Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116
Равные возможности.
Особое внимание менеджмент МП «Жилкомсервис» будет уделять обеспечению равных возможностей всем служащим в достижении ими максимально возможных результатов их деятельности. Любая точка зрения подлежит рассмотрению, нестандартные мнения поощряются, а не преследуются.
Признание заслуг.
Руководство МП «Жилкомсервис» намерено вознаграждать:
- как морально, так
и материально специалистов и
рабочих, а также смены и
бригады за их трудовой вклад
в деятельность корпорации
Соблюдение этических норм.
За основу управления МП «Жилкомсервис» приняты установленные нормы поведения, суть которых - доступность и единый подход для всех: доступ к информации, касающейся деятельности коллектива, доступ к руководителю решающего проблемы сотрудника, единые требования для всех.
Информированность.
Руководство МП «Жилкомсервис» разъясняет и информирует сотрудников о целях и задачах предприятия, сотрудники должны четко представлять, что от них требуется.
Таким образом, происходит налаживание своевременной "обратной связи".
Делегирование полномочий.
Данный подход к управлению
предприятием предусматривает с
одной стороны повышение
Таким образом, ключевыми позициями в улучшении СПК являются:
1. Признание норм предприятия и готовность действовать для общего успеха.
2. Развитие и использование
потенциала собственного
3. Вознаграждение работника за его заслуги.
4. Наличие постоянной "обратной связи" менеджмент - работник (коллектив).
5. Знание персоналом целей, задач общей стратегии деятельности предприятия.
6. Равенство всех перед нормами предприятия.
7. Самостоятельность, ответственность - оценка и спрос.
Анализ выявил проблему
неудовлетворенности менеджерам
Рассмотрим следующий вариант планирования и решения вопроса управления карьерой на МП «Жилкомсервис»
Цель: Продвигать в первую
очередь собственных
Задачи управления карьерой менеджеров .
1. Определение критериев и портрета менеджера МП «Жилкомсервис»;
2. Развивать способности, навыки, умения менеджеров;
3. Формировать лидера
коллектива способного
4. Использовать принцип
равных и справедливых
5. Формировать команду
руководителей МП «Жилкомсервис
6. Создавать единый
социальный организм
Первый этап - изучение целей и задач корпорации, наличие корпоративной политики управления персоналом, позволяющей предъявлять требования к кандидатам на их соответствие организационной культуре предприятия.
Детализированный учет руководящих должностей учитывает:
- анализ работы менеджера в данной должности;
- описание работ выполняемых работником;
- характер работы;
- анализ функциональных
обязанностей и критерии
- социально-производственные и личностные требования к данной должности;
-определение порядка
замещения данной должности (
Система стимулов, коррелирующих
с назначением на должность, предполагает
комплексное улучшение
- оплата выше, чем на нижестоящей должности;
- условия работы: отдельный кабинет, ПЭВМ и т.п.;
- власть, возможность отдавать приказы и требовать их исполнения, увеличение ответственности за положение дел.
Четвертый блок определяет требования к менеджеру в организации, предлагает следующий подход:
- отношение к делу (профессионализм):
квалификация, опыт, знания, умения применять данные показатели на практике;
уверенность в перспективности данной работы;
желание учиться новому.
- отношение к людям:
уважение людей;
терпение к слабостям, не мешающим работе;
нетерпимость к тому, что мешает людям;
умение сплачивать людей в команду;
умение обучать подчиненных;
умение критиковать и воспринимать критику.
- отношение к себе:
собственное достоинство;
наличие четкой самооценки;
знание сильных и слабых сторон;
знание того, чем придется пожертвовать из-за должности и готовность к этому.
умение руководить и подчиняться, уважать право своего начальника руководить.
Данный блок завершает формирование области целеполагания в управлении карьерой. Следующие блоки предполагают определение критериев подбора кандидатов в резерв, их оценку, обучение и подготовку.
Подбор кандидатов в резерв руководителей целесообразно осуществлять ежегодно и иметь резерв в зависимости от характера должности как минимум 1-2 человека.
Поиском кандидатов должны заниматься:
1. Непосредственный начальник отдела, в котором работает специалист;
2. Отдел кадров;
3. Высший менеджмент.
4. Кандидат должен иметь возможность сам предъявить себя.
Поиск осуществляется в подразделениях, отделах; а так же в других службах. Для этого разрабатываются способы поиска:
а) Источники информации о кандидате
- данные о работе и результатах деятельности на всех предыдущих должностях;
- личные суждения знающих его руководителей;
- результаты тестов, опросов имеющихся в отделе кадров.
б) способы идентификации кандидата:
- оценка и рассмотрение в отделах, подразделениях;
- неформальное общение;
- дискуссии по обсуждению кандидата.
в) оценки, даваемые кандидату:
- им самим (самооценка);
- его руководителем
(то есть возможность
- старшим начальником
(то есть перспективность
Подбор кандидатов предполагает тщательное их изучение и развитие стремления к продвижению по службе. Для этого имеет смысл:
1. Использовать систему
консультаций и обучения. "О
новых возможностях в
а) качества, необходимые для продвижения и занятия вакансий;
б) рекомендации как достичь необходимых критериев.
Это позволяет кандидатам самим влиять на свою карьеру.
2. Разработать систему
возможности менеджеру самому
предлагать себя для
Для изучения сотрудников в целях рассмотрения их перспективных возможностей имеет смысл использовать подход, представленный на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Подход к рассмотрению перспективных возможностей сотрудников
Каждый кандидат должен иметь "профессионально-социальный портрет" и иметь систему общей подготовки кандидатов и индивидуальной, обеспечивающую готовность к предполагаемой должности.
Анализ системы подготовки и развития кадров МП «Жилкомсервис» показывает, что система профессиональной подготовки (стажировка, специальная подготовка, дублирование, обучение) реализуется успешно, проблема заключается в подготовке специалистов со знанием психологии групповых отношений, именно эту систему и необходимо создать в этих целях, использовать для обучения потенциал ХГТУ и Педагогического института города Хабаровска.
По завершению курса подготовки кандидата, происходит определение его готовности - это наиболее важный аспект. Оценку готовности целесообразно проводить по трем параметрам:
1. Профессиональные испытания;
2. Анализ позиций в коллективе;
3. Самооценка.
Данный подход показывает,
что без совершенствования
По результатам оценки кандидата и открытию вакансии принимается решение о назначении на должность.
Данный подход обеспечивает подготовку:
а) Компетентного в техническом отношении руководителя;
б) Руководителя способного создавать "климат" в котором рабочие хорошо работают;
в) Обеспечит реализацию принципа "время - деньги", так как специалисту со стороны требуется, как правило, 3-6 месяцев, чтобы "войти в курс дела"; 1-3 года чтобы "стать своим"; 2-5 лет, чтобы впитать культуру организации.
Имеет смысл использовать опыт передовых компаний шире и разработать справочник руководителя, касающийся отношений в коллективе.
В нем иметь разделы:
1. Руководитель:
- обязанности;
- права;
- способы принятия решений;
- рабочее время - фактор рационального управления;
- ответственность перед организацией;
- качества руководителя.
2. Делегирование полномочий:
- обязанности и права работников;
- контроль;
- нормативы.
3. Поведение группы:
- неформальная группа;
- ролевое распределение;
- власть и дистанция;
- культура предприятия;
- разрешение конфликтов.
4. Работа с подчиненными:
- подбор;
- продвижение;
- обучение;
- мотивация;
- аттестация;
- вознаграждение;
- дисциплина.
5. Ответственность за условия и безопасность труда:
- требования к организации работ;
- сан-технические условия;
- бытовые условия;
- безопасность труда.
Оценка результатов всего цикла управления карьерой позволяет определить ее эффективность, оптимальность, внести коррективы. Предлагаем следующие способы оценки эффективности подготовки руководителей (специалистов) внутри организации.
Качество подбора менеджеров - экономистов.
К=(R+Р+О)/3, (3.1)
где К - количество подбора;
R - средний результат аттестации (по 5-ти бальной шкале);
Р - проценты получивших повышение за изучаемый период;
О - проценты оставшихся в назначенных или повышенных должностях;
З - показатель (количество) используемых переменных (R, Р, О).
Так, в 2010 году в экономической службе этот показатель составил:
К=(4,2*10+8+92)/3=47,3
Эффективность подготовки руководителей:
Э=R/Q *100%, (3.2)
где Э – эффективность;
R - число должностей занятых из резерва;
Q - общее число вакансий.
Текучесть резерва:
Т=RП/R *100%, (3.4)
где Т – текучесть;
RП - число "резервистов" покинувших организацию;
R - общее число "резервистов".
Срок пребывания в резерве:
С=Т/К *100%,
Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных