Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116
- создание климата
доброжелательности и
- уважение друг к другу.
Значимыми ценностями в общении являются:
1. уважение
2. открытость
3. ответственность
4. порядочность
5. безотказность в случае необходимой помощи.
Оценка собственной группы ее членами совпадает с эталоном - "хорошая группа".
В таблице 3.1. представлена стратометрическая оценка руководителей.
Таблица 3.1.
Стратометрическая оценка руководителей
Профессионализм, компетентность |
Справедливость, уменее руководить |
Чуткость, уважение, внимание | |
Директор |
5 |
4,95 |
4,87 |
Главный инженер |
5 |
4,9 |
4,92 |
Директор характеризуется как лидер-организатор.
Главный инженер - лидер коммуникатор.
Социометрический анализ позволил получить следующие результаты:
1. Социограмма группы методом опроса (5 вопросов по основным сферам отношений:
- кому подчиняться;
- с кем работать;
- с кем дружить;
- с кем отдыхать;
- кто рядом в критической ситуации.
Определялись "связи" в группе, выявлялись лидеры, статусные члены, изгои, итоговые данные отображены на социограмме на рисунке 3.3.
Анализ социограммы показывает: лидеры - директор, главный инженер; статусные лидеры – менеджер по снабжению, менеджер складского хозяйства, начальник отдела кадров, специалист по социальной работе, более 5 обратных связей; изгоев нет.
В целях дальнейшего изучения структуры и определения ее параметров построим социограмму, для этого методом опроса (с кем вы хотите работать в смене, список членов смены и ответы: да-+; безразлично -0; нет -).
Рис. 3.3. Социограмма
Далее, получаем необходимые данные и заполняем матрицу, представленную в таблице 3.2.
Определяем следующие индексы:
-потребность в общении;
-статус;
-совместимость;
-групповое единство;
-групповую разобщенность;
-сплоченность.
Таблица 3.2.
Матрица
И потр. в общ = (К+- К-)/(Н-1)*100
И статуса = (Кп+- Кп-)/(Н-1)*100
И совместимости = (К++- К--)/(Н-1)*100
И гр. единство = (СК++/н(Н-1))*100
И гр. разобщенности = (СК--/н(Н-1))*100
И сплоченности = И гр. единство - И гр. разобщенности
Полученные расчетные данные сведены в таблицу 3.3.
Таблица 3.3.
|
Ип |
Ис |
Исов |
Иге |
Игр Исил |
Директор |
87,5 |
87,5 |
100 |
||
Гл. инженер |
75 |
87,5 |
100 |
||
Менеджер по снабж. (2) |
62,5 |
62,5 |
75 |
||
Менеджер склада |
50 |
62,5 |
62,5 |
56,9 |
0 56,9 |
Бухгалтер - расчетчик |
62,5 |
62,5 |
62,5 |
||
Гл. бухгалтер |
25 |
25 |
-12,5 |
||
Нач-к. ОК |
62,5 |
25 |
50 |
||
Спец.по соц. вопросам |
62,5 |
62,5 |
62,5 |
||
Менеджер по снабж. (1) |
37,5 |
37,5 |
25 |
Расчеты позволяют сделать следующие выводы:
1. Наибольшая потребность в общении: директор, гл. инженер, менеджер по снабжению (2), бухгалтер - расчетчик, начальник ОК, социальный работник.
2. Наименьшая потребность:
гл. бухгалтер, менеджер по
3. Наибольший статус: директор, гл. инженер.
4. Высокий статус: менеджер
по снабжению (1), менеджер складского
хозяйства, бухгалтер - расчетчик,
специалист по социальным
5. Низкий: гл. бухгалтер, менеджер по снабжению (1).
6. Наибольшая совместимость: директор, гл. инженер, менеджер по снабжению (2).
7. Наименьшая совместимость: гл. бухгалтер, начальник отдела кадров, менеджер по снабжению (1).
Следовательно, в целях повышения штатности, необходимо решить проблему гл. бухгалтера, который по данным социометрии претендует на отношения с начальником больше, чем по отношению с группой.
Сопоставим результаты
социограммы и социометрии, получаем
общую картину структуры
1. Формальные руководители
- являются неформальными
2. Достаточно тесные связи в группе.
3. Связующим звеном является руководитель.
4. Целесообразно решить проблему отношения гл. бухгалтера и членов коллектива.
Таким образом, данная методика
социально-психологической
1. Ценности и цели
коллектива их коррекцию с поли
2. Сплоченность группы.
3. Ролевой анализ коллектива.
4. Эмоциональные отношения в коллективе.
5. Роли лидеров.
6. Ведущее звено структуры.
Целесообразно использовать данную методику в процессе динамики коллектива, сравнение результатов позволит делать выводы о действенности и необходимости воздействия внешних переменных.
Данные предложения (по разработке корпоративной стратегии управления персоналом; созданию системы управления карьеры менеджеров - экономистов предприятия; оценки социально-психологической структуры коллектива).
1. Не потребует значительных экономических расходов.
2. Обоснованы к использованию
и необходимы на основе
3. Сегодня любая
4. Реализация предложений позволит:
- повысить стимулирование руководителей;
- иметь "портрет" руководителя;
- иметь "портер" группы;
- формировать коллектив на основе единых норм, требований;
- перейти к методам общего контроля;
- руководителям сосредоточится
на вопросах руководства
Таким образом, были предложены следующие мероприятия по совершенствованию социально – психологического климата в коллективе:
- Разработка корпоративной стратегии управления персоналом, т.е. внедрение принципа открытости, искренности в общении и работе, единения целей организации и отдельных работников, коллективное решение проблем.
- Разработка системы
планирования и управления
- Внедрение методики
комплексного изучения
Использование вышеуказанных предложений позволит в первую очередь получить социальный эффект:
- повысить удовлетворенность работой;
- предоставить возможность сделать карьеру;
- повысить удовлетворенность отношениями с начальником и в группе.
То есть, будет скорректирован "климат" коллективов предприятия, что обеспечит положительное воздействие на производственные показатели:
- качество:
- надежность;
- своевременность;
- соблюдение технологического цикла;
- инициатива и
Изучение системы управления персоналом как основного фактора, воздействующего на СПК в коллективе, выявило ряд проблем, влияющих на эффективность системы. Среди них можно выделить:
1. Отсутствие декларируемой политики (стратегии) управления персоналом;
2. Проблемы управления карьерой менеджеров среднего звена (специалистов экономического подразделения предприятия);
3. Отсутствие данных и знаний о положении дел в системе СПДК (социально-производственной деятельности коллектива), т.е., - отсутствие информированности коллектива о положении дел и перспективах в деятельности предприятия.
4. Отсутствие знаний
и практики применения
Это стало следствием:
1. Несоответствия положения отдела кадров тому статусу, которое ОК предприятия должен занимать в организационной иерархии управления персоналом.
2. "Технократического"
подхода в управлении
3. Ситуацией в экономике и как следствие на рынке труда.
В целях изменения положения дел и совершенствования системы целесообразно на первоначальном этапе:
- Разработать корпоративную
политику управления
- Реорганизовать отдел
кадров, определив его как координирующ
Отдел кадров должен стать информационным центром исследования персонала, координирующим центром разработки программ подсистем управления персоналом. Его цель - сбор, оценка результатов выполнения программ управления персоналом и предоставление своевременной, объективной, точной и полной информации менеджменту МП «Жилкомсервис» о реализации задач управления персоналом. Одной из основных функций отдела должна стать функция социального планирования развития СПДК, реорганизацию работы отдела кадров произвести на основе имеющихся сил (начальник отдела кадров плюс два работника отдела кадров: инспектор по кадрам и социальный работник), - целесообразно провести подготовку специалистов отдела кадров в плане обучения социально – психологическим методам работы.
- Разработать систему
управления карьерой
-Разработать и использовать
методику исследования и
Первым шагом
Модель менеджмента МП «Жилкомсервис»:
"Управление предприятием должно отразиться на стиле поведения всех работников, ориентированном на искренность и открытость в общении, умение радоваться успеху других и готовности внести свой вклад в решение задач и проблем предприятия".
Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных