Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116
где С - срок в резерве;
Т - число лет между зачислением в резерв и занятием должности;
К - число данных сотрудников.
5. Готовность резерва:
R=A/Q *100%, (3.6)
где R - готовность резерва;
А - число должностей имеющих готового резервиста;
Q - общее число ключевых должностей.
Таким образом, предложенная система управления карьерой:
Обеспечит системный подход в данном вопросе;
Позволит решить проблему кадров для должностей АУП;
Будет "стимулом" для сотрудников;
Позволит рационально расходовать средства на подготовку руководителей (специалистов);
Обеспечит подготовку руководителей:
- в соответствии с политикой предприятия;
- соответствующего социально-
Неблагоприятный психологический
климат негативно отражается не только
на социальном развитии коллектива (не
в достаточной степени
Неустойчивый характер взаимоотношений в коллективе экономистов МП «Жилкомсервис» способствовал ухудшению качества выполняемых функций отдельными работниками предприятия.
Так, в первом квартале 2000 г. за наличие производственных упущений отдельным работникам АУП снизили премиальные выплаты за квартал с 75% до 40%. В таблице 2.12. приведена информация об имеющих место на данный период производственных упущениях.
Таблица 2.12.
Протокол о наличии производственных упущений персоналом АУП
Структурные подразделения, отделы, должности |
Производственные упущения |
Инспектор по кадрам |
Недостаточное обеспечение |
Начальник отдела кадров
Экономист по труду (плановый отдел)
|
предприятия кадрами необходимой квалификации (рост текучести кадров) Недостаточное обеспечение трудовой дисциплины в коллективе Несвоевременный анализ использования рабочего времени и расходов по оплате труда для сокращения непроизводительных расходов |
Как видим, в результате не эффективной работы руководства МП «Жилкомсервис» недостатки в организации системы управления персоналом включили в состав производственных упущений в работе отдела, непосредственно отвечающего за состояние производственного коллектива.
Отчасти, отдел кадров не может урегулировать данные проблемы, не имея необходимых для улучшения социально – психологического климата распоряжений (в результате отсутствия систематического изучения социально – психологических процессов руководством предприятия).
В разделе, содержащем анализ основных экономических показателей деятельности предприятия, были выявлены также следующие негативные тенденции.
При абсолютном снижении
численности промышленно –
Фонд оплаты труда персонала к 2010 г. увеличился на 26,8 %, при этом производительность труда основных рабочих снизилась на 5,3%.
Рост фонда оплаты труда работников с одной стороны связан с желанием руководства максимально стимулировать трудовую активность персонала, с другой стороны – с увеличением непроизводительных расходов на урегулирование трудовых споров, оплату расходов по увольнению и подбору новых кадров.
Таким образом, анализ социально – демографической структуры коллектива предприятия показал высокую степень вероятности возникновения различных позиций поведения, приводящих к конфликтным ситуациям; столкновения интересов и мнений в коллективе экономистов МП «Жилкомсервис». Низкий показатель групповой сплоченности, полученный в результате оценки психологического настроя в данном коллективе, подтвердил данный факт.
Анализ системы управления персоналом на предприятии, а также результаты опроса членов коллектива, показали недостаточное внимание руководства предприятия к решению таких проблем, как недоступность информации, отсутствие идентификации целей организации и отдельных работников; отсутствие системы карьерного роста; недостатки в дифференциации оценок достижений и заслуг работников.
Результаты оценки использования руководством социально – психологических методов работы с персоналом показали отсутствие применения методик, позволяющих определить соответствие стиля руководства уровню потенциала группы; незнание сформировавшейся ситуации (расстановку сил в неформальных организациях), не систематизированность изучения отношений в коллективе.
Данные недостатки требуют
кардинальной разработки способов и
методик совершенствования
Целью данной работы было: изучение социально – психологического климата коллектива МП «Жилкомунсервис» города Москва, и внутриорганизационных факторов формирования СПК, определение мер по его совершенствованию.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. В коллективе АУП
формируется неустойчиво
Менеджмент предприятия имеет систему управления персоналом, целью которой является подготовка и развитие высококвалифицированного, ответственного специалиста способного выполнять качественно функциональные задачи.
2. Основными направлениями
деятельности менеджмента
а) Определение четких, ясных и понятных организационных требований к сотрудникам предприятия;
б) Обеспечение подбора высокопрофессиональных работников, их оценки и развития;
в) Создание организационных, профессиональных и бытовых условий работникам с целью повышения производительности труда;
г) Разработка и корректировка системы вознаграждения персонала на основе критериев успешного выполнения функций, соответствия высокой квалификации работника, достижения результатов труда, наличия стажа работы на предприятии (как показателя безупречного труда).
3. В целом, в условиях
настоящей социально –
Вместе с тем изучение процессов, протекающих в коллективе работников аппарата управления МП «Жилкомунсервис», подтверждает теоретический постулат - "удовлетворенная потребность перестает быть таковой", имеет место тенденция увеличения показателя текучести кадров, и, как следствие этого, - ухудшения СПК в коллективе. Изучение использования менеджментом МП «Жилкомунсервис» элементов системы управления показало:
1. Эффективно реализуются:
- подсистема подготовки
персонала по специальности и
смежным специальностям; повышение
квалификации и
- подсистема вознаграждения
персонала обеспечивающая
2. Менеджмент использует,
как правило, организационно-
- имеет место четкая регламентация деятельности;
- функционал и технологическая картина каждого работника;
- документальные фиксирования распоряжений и приказов;
- система контроля за деятельностью персонала;
- учет действий и исполнение задач персоналом;
- формы экономического
стимулирования предполагают
3. Основные проблемы
сосредоточены в области
Менеджмент не владеет системой социального стимулирования как совокупности лимитов:
- исследования и оценки социальной информации;
- изучение структур коллективов предприятия;
- изучение работника
с позиции личностно-
- неэкономического (морально – психологического) стимулирования персонала.
Это способствует формированию негативного СПК в коллективе и динамике выявленных проблем:
а) управление карьерой руководителя;
б) использование социально-
Среди основных причин можно выделить:
1. Роль отдела кадров
сводится к учету персонала,
он не является органом
2. Слабые знания и
навыки менеджмента по
Таким образом, существующая система управления персоналом на МП «Жилкомунсервис» позволяет удовлетворить базовые потребности персонала, обеспечивает стабильность решения стоящих перед предприятием задач. Вместе с тем она не способствует развитию персонала, формированию единой команды инициативных, предприимчивых, самостоятельных работников.
Реализация данной задачи возможна при условии, если менеджмент рассматривает предприятие с позиции социально-технической системы и развивает социально - психологическую составляющую.
В данной работе в целях
совершенствования СПК
1. Разработка политики
управления персоналом МП «
- готовность действовать в интересах предприятия;
- признание корпоративных норм и требований;
- вознаграждение за заслуги;
- развитие коммуникаций;
- знание персоналом целей, задач, общей стратегии предприятия;
- равенство всех перед нормами;
- поддержание и вознаграждение самостоятельности, инициативы.
2. Создание системы управления карьерой руководителями (работниками АУП) предприятия, которая позволит:
- иметь "портрет" перспективных руководителей;
- стимулировать руководителей
по средствам возможности
- иметь резерв работников АУП;
- формировать команду руководителей на основе корпоративной культуры;
- сократить время "вхождения руководителя в должность";
- реализовывать корпоративную
политику выдвижения
- система оценки и отбора "страхует" от некомпетентных работников;
- при назначении используется комплексный подход в оценке: профессионализм, позиция в коллективе, собственная оценка, что позволяет получить компетентного и "социального" руководителя, оптимиста, который верит в свои силы и человеческий ресурс команды;
- предлагаемые способы оценки результатов деятельности системы управления карьерой позволяет оценить ее эффективность и скорректировать работу.
3. Одна из основных
проблем менеджмента - отсутствие
социальной информации о
- иметь программу исследования СПДК;
- показатели, подлежащие анализу;
- определить цели и
ценности персонала, их
- определить лидеров
неформальных групп их позиции,
- позиции членов коллектива в группе, их статус и ролевые функции.
Полученные результаты позволяют определить ведущее звено в коллективе, его позиции, способы взаимодействия и влияния. Взаимодействие формальных и неформальных структур обеспечит эффективное развитие коллектива в целом и решения им производственных задач.
4. Без реорганизации
и изменений функционала
- обеспечения методической базы;
Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных