Способы влияния руководителя на подчиненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное управление человеческими ресурсами не возможно без применения методов воздействия и влияния руководителя на персонал. Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в структуре управления трудом персонала.

Проблема влияния руководителя на персонал на данный момент очень актуальна, так как управление – это взаимодействие того, кто управляет с тем, кем управляют. Таким образом, очевидно, что в процессе взаимодействия влияние осуществляется постоянно в самых разных формах. Важно, чтобы влияние было осознанным, целенаправленным со стороны руководителя.

Умение влиять на персонал помогает руководителю решить следующие немаловажные задачи, во-первых: мотивировать сотрудников, что может положительно сказаться на их профессиональном развитии и росте. Во-вторых: помочь подчинённому творчески выразиться в труде. В-третьих: сплотить группу сотрудников в коллектив. В-четвёртых: руководитель и его команда придут к успеху, экономической выгоде.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………… 4
1.1 Основные функции управленческой деятельности………………….. 4
1.2 Функции руководителя………………………………………………… 7
1.3 Качества руководителя………………………………………………… 8
ГЛАВА 2 СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………. 13
2.1 Стили управления……………………………………………………… 13
2.2 Авторитарный стиль…………………………………………………… 13
2.3 Демократический стиль……………………………………………….. 15
2.4 Делегирующий стиль………………………………………………….. 16
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПОДЧИНЕННЫХ………………………………………………………… 18
3.1 Методы влияния руководителя на подчиненных…………. 18
3.2 Метод внушения и его виды…………………………………………... 19
3.3 Метод убеждения и его виды…………………………………………. 21
3.4 Метод манипуляции и средства влияния…………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 28

Файлы: 1 файл

курсовая рабоат виды и формы влияния руководителя на подчиненных.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Убеждение – основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания. Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

     Убедить кого-либо в чем-либо – значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений  и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней.

     Основными средствами убеждения выступают  графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые  состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками.

     Существует два способа убеждения прямой и косвенный.

     Прямой  способ убеждения – это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах.

     Косвенный способ убеждения – это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные  факторы, например: привлекательность автора.

     Прямой  способ убеждения имеет место, когда  люди от природы склонны анализировать  происходящее или заинтересованы в  предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение  может осуществляться посредствам косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов. Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение [14]. 
 

  • 3.4 Метод манипуляции и средства влияния 
  •        Психологическое воздействие заключается  в воздействии одной личности  или группы на психику другой  группы, на их мышление, воображение,  чувства, волю и т.п. Целью  и результатами психологического воздействия является перестройка психики объекта воздействия, достижения определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.

           Манипуляция как вид психологического  воздействия – скрытое от адресата  побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей инициатора. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не навязанными извне и признавал себя ответственным за них [7].

         Средства  влияния:

           Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном  приближении или даже касании

           Резкое ускорение, или наоборот, замедление темпа беседы

           Поддразнивающее высказывание (например: «Тебя, что, так легко расстроить?»)

           Подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это  сделать»)

           «Невинный обман», введение в  заблуждение

           Замаскированные под малозначительные  и случайные высказывания оговор  и клевета, которые могут быть принятые за таковые якобы лишь по недоразумению

           Преувеличенная демонстрация своей  слабости, неопытности, неосведомленности,  «глупости» для того, чтобы пробудить  у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его  работу, передать ему ценную или даже секретную информацию, научить его делать что-либо и т.п.

           «Невинный» шантаж: «дружеские»  намеки на ошибки, промахи, нарушения,  допущенные адресатом в прошлом;  шутливые упоминания «старых  грехов» или личных тайн адресата  [7].

         Выделяются следующие способы манипуляций:

          1. Преувеличение типичности поведения.  Большинству людей свойственно  присматриваться к окружающим  и стараться вести себя также  как они, делать то, что принято.  Мало кто хочет быть белой  вороной. Поэтому когда человека  хотят склонить к определенному поведению, ему обычно представляют данное поведение как типичное для многих.

          2. Ссылка на авторитеты. Людям  свойственно прислушиваться к  мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в  обществе, обладает какими-то важными знаниями и т.п. Манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет или просто покупают публичное заявление авторитета.

          3. Создание спешки, ажиотажа. Чтобы  основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое  время. Но времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума.

          4. Злоупотребление правилом взаимного  обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают, оказывают услугу, делают подарок. Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально – с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь.

           5. Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства, хотя бы в общих чертах, потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал, потому что человек стремится к последовательности своего поведения.

           Основными составляющими манипулятивного воздействия являются: целенаправленное преобразование (искажение, утаивание) информации; сокрытие воздействия; мишени воздействия, т.е. те психические структуры, на которые оказывается влияние; роботизация.

           Манипуляция является видом психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к открытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

           Манипулирование как вид психологического  воздействия помогает добиться поставленной цели. Однако неадекватное и неграмотное применение методов влияния может привести к нежелательным последствиям – обезличиванию индивида – объекта влияния, стиранию его индивидуальных психологических особенностей или даже уничтожению как в психическом так и в физическом плане.

           Манипуляция является компонентом  межличностных отношений, и не  проявляется сама по себе. Есть  люди, которые активизируют условия  возникновения манипуляции. В  связи с этим выделяют черту  личности, которая способствует успешному манипулированию – макиавеллизм. В отечественной психологии понятие «макиавеллизм» часто подменяется способностью и склонностью к манипуляции [13].

           В настоящее время понятие  «макиавеллизм» достаточно часто  используется в различных гуманитарных науках. В большей степени оно распространено в западной психологии и практически не используется в отечественной, где макиавеллизм часто подменяется способностью или умением манипулировать людьми.

           Западные психологи макиавеллизмом  называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, т.е. в данном случае подразумевается сокрытие субъектом своих истинных намерений при применении ложных отвлекающих маневров для того, чтобы партнер по взаимодействию, сам того не замечая, изменил свои личные, истинные цели, либо способы действия.

           Макиавеллизм обычно определяется  как склонность человека в  ситуации межличностного общения  манипулировать другими людьми  с помощью тонких, едва уловимых  или нефизически агрессивных  способов, таких как лесть, обман, запугивание или подкуп. Также макиавеллизмом может называться стратегия социального поведения, включающая манипуляцию другими людьми в личных целях. Каждый индивид в разной степени способен к манипулятивному поведению, но у некоторых людей эти склонности и способности более явно выражены, чем у других.

           Вероятно, нам всем хотелось бы  не только уметь влиять на  людей, но и успешно противостоять  влиянию на нас со стороны.  Развитию этого умения способствует  проведение определенных тренинговых программ, направленных на формирование навыков влияния и противодействия ему. А прежде чем составлять тренинг и проводить его, необходимо выявить уровень выраженности желания влиять на людей, для чего и проводится обследование [17].

     

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным, оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: «…эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности».

         Руководитель  должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными, человеческими знаниями.

         Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

         Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это требует существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.

         Опытные руководители знают, что каждый член группы, получившей конкретное задание, будет реагировать на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. У одних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков и стереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под влиянием нравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагирует на внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.

         Человеческий  потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации. Индивидуальный подход к человеку позволяет предприятию достичь лучших результатов.

         Талантливый руководитель всегда выступает в  роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.

     

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. А. В. Прокофьева  «Менеджмент»,2007, Минск, изд. Элайда, с. 215- 226
    2. А.Я. Кибанова Управление персоналом организации. Практикум– М.: ИНФРА-М, 2005 с. 225-268
    3. Бандурка А.М., Бочарова С. П., Землянская Е. В., "Основы психологии управления", изд. Университета внутренних дел, Харьков, 2008 с.348-381
    4. В.В. Юрчук "Современный словарь по психологии", 2000, Минск, изд. Элайда с.585-610
    5. Грэм Дж. Скотт, "Сила ума: описание пути к успеху в бизнесе", изд. "Дело", Москва, 2005 с. 465-487
    6. Е. К.  Лозниця "Психология менеджмента", изд. "Астропринт", Киев, 2009, с.246-254
    7. К. Ладензак   «Стиль работы и образ жизни руководителя: анализ проблемы, рекомендации.». – М.: Экономика, 2005 с.117-137
    8. Карпов А. Б., "Психология менеджмента", изд. "Питер", Санкт-Петербург, 2009 с. 415-426
    9. Кнорринг В.И. Искуство управления: - Учебник. –М.: Издательство  БЕК, 2007 с.335-340
    10. Колпаков В.М Теория и практика принятия управленческих решений, Изд. МАУП, 2004 с.218-222
    11. Кричевский Р. Л., "Если выруководитель", изд. "Дело", Москва, 2006 с.119-153
    12. Лукичева Л.И. Управленческие решения, Издательство: Омега, 2009 с. 314-321
    13. Мамедов О.Ю. Современная экономика . - М : Феникс , 2006 с. 183-204
    14. Омаров А.М.  Руководитель; размышления о стиле управления. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат. 2006 с. 367-393
    15. Потеряхин А. Л., "Психология управления", изд. "Астропринт", Киев, 2008 с.399-406
    16. Розанова В.А. Психология управления, изд. Альфа-Пресс, 2008 с.267-291
    17. Сидоренко Е. В., "Психология влияния и противостояния", изд. "Дело", Москва, 2005 с.278-299
    18. Чалдини Р. П. , "Психология влияния", изд. "Питер", Санкт-Петербург, 2007 с.517-542

    Информация о работе Способы влияния руководителя на подчиненных