Этика деятельности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:45, реферат

Краткое описание

Общение выступает стороной такого явления, как поведение людей, одна из сторон которого – этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2

Этика деятельности руководителя……………………………………3
Заповеди делового человека…………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

этика руководителя. Заповеди делового человека.docx

— 30.34 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

  1. Этика деятельности руководителя……………………………………3
  2. Заповеди делового человека…………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Общение выступает стороной такого явления, как поведение людей, одна из сторон которого – этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей норму права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

     Форм  этикета много, но все они имеют  одинаковую направленность – признание  и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает  контакт.

     Во  взаимоотношении этики и социального  общения определенное место занимает такое явление, как профессиональная этика. В чем ее сущность? Профессиональная этика существует, прежде всего, в тех профессиях, объект которых - человек. Профессиональная этика – это прикладная этика. В ней сочетаются интересы общества и гарантии суверенности личности как носителя определенной профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику. Так, деловая этика предпринимателя, менеджера предполагает, что обязательные элементы их кодекса чести – соблюдение профессиональной чести и достоинства. Этот кодекс воспитывает у профессионала сознание принадлежности к определенной общности людей, основным признаком которой является достижение совершенства в той или иной профессии. 
 
 
 
 

  1. Этика деятельности руководителя

     Качество  этических норм в деятельности организации  во многом зависит от руководителя, его авторитета. Авторитет руководителя – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми1. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и стоятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет.

     На  авторитет руководителя сильно влияет наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: доступность руководителя подчиненным, внимательность, умение создавать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении. Не малую роль играет подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения.

     Культура  речи среди правил общения с людьми играет особую роль. Она предполагает навыки и умения правильно сформулировать свои мысли, оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики. Несвязная, невыразительная речь не способствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие.

     Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого нужно быть эрудированным  человеком, умеющим убеждать, анализировать, размышлять.

     Многочисленные  литературные источники, практика ученых, социологов, психологов показывают, что  при общении с людьми руководителю желательно придерживаться следующих  правил:

    • показывать интерес к людям, быть внимательным к ним;
    • уметь давать указания своим подчиненным;
    • стараться запомнить имена подчиненных;
    • в служебных отношениях развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника, инициативу и творческий подход к делу;
    • нельзя высмеивать, осуждать людей, нужно уметь ставить себя на место осуждаемых;
    • уметь приветствовать людей;
    • уметь слушать людей.

     Умение  разбираться  в  людях – одно из важных качеств сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Чтобы лучше их знать, необходимо изучить личные дела в отделе кадров. Но это лишь небольшая доля того, что необходимо знать руководителю о людях, так как в документах не может быть полного представления об интеллектуально-психологических способностях и личностных качествах подчиненных. Руководителю нужно знать о них все, что может повлиять на процесс их работы и ее результаты. Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать.

     Руководитель  – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных, распределение между ними конкретных заданий. От организаторских способностей руководителя зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и, соответственно, качество работы самого руководителя. Если коллектив работает хорошо и качество его работы улучшается, то можно сделать вывод, что он работает под началом хорошего руководителя, который должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Но при этом не следует забывать, что ответственность за плохо выполненную или не выполненную работу несет руководитель данного подразделения как единоначальник.

     Эффективность организации работы обеспечивается, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты, а также в какие сроки. Исходя их этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективной организации труда.

     Несомненно, также, что любой руководитель должен быть до некоторой степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения руководителя по отношению к подчиненным. Руководителю следует знать и понимать, что разные люди – будь то один человек или группа – в разное время могут реагировать по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т.п. Часто это происходит потому, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоуважение.

     Следует подчеркнуть, что ущемление чувства  собственного достоинства, самоуважения и личного статуса человека –  прямой путь к конфликтам и стрессам. Это, в частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавязчивой форме давал разъяснения своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указаний, наставлений и просьб.

     Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим  инструментарием2.

     Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике.

     Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками – создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы – это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении сложных ситуаций, ведущих к ухудшению социально-психологического климата.

     В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных сотрудников. Критиковать сотрудников – объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника. Исходя из этого. Руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосредственно в критики, подвергать разбору личностные качества, а не действия сотрудника.

     В-четвертых, от руководителя требуется умение сочетать деловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неудачам, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний. Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т.е. состояния полного физического, духовного и социального благополучия – предмет первостепенной заботы руководителя. Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать напряженность во взаимоотношениях.

     Очевидно, что хороший руководитель служит для сотрудников примером высокопрофессионального  поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельством того, как  не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в  управлении социально-психологическим  климатом не только своим профессиональными  действиями, но и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным «магнетизмом».  

  1. Заповеди  делового человека

     Для успешного достижения поставленных перед собой целей деловой  человек должен придерживаться определенных правил и принципов в своей  деятельности.

  1. Начинать нужно со здравого обсуждения намеченных целей и постараться дать себе отчет в их выполнимости, целесообразности и путях реализации. От этого исходного пункта зависит характер всей дальнейшей деятельности в выбранном направлении.
  2. Принимаясь за какое-то дело, рассчитайте наперед, смогут ли ожидаемые вами выгоды уравновесить затраты, опасности и жертвы, которые придется перенести. Не увлекайтесь сразу одной хорошей целью, проанализируйте другие, еще более заманчивые цели.
  3. Рискуйте! Осторожность, граничащая с робостью, часто делается прямой помехой при достижении успехов в любом деле. Тот, кто создал привычку не переставлять ноги, не убедившись, что другая стоит крепко, и ходит тихим шагом там, где надо бежать или делать рискованные шаги, никогда не достигнет желаемого. Скачок, правда, иной раз таит в себе опасность, но его нужно делать, если в нем – единственное средство преодолеть препятствие. Крупные выигрыши выпадают только на большие ставки.
  4. Неторопливость в принятии решений, быстрота в исполнении, мягкость в манере и твердость в преследовании цели – вот главные принципы, которыми должен руководствоваться каждый предприниматель. Не откладывайте в долгий ящик то, что можно сделать сейчас же. Усомниться в себе иногда бывает полезно, но не до окончательного падения духа. Останавливайтесь иногда, но никогда не отступайте. Преследуйте с жаром и настойчивостью то, что кажется вам полезным и исправляйте постоянно то, чем вы недовольны. Не пугайтесь неудач: кто их боится, никогда ничего не сделает.
  5. Не увлекайтесь похвалами в свой адрес и не бойтесь критики. Нет такого дела, которое бы не имело почитателей и критиков. Честные люди хвалят хорошее, глупые – все подряд.
  6. Если обстоятельства благоприятствуют вашей цели и, сверх того, вы уверены, что лица, от которых зависит успех и удача, готовы вам помочь, действуйте решительно, не теряя ни минуты. Но если, наоборот, вы встретите равнодушие и недоброжелательство, то отложите все дело до более благоприятного момента. Обстоятельства могут измениться и принести с собой новые взгляды и новые комбинации, возможно более выгодные для вас. Трудно поверить, но иногда отсрочка на несколько дней способна изменить до неузнаваемости самые определенные ситуации.
  7. Терпение и хладнокровие – два самых лучших средства против увлекающихся и вспыльчивых людей. Нужно уметь терпеливо переносить мелкие неприятности, чтобы приучить себя избавляться от неприятностей больших. Неизбежное зло лучше терпеть молча, поскольку стоны и жалобы обычно вызывают у окружающих скорее чувство презрения, чем жалости.
  8. В жизни бывают положения, когда надо действовать во что бы то ни стало, несмотря на явную от того невыгоду. В подобных ситуациях самое важное – не падать духом и постараться из двух зол выбрать меньшее. Если опасность неизбежна, идите прямо навстречу ей сами, вместо того, чтобы ее ожидать. Этим способом вы не только возбудите собственную смелость, сократите тягостные минуты ожидания, но и можете получить помощь со стороны окружающих. Решительность – самое лучшее качество в трудных положениях.
  9. Будь честен и правдив, т.к. хорошая репутация – это не только недопустимость лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана. Честность и правдивость  - это основные элементы в организации эффективного управления, высокой прибыли и гармоничных межличностных отношений. Отклоняй бесчестные предложения. Бережно относись к доброму имени компании и своему собственному. Поступай правильно – и хорошая репутация обеспечена.
  10. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека, т.к. осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми – во взаимоотношениях в семье, в компании, в отношениях с сослуживцами. Уважение человека, его личности вызывает у каждого чувство доверия и желания  показать свои способности во всем блеске. Золотое правило: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы вели себя другие по отношению к тебе.

     Общие принципы и правила необходимо принимать  во внимание, но вверять им безрассудно  не всегда бывает полезно. Опыт всех времен доказывает, что случайные таинственные стечения обстоятельств гораздо  чаще имели решающее влияние на счастливые и несчастливые события, чем всевозможные заранее обдуманные планы. Как бы умно ни были задуманы наши планы, необходимо, чтобы их увенчала и одобрила сама судьба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Деловые отношения - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые  определяются национальными и культурными  традициями, профессиональными этическими принципами.

     В последние десятилетия этическая  сторона деловых отношений как  сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания  интереса к данной области. Первое заключается  в том, что уровень этичности  в деловых отношениях остался  прежним (таким, каким он был 20-30 лет  назад), а более осведомленное  население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В  соответствии со вторым объяснением  этические стандарты в деловых  отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей  и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров  и конференций по проблемам этики  деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Андреева  И.В., Бетина О.Б. Бизнес-этикет. – М.: Вектор, 2006.
  2. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов./ Под общей ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ, 2002.
  3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/ – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – М.: БИЗНЕС-ИНФОРМ, 2002.
  6. Честара Д. Деловой этикет. – М., 2003.

Информация о работе Этика деятельности руководителя