В инженерно – техническом подразделении АУП предприятия работают преимущественно молодежь, в основном со средне – специальным образованием, с небольшим стажем совместной работы (до 4 лет); в коллективе работают примерно одинаковое количество мужчин и женщин.
В экономической службе работают преимущественно специалисты старшего возраста (от 30 лет), имеют высшее образование, стаж совместной работы более 4 лет; коллектив преимущественно женский.
Руководители предприятия работают в коллективе более 4 лет, образованы, имеют опыт работы.
Исходя из данных заключений, можно сделать вывод, что первый коллектив (ИТР) более оптимален с точки зрения согласованности возрастов и равномерного соотношения полов, возможности изначального формирования благоприятных взаимоотношений в коллективе и опыта совместной работы. Недолгое время работы на данном предприятии не позволяет пока полностью идентифицироваться с коллективом предприятия, т.е. работать, реализуя цели функционирования (ценности) предприятия. Из этого можно предположить, что на данном этапе развития коллектива ИТР, уровень притязаний работников не высок, поэтому в данном случае меньше причин возникновения неблагоприятных межличностных отношений.
Более интересен для изучения коллектив экономистов предприятия, поскольку члены этого коллектива – преимущественно женщины, имеют опыт работы, образованы. Другими словами, коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов. Практика показывает, что в женском коллективе, в котором все профессионалы, больше вероятностей формирования различных позиций поведения, возникновения конфликтных ситуаций, столкновения интересов, мнений.
Чтобы определить, имеются ли в действительности в этом коллективе трудности во взаимоотношениях, применим методику тестирования психологического климата данного коллектива и определим степень сплоченности его членов на основе результатов опроса.
Экономистам предприятия было предложено оценить психологический климат внутри коллектива путем ответа на вопросы, содержащиеся в анкете .
Обработка опросного листа осуществляется следующим образом:
Сложить оценки на вопросы левой стороны листа под № 1,2,3, 4,5, 6,7, 8,9,10, 11,12,13 – это сумма А;
Сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А –В. С равно или больше нуля, - на лицо ярко выраженный неблагоприятный климат в коллективе с точки зрения в коллективе. С больше 25, - психологический климат благоприятен. Если менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.
Рассчитывается
С = Сумма Сi \ N, (2.1)
где N – число членов группы.
процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:
% = n (Ci) \ N * 100%, (2.2)
где n(Ci) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;
N – число членов группы.
Подсчитаем итоги.
Сумма А = 15; Сумма В = 15; С =0; Таким образом, с индивидуальной точки зрения в коллективе ярко выраженный неблагоприятный психологический климат.
Среднегрупповая оценка психологического климата: С ср. = 15,4. То есть, с групповой точки зрения климат неустойчиво благоприятен.
Процент работников, оценивающих климат как неблагоприятный: % = 43% (6 \ 14 *100%). Таким образом, данная оценка подтвердила предположения о наличии неустойчивого (неблагоприятного) психологического климата в коллективе отделов экономической службы предприятия.
Целесообразно определить степень сплоченности исследуемого коллектива.
Данный показатель был
получен путем использования
результатов проведенной
Затем определяются показатели сплоченности по выборам положительных и отрицательных характеристик по формуле:
I спл (ЦОЕ) = (n – m) \ N * 100, (2.3)
где I спл (ЦОЕ) – сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %;
n – сумма выборов,
приходящихся на пять
m – сумма выборов,
приходящихся на пять
N- общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
Группа с максимально возможным I спл – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным I спл (полное отсутствие ценностно – ориентационного единства) – участники не отдают предпочтение ни одной из характеристик исходного набора.
Итоговый показатель групповой сплоченности определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.
Рассчитаем данный показатель. (Были выбраны из пар предложенных положительных и отрицательных характеристик характеристики под № 2,3,4,8,9 и № 1,5,6,10,11(положительные), и № 2,3,8,11,12 и № 1,4,5,9,13 (отрицательные)).
N = 70 (14*5); n = 14; m = 7;
ЦОЕ положит. характеристик = (14 –7)\ 70 *100 = 10%. Т.е. участники опроса выбирали данные характеристики одинаковое число раз (суммы выборов, получивших максимальное и минимальное количество выборов не существенно отличаются), т.е. по существу, участники не отдают предпочтение ни одной из характеристик.
ЦОЕ отрицат. характеристик = (35 – 5)\ 70 *100 = 42,85%. Т.е. участники опроса наибольшее предпочтение отдавали первой паре отрицательных характеристик, что говорит о единстве ценностей - мнений о важности следующих отрицательных свойств в коллективе: Конфликтность в отношениях в группе, конфликтность между группировками (функциональными отделами), ссоры и взаимные обвинения в «тяжелые» для предприятия дни, тяжелое протекание адаптации новых работников в коллективе, неформальное «разделение» группы на «своих» и «чужих».
Итоговый показатель групповой сплоченности: ЦОЕ = (10\2) + (42,85\2) = 26,43%.
Таким образом, мы видим тенденцию развития неблагоприятных отношений в коллективе, особенно в период критических ситуаций на предприятии. Значимость указанных отрицательных критериев в совместной деятельности коллектива говорит о просчетах руководства в отношении проведения политики управления персоналом в организации.
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными.
Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель СПК в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время.
В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.
В
сложной системе
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения – это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций.
Другая функция общения – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.[2]
Влияние
эмоциональной атмосферы
Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных