Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116
В понятие психологический климат включают систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»:
1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан.
2. моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе.
3. психологический климат, то есть неофициальная сфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких—либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушений обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата.
Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения, через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность.
Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими.
Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве СПК в коллектива. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления СПК.
Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной групп, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культа поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т.д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей. [3]
Было изучено следующее направление: социально – психологические методы управления коллективом, т.е. способы утверждения авторитета руководителя на предприятии или стиль руководства (с помощью анкетного опроса коллектива менеджеров – экономистов).
В опросе участвовали менеджеры экономической службы МП «Жилкомсервис» (14 чел.).
Цель опроса: выяснение приверженности руководства к определенному стилю или методам руководства; влияние методов руководства на обстановку в коллективе.
В качестве исходного «материала» для построения основных стратегий поведения руководителей (директора предприятия и гл. инженера) были выбраны альтернативные переменные (признаки).
Путем изучения обработанных
программой «СОЦИС» данных анкеты,
был определен приоритетный стиль
руководства коллективом –
Таким образом, главное для директора - это результат работы, а не способы его достижения.
Были проведены дополнительные исследования утверждения авторитета руководителей на предприятии методом опроса - определена оценка (по пяти бальной системе) качеств директора предприятия и гл. инженера.
Результаты отражены в таблице 2.10
Таблица 2.10.
Оценка руководителей подчиненными
Директор |
Главный инженер | |
Профессионализм |
5 |
5 |
Организационные качества |
5 |
5 |
Справедливость |
5 |
5 |
Самокритичность |
4,7 |
4,8 |
Умение работать с людьми |
4,8 |
4,8 |
Вежливость |
4,2 |
4,6 |
Гибкость |
4,0 |
4,7 |
Внимание к людям |
4,2 |
4,6 |
Следовательно, для главного инженера «человеческий фактор» имеет наибольшее значение.
Для определения эффективного стиля управления можно использовать соотношение по системе:
Эу=f(PПS),
где П – подчиненный;
Р – руководитель;
S – ситуации.
Важно определить соответствие уровня потенциала группы тому стилю управления, который использует руководство предприятия.
Данные табл. 2.11. показывают
ярко выраженные недостатки руководства
(в лице директора) в плане построения
взаимоотношений с коллективом.
Одновременно имеются потенциальные
возможности формирования благоприятных
взаимоотношений между
Таблица 2.11.
Определение соответствия уровня потенциала группы стилю руководства
Показатели |
группа |
директор |
Гл. инженер |
Уровень образования |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Стаж совместной работы |
Менее 4-х лет |
Более 4 –х лет |
Более 4 –х лет |
Групповая сплоченность |
26,43% |
72,4% | |
Стиль поведения |
Преимущественно функциональные взаимоотношения |
Директивный по отношению к группе |
Демократический по отношению к группе |
Желание совершенствоваться |
Есть |
- |
Есть |
Желание внести свой вклад в развитие организации |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть желание совместной работы |
У 57,4% опрошенных |
Есть |
Есть |
организации дает основания для таких выводов). Необходимо только наладить связи с коллективом путем изменения стиля поведения в зависимости от конкретной ситуации (в данной ситуации авторитарный стиль управления на партисипативный или соучаствующий), учета соответствия требований подчиненных к уровню управления и реальных методов руководства.
Исследования показывают, что руководство предприятия не владеет способами определения соответствия стиля руководства уровню потенциала группы; не знает расстановку сил в неформальных организациях, не оценивает ситуацию на основе изучения и использования методик социально-психологической оценки климата в группе.
Результаты подтверждают, что менеджмент действует на основе собственного представления об эффективности управления организацией, не соизмеряя свои намерения с потребностями коллектива, и использует патерналистический подход – «работник должен быть сыт, обеспечен работой, остальное дело хозяина», что не совпадает с ожиданиями персонала.
Таким образом, имеет место проблема использования социально-психологических методов управления персоналом. Менеджмент успешно реализует регуляторы мотивации и недостаточно использует мотиваторы.
Причина - незнание социально – психологических процессов, протекающих внутри коллектива.
Дерево целей комплексного исследования жизни коллектива предприятия (цеха, отдела):
[Ц - О] – производство
социальной информации для
[Ц - 1] – производство
информации о деятельности
[Ц - 1.1] – состояние динамики в каждой сфере
[Ц - 1.2] – регуляторы поведения
[Ц - 1.3] – описание и параметры всех видов деятельности
(активности) личности, группы, коллектива.
[Ц - 2] – описание явных и латентных СПДК, образа жизни коллектива.
[Ц - 2.1] – иерархия проблем
[Ц - 2.2] – структура проблем
[Ц - 2.3] –факторы, зависящие от предприятия (участка, отдела)
[Ц - 3] – разработка социальной технологии
[Ц - 3.1] – методы социальной реконструкции
[Ц - 3.2] – целевые программы
Показатели сферы СПДК:
1. Человек - рабочее место:
- удовлетворенность трудом;
- удовлетворенность
- удовлетворенность отношением с начальником.
2. Психофизиологическое состояние:
- работоспособность;
- развитие личности.
3. Человек – группа:
-структура группы;
- социально-психологический
- динамика группы.
4. Человек - производственный коллектив:
- экономические показатели;
- социальная значимость труда;
- вовлеченность работника в
Оценку социально-
2. Характеристика формальной структуры:
- персонал 16 человек;
- руководитель 2 человека;
- работники 14 человек.
Возраст: до 30 лет – 3
30 – 40 лет – 11
> 40 лет– 2
пол: 37,5% мужчины
Рис. 3.2. Структура коллектива
стаж
работы до 1 года – 1
до 4 лет – 5
4-10 - 5
> 10 - 5
стаж
совместной < 4 лет - 12
работы > 4 лет - 4
руководитель- возраст 45 лет
-стаж в должности – 8 лет
- образование высшее
главный инженер – возраст 41 лет
- стаж в должности 4 года
- образование высшее
Для изучения коллектива используем:
1. стратометрический метод
2. социометрический метод
Методом опроса
определяем индекс ЦОЕ (
Целями коллектива являются:
- занятие лидирующих позиций в службе;
- достижение высоких показателей в деятельности, обеспечивающих вознаграждение;
Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных