Способы влияния руководителя на подчиненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное управление человеческими ресурсами не возможно без применения методов воздействия и влияния руководителя на персонал. Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в структуре управления трудом персонала.

Проблема влияния руководителя на персонал на данный момент очень актуальна, так как управление – это взаимодействие того, кто управляет с тем, кем управляют. Таким образом, очевидно, что в процессе взаимодействия влияние осуществляется постоянно в самых разных формах. Важно, чтобы влияние было осознанным, целенаправленным со стороны руководителя.

Умение влиять на персонал помогает руководителю решить следующие немаловажные задачи, во-первых: мотивировать сотрудников, что может положительно сказаться на их профессиональном развитии и росте. Во-вторых: помочь подчинённому творчески выразиться в труде. В-третьих: сплотить группу сотрудников в коллектив. В-четвёртых: руководитель и его команда придут к успеху, экономической выгоде.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………… 4
1.1 Основные функции управленческой деятельности………………….. 4
1.2 Функции руководителя………………………………………………… 7
1.3 Качества руководителя………………………………………………… 8
ГЛАВА 2 СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………. 13
2.1 Стили управления……………………………………………………… 13
2.2 Авторитарный стиль…………………………………………………… 13
2.3 Демократический стиль……………………………………………….. 15
2.4 Делегирующий стиль………………………………………………….. 16
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПОДЧИНЕННЫХ………………………………………………………… 18
3.1 Методы влияния руководителя на подчиненных…………. 18
3.2 Метод внушения и его виды…………………………………………... 19
3.3 Метод убеждения и его виды…………………………………………. 21
3.4 Метод манипуляции и средства влияния…………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 28

Файлы: 1 файл

курсовая рабоат виды и формы влияния руководителя на подчиненных.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

БЕЛОРУСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ 
 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     ВИДЫ  И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ  РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка 4 курса группы 811

специальности  «Менеджмент»                 ________________  О. А. Синица                 
 
 
 
 

Научный руководитель

 доцент, кандидат

экономических наук                                   ________________ Е. Г. Богомазов 
 
 
 
 
 

Минск 2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА  1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………… 4
1.1 Основные  функции управленческой деятельности………………….. 4
1.2 Функции  руководителя……………………………………………… 7
1.3 Качества  руководителя……………………………………………… 8
ГЛАВА 2  СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………. 13
2.1 Стили  управления…………………………………………………… 13
2.2 Авторитарный  стиль…………………………………………………… 13
2.3 Демократический  стиль……………………………………………….. 15
2.4 Делегирующий  стиль………………………………………………….. 16
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПОДЧИНЕННЫХ………………………………………………………… 18
3.1  Методы влияния руководителя  на подчиненных…………. 18
3.2 Метод внушения и его виды…………………………………………... 19
3.3 Метод убеждения и его виды…………………………………………. 21
3.4 Метод манипуляции и средства влияния…………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 26
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 28
 

     

 
ВВЕДЕНИЕ 

     Эффективное управление человеческими ресурсами не возможно без применения методов воздействия и влияния руководителя на персонал. Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в структуре управления трудом персонала.

     Проблема  влияния руководителя на персонал на данный момент очень актуальна, так  как управление – это взаимодействие того, кто управляет с тем, кем управляют. Таким образом, очевидно, что в процессе взаимодействия влияние осуществляется постоянно в самых разных формах. Важно, чтобы влияние было осознанным, целенаправленным со стороны руководителя.

     Умение  влиять на персонал помогает руководителю решить следующие немаловажные задачи, во-первых: мотивировать сотрудников, что может положительно сказаться на их профессиональном развитии и росте. Во-вторых: помочь подчинённому творчески выразиться в труде. В-третьих: сплотить группу сотрудников в коллектив. В-четвёртых: руководитель и его команда придут к успеху, экономической выгоде.

     О заманчивых перспективах руководителя, знающего методы влияния на подчинённых  и использующего свои знания на благо, можно говорить очень много. По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен оперировать рядом различных методов воздействия.

     Простота  психологического влияния с помощью  общения заключается в том, что  каждый человек уже умеет это  делать. У всех есть свои способы  воздействия на других. Сложность в том, что нужно научиться понимать разнообразные аспекты общения, научится использовать его законы. Кроме того, необходимо ясно представлять свои собственные цели, интересы и возможности. Это тоже не самая простая задача.

