Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

Оглавление

Введение

1. Искусство строить отношения

2. Стиль руководства

3. Жанры общения руководителя с подчинёнными

4. Культура речи руководителя как этический фактор управления

Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема № 22 «Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных» Новоселова, Степанова.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деловое общение»

Тема  № 22 «Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Искусство  строить отношения

2. Стиль  руководства

3. Жанры общения руководителя с подчинёнными

4. Культура речи руководителя как этический фактор управления

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Личная  этика обычно складывается под влиянием воспитания в семье, социальной среды, моральных качеств, системы ценностей  и выбора, который совершается в наиболее важные моменты жизни. В отличие от личной, этика руководителя предписывает ему нормы поведения на работе. Этика определяет сферу компетенции руководителя, обязывает его заниматься такими вопросами, как отношение организации к сотрудникам и сотрудников к организации.

      В рамках организации на этические  мерки личности оказывают огромное влияние руководители высшего звена. Их поведение подает пример для подражания и создает культурный контекст, гораздо более действенный, чем специальные занятия по этике, установленные нормы или формальные поведенческие и этические коды, которые ввели у себя многие организации.

      Чтобы удовлетворить чувство социальной ответственности, руководство может делать много или почти ничего - в зависимости от своего понимания управленческой этики.

      Перед любым предприятием, организацией стоит  задача повышения эффективности  своей деятельности. Успешное  решение  этой задачи во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

         Руководитель должен понимать, что  чем лучше у него сложатся  отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей.

         Исследования показывают, что руководитель  тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания этики делового общения.

         Главным условием эффективности  делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

         На протяжении всей жизни человек интуитивно осваивает нормы и правила общения. Но для руководителя этого явно недостаточно. Поэтому необходимо систематическое обучение руководителей тем аспектам делового общения, которые имеют более или менее надёжную научную базу. Актуальной задачей является научная разработка тех вопросов общения, которые обусловлены спецификой управленческой деятельности.

         Джон Д. Рокфеллер, достигнув  вершины успеха, однажды сказал: «Умение общаться с людьми  – такой же покупаемый за  деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Искусство  строить отношения

      Быть  руководителем - профессия из тех, что  называют комплексными, потому что  она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов современного законодательства до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.

      Однако, именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Сколь бы ни был талантлив и трудолюбив начальник, но, если его усилия не поддерживаются подчиненными - итог деятельности подразделения в целом вряд ли будет особенно успешным. Именно от успешности решения задачи - увидеть в подчиненном человека - зависит работа коллектива.

      Замечу, что одного только умения адекватно  воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно.

      Быстро  приобретает и укрепляет свой авторитет  тот, кому удается найти  правильный стиль общения с подчиненными.

      По  своему характеру работа руководителя является управлением людьми с целью получения конкретного результата. Работа по управлению людьми предполагает, что руководитель хорошо знает себя, свои способности и возможности. Он должен хорошо знать и своих подчиненных, их интересы на работе, да и вообще в жизни. Чем лучше руководитель знает своих подчиненных как на работе, так и вне ее, тем больше у него возможностей для успеха.

      Множество профессиональных задач в качестве фактора успешности своего решения  предполагают кооперацию и сотрудничество людей, а значит, и отложенные их взаимоотношения. Следовательно, от нас требуется готовность строить такие отношения, которые бы, работая на решение стоящих перед коллективом задач, в то же время приносили нам удовлетворение. Но как прийти к подобной готовности, каковы пути и средства ее достижения и реализации? Ответ на эти вопросы дает ключи к пониманию механизмов этого трудноуловимого явления, именуемого психологическим климатом.

      Итак, одного только понимания другого  человека недостаточно для организации отношений с ним. Что же тогда необходимо еще? Прежде всего, необходима установка на организацию соответствующих отношений, иными словами, установка (или настроенность) человека на общение.

      Руководителю  не мешает настроиться на соответствующие  отношения с подчиненными, памятуя о том, что тем самым он демонстрирует им готовность и желание общаться, как бы предлагает себя в качестве партнера по взаимодействию, вызывая своих визави на аналогичные встречные шаги, побуждая их к обоюдности.

      Другое  важное условие развития межличностных отношений может быть охарактеризовано, как наша способность к пониманию мотивов, целей другого человека, его личности как целого образования.

      Любые отношения, устанавливающиеся между  людьми, принимают конкретные материализованные  формы. Симпатии и антипатии, совместимость и конфликтность, взаимные тяготения и отвержения. Последнее не только характеризует сложившиеся межличностные отношения, она вместе с тем и влияет на них, становясь в этом случае одним из условий их развития.

      Чтобы исходящая от руководителя информация вызывала расположение со стороны подчиненных, вероятно, стоит обратить внимание на ряд сопутствующих ей моментов. Например, она должна содействовать доверительности отношений, но для этого, как полагает польский исследователь Е. Мелибруда (1986), необходимо позаботиться о соблюдении хотя бы следующих условий:

    • рекомендуется стремиться к открытой демонстрации своих намерений, а это удается далеко не всякому;
    • необходимо проявление теплоты и доброжелательности в отношениях. В этом случае усиливается вероятность того, что сообщаемая информация будет содействовать росту доверительности.

      Существен фактор компетентности. Например, некомпетентный по общему признанию руководитель своим  сообщением, касающихся каких-то профессиональных проблем, вряд ли вызовет к себе доверие.

      Важно помнить, что убедительное изложение  информации усиливает доверие к  ней и ее носителю.

      Помимо  необходимости выдавать информацию руководителю требуется информацию получать. Если вы хотите внушать работающим у вас людям стремление хорошо трудиться и проявлять инициативу, нужно уметь внимательно слушать.

      Выделяют  несколько причин неумения слушать.

      1. Отставание слова от мысли.  Дело в том, что мы думаем  значительно быстрее, чем говорим. Мысленно мы очень часто предвосхищаем сказанное, В силу чего нам становится скучно следить за смысловым содержанием речи собеседника, и фактически "выключаемся" из разговора или, что не лучше, перебиваем своего визави.

      2. Стремление дать собеседнику  желательный для него ответ.  Вызывается это разными моментами: ситуация взаимодействия (жесткие ролевые отношения, нежеланием дискутировать, просто симпатией к собеседнику).

      3. Неумение сиюминутную критику  информации подчинить содержательному ее рассмотрению. Иными словами, вместо того, чтобы вначале выслушать собеседника, затем, отрефлексировать услышанное, подвергнув его всестороннему анализу, а уж потом высказывать какие-то критические соображения на сей счет, мы начинаем с последнего этапа.

      4.   Сталкиваемся с плохо понимаемой  информацией.

      5.   Испытываем антипатию к говорящему.

      Но  вот причина, обусловленная чисто  статусным моментом и наблюдаемая в поведении главным образом руководящих лиц. Иные из них полагают, что с вершины опыта и власти им и так все ясно и понятно. Поэтому попытки подчиненных что-то рассказать, объяснить, проходят мимо ушей шефа, особенно если еще расходятся в чем-то с его точкой зрения.

      Итак, неумение слушать собеседника приводит к возникновению недопонимания в отношениях. В свою очередь недопонимание представляет собой некоторое препятствие на пути дальнейшего развития отношений. Их проявления разнообразны, но в самом общем виде и в зависимости от возможных причин они могут быть разбиты на три группы: барьеры социального, этнокультурного и психологического характера. Остановлюсь на них более подробно.

      Прежде  всего, относительно барьеров социального  характера. В их основе - весьма разнообразный спектр причин (социальных, политических, религиозных и т.д.), порождающих непонимание, подозрительность, ведущих к блокированию межличностной динамики, а то и просто к конфликту.

      Следующая группа барьеров обусловлена этнокультурными  особенностями людей и в повседневной жизни многонационального государства напоминает о себе весьма ощутимо.

      И последнее - барьер психологического плана. Их немало: индивидуальные особенности людей (кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, один излишне застенчив, другой чрезмерно назойлив, есть конфликтные по характеру люди и т.д.), психологические отношения общающихся (взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость и т.п.), отсутствие необходимых навыков, "техник" общения и т.д.

      Приходится  прилагать немалые усилия руководителям  в отношениях с так называемыми "трудными" служащими. Эти люди в силу присущих им психологических  особенностей создают в организации  немало проблем. М. Вудкок и Д. Френсис (консультанты в области управления) на основе опроса группы  менеджеров составили своеобразную типологию таких "трудных" и дали определение каждому типу.

      Ленивые (делают гораздо меньше, чем могли  бы), злые (в отношениях с людьми ведут себя раздражительно, порой вызывающе), беспомощные (так стремятся избежать неудачи, что обязательно её терпят), эмоциональные (слишком "купаются" в своих чувствах), аморальные (ради собственного удовольствия используют людей и системы, нанося им ущерб), занимающие оборонительную позицию (воздвигают барьеры при малейшем намёке на перемены), ожесточённые ("носятся" со старыми обидами), уклоняющиеся (активно избегают выставлять на показ свои дела), бесчувственные (их не трогают окружающие), неуёмные (делают неверные или ограниченные умозаключения), самоуверенные (часто считают себя непогрешимыми), запуганные (ограничивают свои потенциальные возможности).

Информация о работе Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных