Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

Оглавление

Введение

1. Искусство строить отношения

2. Стиль руководства

3. Жанры общения руководителя с подчинёнными

4. Культура речи руководителя как этический фактор управления

Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема № 22 «Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных» Новоселова, Степанова.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
      • знание предмета речи;
      • знание языка;
      • владение речевыми навыками.

Наряду  с этими понятиями фигурирует такая характеристика, как понятность. Она предполагает, с одной стороны, учёт интеллектуального потенциала собеседника, его предварительной осведомлённости в обсуждаемой теме, а с другой – «упрощение» материала до этого уровня.

2) Вторая группа параметров, связанная с формой высказывания, включает в себя следующие характеристики: правильность и чистота, богатство (разнообразие знаковых средств), выразительность и образность.

    В усном общении правильность речи заключается в соблюдении грамматических, лексических, фразеологических, стилистических и других норм языка. Чистота речи предполагает отсутствие слов-паразитов, жаргона, вульгарных слов. Кроме этого, речь загрязняют неправильные ударения, иноязычные слова, профессионализмы и канцеляризмы. Чистота речи существенно зависит от чёткости дикции. Богатство речи достигается путём исключения неоправданного повторения слов, однотипных речевых конструкций и тому подобное. Выразительность и образность заключается в таком подборе и построении предложения, которое лучше и точнее всего передаёт мысль. Это качество речи достигается путём использования слов и словосочетаний в необычном, метафорическом значении. Большое влияние на слушателей производит оригинальность высказываний. Выразительность речи тесно связана с невербальными средствами общения (жесты, мимика, поза), о которых пойдёт речь ниже.

   Ошибки в словах и выражениях, пусть даже самые  мелкие, приводят  к моментальному акцентированию  на них внимания собеседника,  и, как следствие, утери нити разговора. Это может пагубно сказаться на корректном понимании подчинённым того, что от него впоследствии потребуют. Точные, яркие, образные выражения, наоборот, заставляют заинтересовавшегося собеседника глубже вникнуть в суть беседы, дополнительно, уже самостоятельно, осмыслить тот аспект, который был выделен в разговоре. Поэтому здесь надо быть внимательным: никогда не выделять второстепенную информацию оригинальным высказыванием. В этом случае подчинённый может неправильно понять основную цель.

3) обязательным  элементом высокой культуры речи  является речевой этикет. Приветствие, извинение, просьба, предложение, выражение радости, восхищения, признательности и многое другое будет правильно воспринято собеседником при условии соблюдения речевого этикета, который можно определить как совокупность правил, норм, словесных формул и ритуалов, исторически сложившихся в определённой среде.  Речевое поведение человека должно проявлять его глубокое, искреннее уважение к другим людям. Речевой этикет делает общение человека с другими приятным, желанным. Он способствует установлению контакта между людьми,  поддержанию доброжелательной атмосферы общения, ориентирует нас на такие правила общения, которые способствуют наиболее эффективной и содержательной коммуникации. Руководителю целесообразно изучать и овладевать нормами этикета, но в любом случае нужно помнить, что основными требованиями этикета являются вежливость, внимательность, сдержанность. Недопустимы слишком громкая речь, чрезмерная жестикуляция.  Неэтично во время разговора толкать человека, дёргать за одежду, хлопать по плечу, шептать на ухо, напоминать о физических недостатках и тому подобные вещи.

    Совокупность обстоятельств общения, влияющих на выбор языковых средств, называется речевой ситуацией. Чтобы её определить, нужно ответить, как минимум, на три вопроса: с кем говорить? (один человек или несколько), где? (в официальных или неофициальных условиях), с какой целью? (информирование, влияние, управление). В зависимости от речевой ситуации, используют следующие стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Все стили имеют устную и письменную формы.  Условием успешного управленческого общения является, в основном, разговорным и официально-деловым стилями. Вместе с тем, навыки использования устных форм научного, публицистического и художественного стилей существенно повышают коммуникативные качества руководителя.

Список  литературы

    1. Авилова Н.А. Этика деловых отношений. Курск: Б.и., 2009.-57 с.
    2. Агапова И.И. Экономика и этика: Аспекты взаимодействия.-М.: Юристъ, 2008.-189 с.
    3. Бондаренко Э.О. Ваш друг - этикет.- Калининград: ГИПП "Янтар. сказ", 2010.-254с.
    4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: Финансы и статистика, 2003.-203с.
    5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник для студ., обуч. по экон. специальностям.-М.: Финансы и статистика, 2008.-188с.
    6. Гусейнов А.А. Этика: Учебник для студ. вузов.-М.: Гардарика, 2009.-470 с.
    7. Данкел Ж. Деловой этикет / Пер. с англ. Смирновой М. П.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-316с.
    8. Зеленкова И.Л. Этика: Тексты. Комментарии. Иллюстрации: [Хрестоматия]. - Минск: ТетраСистемс, 2008.-479с.
    9. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник для вузов.-Ростов н/Д: МарТ, 2007.-439с.
    10. Кондрашов В. А. Этика. Эстетика: Учеб. пособие для студ.вузов / Отв. ред. Ю. С. Борцов.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.-508 с.
    11. Кузнецов С.Б. Деловая этика в современной России: состояние и тенденции // Актуальные проблемы экономики России: Поиск путей решения: Тез. докл. VII Всерос. студ. науч. конф.-Б.м.- 2009.-Ч.II.- С. 178.
    12. Основы этических знаний: Учеб. пособие для вузов по филос. спец. / В. П. Клычков, М. Н. Росенко, А. М. Склярова и др.; Отв. ред. М. Н. Росенко.-СПб.: Лань, 2010.-252с.
 
 
  • Вопросы для самопроверки
 
  1. Дайте определение  «Этика».
  2. Условия развития межличностных отношений между руководителем и подчиненными.
  3. Применяемые руководителем методы воздействия на подчиненных.
  4. Функциональные виды управленческого общения.

 5. Культура речи является интегративной характеристикой, включающей три группы параметров. 

  • Тест 1.  Джон Д. Рокфеллер, достигнув вершины успеха, однажды сказал:

      а) «Умение  общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире»;

      б) «Умение  общаться с людьми – не покупаемый за деньги товар. И я не готов платить за это умение, и не буду»;

      в) «Общение с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе».

  • Тест 2. Выделяют несколько причин неумения слушать:

      а) Стремление дать собеседнику желательный для  него ответ. Вызывается это разными моментами: ситуация взаимодействия (жесткие ролевые отношения, нежеланием дискутировать, просто симпатией к собеседнику);

          б) Сталкиваемся с плохо понимаемой информацией;

          в) Испытываем антипатию к говорящему.

  • Тест 3. Для создания точной и правильной речи, необходимо:

      а) знание предмета речи;

         б) знание языка;

         в) умение перебивать. 

         Ответы  на тест:

    1. а
    2. а,б,в
    3. а,б

Информация о работе Этика взаимоотношений руководителей и подчиненных