Профессиональное общение в коллективе: руководитель и подчиненные

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Я выбрала эту тему, так как считаю нужным понять, как надо общаться в коллективе, со своим начальником, руководителем, а потом в бедующем, и со своими подчиненными. Я не хочу допускать никаких промашек и ошибок и поэтому я хочу узнать, как надо правильно обращаться с людьми. Какие обязанности и права имеет руководитель, а какие подчиненные. Какие существуют виды общения. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Раздел 1. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………...4-6
Раздел 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ……………………7-9
Раздул 3. ОТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С ПОДЧИНЕННЫМИ……...10-11
Раздел 4. ПОДЧИНЕННЫЕ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ………………………....12-14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......15
4. СПИСОК ИСПЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Менеджмент МОЁ.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Среднего  профессионального образования

ПЕТРОВСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

Отделение финансов, экономики и права. 
 

По дисциплине «Введение в специальность». 

РЕФЕРАТ 

«Профессиональное общение в коллективе: руководитель и подчиненные». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2010 год.

                                                             СОДЕРЖАНИЕ                                                  стр.

      1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

      2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

      Раздел 1. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………...4-6

      Раздел 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ……………………7-9  

      Раздул 3. ОТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С ПОДЧИНЕННЫМИ……...10-11

      Раздел 4. ПОДЧИНЕННЫЕ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ………………………....12-14

      3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......15

      4. СПИСОК ИСПЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………16  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Общение – это не только и не столько  просто речь человека. Это, пожалуй, главная  и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Я выбрала эту тему, так как считаю нужным понять, как надо общаться в коллективе, со своим начальником, руководителем, а потом в бедующем, и со своими подчиненными. Я не хочу допускать никаких промашек и ошибок и поэтому я хочу узнать, как надо правильно обращаться с людьми. Какие обязанности и права имеет руководитель, а какие подчиненные. Какие существуют виды общения. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВИДЫ  ОБЩЕНИЯ

      Общение чрезвычайно многогранно, может  быть различных видов. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют также межперсональное и ролевое общение. Межперсональное общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия. Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности. Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого, как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника». Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого. Светское общение.  Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

      Должностные права и обязанности руководителя находятся в тесной зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать в процессе своей работы. В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т.е. обязательных видов деятельности (обязанностей), среди которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная.

      1. Административная функция является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В административную функцию входит пять подфункций:

  • планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;
  • организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности, – распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;
  • кадровая, заключающаяся в организации подбора необходимых работников, их ориентации, профессионального обучения, обеспечения необходимым инструктажем и т.п.;
  • стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности;
  • контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведение ее необходимой корректировки.

      2. В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом в процессе разработки стратегии и составления планов.

      3. Экспертно-консультативная функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:

  • в связи с реализацией им профессиональной компетентности;
  • в связи с действиями по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчиненным;
  • в связи с контролем работы подчиненных, осуществляемым в форме консультирования, проведения собеседования, публичного сообщения результатов и др.

      4. Большее значение приобретает инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и дает необходимые консультации подчиненным.

      5. Осуществляя представительскую функцию, руководитель в той или иной мере представляет свой коллектив на разных уровнях. Эта сторона представительства выражается в умении руководителя отстаивать интересы своего коллектива (коллектива подразделения). Кроме этого, представительская функция может реализовываться в активности руководителя за пределами его организации, т.е. во взаимоотношениях с другими организациями. Во всей этой деятельности руководитель является своеобразным «лицом коллектива»

      6. В век информации все большую роль играет коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.

      7. Все возрастающее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

      В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные права  и обязанности руководителя имеют  неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации, прежде всего, нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач. В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.

      Как считают западные специалисты, помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчиненным обязанности неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи. Все это очень важно, поскольку на практике не только подчиненные зависят от руководителя, но сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы. Помимо подчиненных, руководитель зависит также от своих коллег, начальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ОТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЬ С ПОДЧИНЕНЫМИ

      Кто-то считает, что руководитель — это регулировщик, который указывает, кто и в каком направлении должен двигаться и при случае наказывает нарушителей. Есть также мнение, что руководитель — своего рода мама-папа, он должен заботиться о своих подчиненных, создавать им условия для развития, утешать в горе, делить с ними радость и помогать справляться с проблемами. Можно выделить основные четыре вида отношений руководителей со своими подчиненными:

1. Формальные  
2. Деспотичные  
3. Родительские  
4. Дружеские

      1. Создавая чисто формальные отношения, руководитель концентрирует свое общение с подчиненным на постановке задач и контроле их выполнения и пресекает обсуждение личностных тем. Лучший вариант таких отношений — когда оба понимают, что «на работе надо работать, за это, собственно говоря, деньги и платятся». Худший — когда руководитель воспринимает подчиненного как ресурс, а он (этот самый ресурс) чувствует себя в полной мере человеком и рассчитывает на человеческие взаимоотношения.

      2. Образ руководителя-деспота формируется либо когда тот и в самом деле отрывается на своих подчиненных, наслаждаясь властью или вымещая на них свои комплексы и личные проблемы, либо когда подчиненные представляют собой «детский сад», ожидая родительского к себе отношения и воспринимая вполне конструктивные рабочие отношения как деспотичные.

      3. Отношения «родитель-ребенок» — не просто неэффективные, а даже опасные как для руководителя, так и для подчиненного. Когда руководитель видит в своем подчиненном ребенка, он старается его оберегать от трудностей, демонстрирует снисходительное отношение и ждет сыновей (или дочерней) благодарности. Подчиненные, воспринимающие своего руководителя как папу-маму, ожидают (а то и просто требуют) незаслуженное поощрение, как нематериальное, так и очень даже материальное, капризничают, обижаются — короче, ведут себя как избалованные дети, манипулируя своим руководителем. И основную опасность я вижу в том, что при таком положении дел резко замедляется развитие и руководителя и подчиненного.

      4. Дружеские отношения могут быть, пожалуй, самыми продуктивными, если выдержана та самая тонкая грань, когда доверие, взаимопомощь и хорошее личностное отношение согласованы с различием в положении. Принятие этой разницы уровня ответственности, статуса, ролей обеими сторонами и умение выстроить дружеские отношения с учетом этой разницы дают хороший результат. Без этого может получиться сплошное разочарование, несбывшиеся ожидания и полный разрыв отношений.

Информация о работе Профессиональное общение в коллективе: руководитель и подчиненные