     В данной работе поставлена цель выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов воздействия.

 

     ГЛАВА 1 

     ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1 Основные функции  управленческой деятельности 

     Управленческая  деятельность - работа, которая принципиально отличается от других видов деятельности. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно возвести к таким:

  1. большая разнообразность видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
  2. неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто переменчивой, кое-где противоречивой, обстановки;
  3. ярко выражена прогностическая природа решаемых управленческих задач;
  4. значительная роль коммуникативной функции;
  5. высокая психическая напряженность, вызванная большой ответственностью за принятые решения.

  Управленческая  деятельность требует осуществления (выполнение) руководителями множества  разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтоб закрепить отдельные виды работы за определенными исполнителями и этим самым предоставить процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

     Функции - основная категория управления, поскольку  в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные  функции свойственны управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, которые классифицируются по признаку их порядка выполнения во времени с целью получения определенного результата.

     К таким общим функциям относят:

  1. целенаправленность,
  2. планирование,
  3. организацию,
  4. координацию (или регуляция),
  5. стимулирование,
  6. контроль [5].

     Функция целенаправленности заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, потому в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, которая сложилась в обществе, в подразделах организации, у «соседей», с решениями высших руководителей. Но сверять мало. Нужно уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, изменять их положение в системе целей.

     Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий, относительно реализации целей деятельности организации. О важности этой функции говорит поговорка «Хорошо спланировано - наполовину сделано». Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование - выявление и предсказание объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации, в будущем.

     Понятие «организация» обычно используется в двух значениях. Во-первых, под  организацией понимаются процесс, деятельность, направленные на упорядочивание взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под  организацией понимается форма проявления совместной деятельности.

     Функция организации заключается в первую очередь в объединении элементов  или частей (людей, идей, процессов, и тому подобное) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и стойкая система. Другими словами, этот процесс целеустремленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенный срок поставленных целей.

     Налаживание взаимодействия членов организации  должно быть гибким, оперативным, надежным, экономическим и самостоятельно коррекционным. Последовательность реализации функции организации обычно такая:

  1. определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;
  2. выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечения бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать - это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;
  3. установление последовательности действий исполнителей, длительности и контрольных сроков их выполнения;
  4. выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
  5. установление между членами организации необходимых организационных отношений (внутри порядочности, координации и тому подобное);
  6. создание соответствующей мотивации у членов организации ради достижения ценностной цели [11].

     Ключевым  моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов  эффективной организации взаимодействия такие:

  1. специализация исполнителей;
  2. количественная и качественная пропорциональность частей, которые образуют систему;
  3. параллельность действий;
  4. ритмичность деятельности.

     После осуществления функции организации  могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоническими и эффективными и, во-вторых, устранить отклонение от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регуляции совместной деятельности.

     Функция стимулирования содержит в себе разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов их совместной результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

  1. зависимость величины стимула от конкретного взноса подчиненного в общее дело;
  2. связь стимулов с целями деятельности организации;
  3. единство интересов подчиненного, организации и общества, в целом;
  4. умное соединение моральных и материальных стимулов;
  5. соединение стимулирования с мерами наказания и принуждения [16].

     В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и допускает:

  1. наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, в управляемой системе, измерение, регистрация и группирование данных;
  2. сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;
  3. количественную и качественную оценку эффективности деятельности;
  4. выявление отклонений, узких мест, в развитии системы;
  5. выявление причин реального состояния;
  6. определение наиболее целесообразных путей возобновления работоспособности системы.

     Важной  психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должны выполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними не имеет, потому что на практике первые функции переламываются сквозь реально сформированную ситуацию, в которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние управляемой организации, особенности взаимоотношений, с высшим руководством и тому подобное.

     Как правило, объем этих функций превышает  объем реально выполняемых, в  которых наблюдается определенная выборочность, преимущество одних функций  в сравнении с другими. В реально  выполняемых функциях оказывается  «почерк» или стиль деятельности руководителя.

     По  направленности руководителя на решение  разных функциональных задач  выделяют такие стили:

Информация о работе Способы влияния руководителя на подчиненных