Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:01, курсовая работа
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Введение 3
Глава 1. 6
Теоретическое обоснование роли руководителя в формировании психологического климата 6
Теоретические предпосылки анализа 6
1.1.Сущность и значение социально-психологического климата в трудовом коллективе 6
1.2. Понятие психологического климата и факторы его формирования 20
1.3.Основные формы проявления социально-психологического климата в трудовом коллективе 26
1.4.Методика исследования социально-психологического климата трудового коллектива 29
1.5.Факторы, влияющие на уровень социально-психологического климата в трудовом коллективе 38
1.6.Роль руководителя и влияние особенностей его личности на психологический климат коллектива 48
1.7.Социально - психологическая специфика управления предприятиями сферы ЖКХ 53
2.Особенности формирования психологического климата в на примере организации Жилкомсервис 59
2.1. Экономическая характеристика организации 59
2.2. Основные характеристики социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 66
2.3. Особенности психологического взаимодействия между сотрудниками 79
3.Пути формирования благоприятного психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.1. Основные направления улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 83
3.2. Основные мероприятия, направленные на формирование психологического климата 96
3.3.Экономический и социальный эффект от улучшения социально-психологического климата на примере организации Жилкомсервис 108
Заключение 111
Список литературы 116
По мнению Л.С.Бляхмана, содержание
деятельности руководителя раскрывается
в следующих его функциях: целеполагающей,
административно-
В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя.
Среди наиболее значимых умений руководителя выделяются следующие:
В решении вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только причины удач, но и анализировать причины поражений. [12, с. 100]
Деятельность жилищно-
Сфера ЖКХ находится в непосредственном
ведении Минрегиона России. Согласно Положению
о Министерстве регионального развития
Российской Федерации (утв. Постановлением
Правительства РФ от 26.01.2005 N 40) оно вырабатывает
государственную политику в области архитектуры,
строительства, градостроительства и
жилищно-коммунального хозяйства. Суть
проводимой в сфере ЖКХ государственной
политики заключается в ограничении роста
тарифов при одновременном ускорении
реформирования отрасли. Это неотъемлемая
часть стратегической программы развития
страны, направленной на повышение жизненного
уровня людей, обеспечение их качественным
и комфортным жильем.
Сказанное касается не только действующего,
но и строящегося жилого фонда. Важнейшей
характерной чертой управленческого и
регулирующего воздействия является объединение
в единый предмет такого воздействия сферы
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства. Процесс строительства жилья
и его последующей эксплуатации "собран
воедино". Это наглядно подтверждает
анализ функций Госстроя - низового "звена"
в системе федеральных органов исполнительной
власти. Согласно Положению о Федеральном
агентстве по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству (утв. Постановлением Правительства
РФ от 16.06.2004 N 286) оно реализует (т.е. проводит
в жизнь) государственную политику в области
архитектуры, строительства, градостроительства
и жилищно-коммунального хозяйства. Осуществляет
это путем оказания соответствующих государственных
услуг, используя экономические рычаги
и правовые стимулы. Таким образом, управление
и регулирование охватывает широкий диапазон
- от предоставления земельного участка
и выбора подрядчика до завершения строительства
жилья и его последующей эксплуатации.
Важнейшей составной частью государственной политики в сфере ЖКХ является реформирование отрасли. Это не самоцель, а средство, позволяющее оптимизировать масштабы "государственного присутствия" в данной сфере. Назревшая практическая необходимость реформирования обусловлена комплексом причин. Их истоки берут свое начало в 1992 г., когда была разрешена приватизация жилья, т.е. его бесплатная передача в частную собственность. В результате все население разделилось на нанимателей жилья и его собственников. Тогда процедура приватизации квартир несильно отразилась на квартирной плате тех и других. И наниматели, и собственники в равной степени оплачивали коммунальные услуги: тепло, горячую и холодную воду, газ и т.п. В сумму квартплаты также входила оплата текущего ремонта дома, содержание и обслуживание общего имущества дома (чердаков, подвалов, лестничных клеток, лифтов и т.п.). Все это называлось жилищный фонд, находящийся на балансе города, района или поселка в лице ЖЭКов, ЖЭУ и прочих организаций, которым население ежемесячно перечисляло квартирную плату. Причем коммунальные платежи покрывали только 20 - 40% реальных затрат. Все остальное поставщикам ресурсов (тепла, воды, энергии и т.п.) компенсировалось из федерального бюджета.
Однако в последние
годы в отрасли произошли большие
перемены: во-первых, реорганизована система органов
ЖКХ, во-вторых, предприятия ЖКХ переданы
из муниципальной собственности в частную.
В результате в системе управления сферой
ЖКХ разделены организационные и хозяйственные
функции, а сама система ЖКХ воссоздана
в новом обличии.
Законодательство устанавливает характер
функций, выполняемых учреждениями ЖКХ.
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ
(ГК РФ) учреждением признается организация,
созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера.
Соответственно, учреждения ЖКХ выполняют
такие функции, как заключение от имени
собственников многоквартирных домов
договоров с обслуживающими организациями,
целевое использование бюджетных средств,
выделяемых на нужды ЖКХ - постановка граждан
на регистрационный учет, снятие с регистрационного
учета и т.п.
Результатом практического осуществления
второго компонента реформирования являются:
ликвидация муниципальных предприятий
ЖКХ, определение объекта управленческого
воздействия и субъектов, осуществляющих
это воздействие, а также способов управления.
По Правилам содержания общего имущества
в многоквартирном доме (утв. Постановлением
Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) объектом
управленческого воздействия считается
имущество, не являющееся частями квартир
и предназначенное для обслуживания более
одного помещения в данном доме. Сюда относятся
лестницы, лифты, чердаки, подвалы, ограждения,
конструкции, механическое, электрическое,
санитарно-техническое и иное оборудование.
Это также земельный участок, на котором
расположен жилой дом с элементами благоустройства
и озеленения. Управление указанным имуществом
означает поддержание его в исправном
техническом состоянии путем технического
обслуживания, текущего и капитального
ремонта.
Что касается субъектов, осуществляющих
это управление, то согласно ст. 44 Жилищного
кодекса РФ таковым является общее собрание
собственников жилых помещений. На общем
собрании выбирается способ управления
многоквартирным домом. Утверждаются
тарифы на содержание и ремонт общедолевого
имущества многоквартирного дома, а также
форма договора на управление многоквартирным
домом.
На общем собрании
собственники обязаны выбрать один
из следующих трех способов: управление
управляющей организацией; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ)
либо жилищным, жилищно-строительным или
иным специализированным потребительским
кооперативом; непосредственное управление
собственниками помещений в многоквартирном
доме. Определение наиболее приемлемого
способа управления означает выбор конкретного
хозяйствующего субъекта, который будет
обслуживать жилой дом. Основы правового
положения каждого из них, равно как и
формы их деятельности, имеют характерные
черты и особенности.
Управление управляющей организацией.
Этот способ охватывает преобладающую
часть жилого фонда, включая как приватизированные
квартиры, так и неприватизированные (находящиеся
в муниципальной собственности). Понятием
"управляющая организация" охватываются,
в принципе, любые хозяйствующие субъекты,
независимо от их организационно-правовой
формы. Однако практика свидетельствует,
что на смену упраздненным муниципальным
предприятиям ЖКХ пришли хозяйственные
общества и, в частности, общества с ограниченной
ответственностью. Именно они несут главную
нагрузку на рынке данных услуг. Основы
их правового положения регламентированы
Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об
обществах с ограниченной ответственностью".
Названные структуры получили широкое
распространение благодаря небольшой
величине уставного капитала, малому числу
участников и упрощенной структуре органов.
Они являются субъектами малого и среднего
предпринимательства. Соответственно,
пользуются государственной поддержкой
и льготами, предусмотренными Федеральным
законом 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации". Они вполне могут использоваться
в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
особенно там, где не требуется значительное
количество работающих.
Свою деятельность управляющие организации
осуществляют на договорной основе. По
условиям договора управления многоквартирным
домом управляющая организация принимает
обязательства перед собственником общего
имущества дома по управлению этим имуществом.
Конкретно это означает, что управляющая
организация поддерживает дом в исправном
техническом состоянии, т.е. проводит профилактические
осмотры, выполняет текущий и капитальный
ремонт. Оплата услуг на содержание и ремонт
производится согласно тарифам (т.е. стоимости
1 кв. м жилой площади), утверждаемым общим
собранием собственников многоквартирного
дома на основании решений органов местного
самоуправления и федеральных стандартов.
Кроме того, через управляющие организации
оплачивается подаваемое в квартиры тепло,
вода, энергия и другие ресурсы. Тарифы
на них общим собранием дома не утверждаются,
а регулируются в установленном законодательством
порядке.
Не все, однако, так просто. Ряд собственников
квартир либо вообще отказываются подписывать
договор с управляющей компанией, либо
оспаривают его, так как, по их мнению,
"он навязан им на кабальных условиях".
Доводы вполне резонны, поскольку общих
собраний как таковых проводится немного.
В основном по инициативе местных властей
проводятся заочные собрания; а подсчет
голосов осуществляют сами управляющие
компании, хотя они являются заинтересованными
лицами. Типовая форма договора управления
отсутствует. Иными словами, внедрение
данного способа управления идет на "добровольно-принудительных
началах". Поэтому вполне естественно,
что ряд собственников квартир вообще
отказываются от какого-либо выбора. Решение
по каждому такому случаю должны принимать
судебные органы.
Ситуация усугубляется
тем, что многоквартирные дома, собственники
квартир которых проводят общие
собрания, не имеют статуса юридического
лица. Они не могут быть в суде ни истцами, ни ответчиками.
Из этого следует, что надо либо предоставлять
им правовой статус, либо рассматривать
данную ситуацию как временную, на период
перевода жилого фонда из одного состояния
в другое. Фактически же общее собрание
собственников квартир является субъектом
права.
Управление товариществом собственников
жилья либо жилищным, жилищно-строительным
или иным специализированным потребительским
кооперативом. В отличие от управляющих
организаций этот способ управления широко
не используется. Тем не менее он вполне
оправдан, так как охватываемые им объекты
довольно специфичны. Это не только функционирующие
(заселенные), но и строящиеся жилые дома.
Членские взносы и иные обязательные платежи, уплачиваемые кооперативу (товариществу), идут на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также оплату труда руководства кооператива (товарищества). Размер этих платежей осуществляется по тарифам, устанавливаемым на основании соответствующих решений органов местного самоуправления и федеральных стандартов из расчета на 1 кв. м площади собственника квартиры. Утверждение этих тарифов, а также определение порядка и срока оплаты услуг являются прерогативой общего собрания кооператива (товарищества). Статус кооператива обязывает его иметь учредительные документы, в том числе устав. Учитывая это, существенной гарантией пресечения необоснованного роста тарифов может быть запись в уставе такого содержания: "Обязательным предварительным условием утверждения общим собранием кооператива (товарищества) тарифов на содержание и ремонт общего имущества дома является проверка их экономической обоснованности независимым аудитором с представлением мотивированного заключения"., обеспечивающая конструктивную целостность такого дома.
Муниципальное предприятие «Жилкомсервис» по обслуживанию квартальных тепловых сетей г. Москвы, учреждено Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Москвы для обеспечения населения и других потребителей города теплоэнергией.
МП «Жилкомсервис» заключает договор с администрацией города на выполнение функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и ремонту тепловых сетей, находящихся на балансе местных Советов, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, угловой штамп и печать со своим наименованием.
В своей деятельности МП «Жилкомсервис» руководствуется законодательством РФ, другими нормативными актами и Уставом предприятия.
Основная цель деятельности – получение прибыли путем выполнения установленных задач.
Задачи предприятия:
Обеспечение бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией и горячей водой заданных параметров и необходимого качества.
Обеспечение максимальной
экономичности работы предприятия
и его подразделений при
Внедрение и освоение новой техники, прогрессивных технологий.
С целью выполнения собственных задач МП «Жилкомсервис» заключает договора с потребителями тепловой энергии, обязуется качественно выполнять договорные условия заказчиков.
Собственная деятельность
предприятия заключается в
- эксплуатации теплопроводной сети, сетевых сооружений и устройств;
разработки планов реконструкции и модернизации эксплуатируемых тепловых сооружений и сетей;
разработки годовых и текущих планов по ремонту тепловых сетей и сооружений, организационно – технических мероприятий, направленных на повышение качества, надежности и экономичности работы системы теплоснабжения; предупреждение аварий, улучшение состояния техники безопасности и охраны труда;
систематического контроля
над выполнением вышеперечислен
Имущество МП «Жилкомсервис» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. По данным бухгалтерского баланса за 2010 г. основные фонды предприятия составили 133245 тыс. руб. Оборотные активы (сырье и материалы, др. запасы) составили 10449 тыс. руб.
Имущество МП «Жилкомсервис» является муниципальной собственностью и передается в полное хозяйственное ведение предприятия в лице его директора, которому делегируются полномочия по управлению указанным имуществом.
МП «Жилкомсервис» самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП «Жилкомсервис» несет ответственность собственным имуществом по своим обязательствам.
Учредитель не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; а также не несет ответственности по обязательствам МП «Жилкомсервис».
Информация о работе Профессиональное общение руководителя и подчиненных