Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Изучить отцовское отношение в психологии.
3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный).docx

— 109.98 Кб (Скачать)

В социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Сфера взаимоотношений с  родителями на протяжении всего периода  взросления остается значимой и оказывает  сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые  “открывают для себя родителей” и  начинают предъявлять им чрезвычайно  высокие требования.

Родители осознаются подростками  как люди, обеспечивающие их настоящее  и будущее. В связи с этим подростки  очень эмоционально и заинтересованно  относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу  отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений  имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей  внимания, понимания, поощрения. Собственные  проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти  навстречу родителям, что-то дать, “поделиться  собой”. В большинстве случаев  присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя  собственную активность к нулю [16, с. 122].

В подростковом возрасте отношение  к семье в целом и к родителям  изменяется в следующих направлениях:

1. Появляются критика,  сомнения и противодействие ценностям,  установкам и образу действий  взрослых.

2. Эмоциональные связи  с семьей ослабевают.

3. Родители как образец  для ориентации и идентификации  отступают на второй план.

4. В целом уменьшается  влияние семьи, хотя, по сути, она  остается важной референтной  группой [25, с. 54].

Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к  родителям, как и в целом к  взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).

Для мальчика, входящего  в подростковый возраст, очень важно  видеть достойную мужскую фигуру перед глазами, полноценно общаться с отцом или с замещающим его  человеком - дедушкой, дядей или другом семьи.

Мальчик, который  учится быть мужчиной, обычно берет  пример с доступных к подражанию объектов. От родителей во многом зависит  тот выбор, который сделает подросток - будет ли это его отец, родственник, учитель в школе. Есть и не лучшие варианты: дворовый хулиган, скандальная  кинозвезда или герой компьютерной игры, мастерски убивающий все  живое. Главное для отца, когда его сын входит в подростковый возраст - заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто. Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет - просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда - вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время, контролируя - ясно, что почвы для роста такого качества просто нет. Мы уверенны, что взрослеющему мальчишке поддержка и любовь отца не менее (если не более) важна, чем контакт с матерью. Отец, с которым у сына установлены по-мужски крепкие и доверительные отношения - значит для подростка, что тылы прикрыты. Можно и активно во взрослую жизнь выходить, становиться мужчиной.

Следовательно, подростковый возраст представляется как остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: отец, родственники и т.д.

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы изучения проблемы отношений  в психологии, мы выявили, что существуют различные точки зрения на определение  сущности понятие «отношение». По мнению В.Н.Мясищева, отношение выступает  как система избирательных связей личности с окружающей действительностью.

Одним из видов отношений  являются родительские, которые в  свою очередь делятся на отцовское  и материнское отношение. На формирование личности влияют типы родительских отношений. Изменение типа родительских отношений происходит в результате влияния семьи, ее стиля отношений и роли ребенка в семье, которую отводят ему родители.

Большинство исследователей сходятся на том, что изучение отцовского отношения  как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка  также важна, как и роль матери. По мнению Э.Фромма отцовское отношение основывается на принципах и ожиданиях, должно быть скорее спокойным и терпеливым, нежели властным и устрашающим, должно обеспечивать растущему ребенку все более сильное чувство уверенности в своих силах и со временем позволить ему самому распоряжаться собой и обходиться без отцовского руководства.

В подростковом возрасте роль отца в  воспитании мальчика увеличивается, так  как в этот период происходит становление  личности человека и переход во взрослую жизнь. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: отец, родственники и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЬЧИКАМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Описание экспериментальной  выборки и методик исследования

 

Цель нашего экспериментального исследования состояла в том, чтобы  выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового  возраста.

Наше исследование проводилось  на базе МОУ СОШ № 3 Красноярского края, г. Шарыпово среди отцов мальчиков подросткового возраста.

В ходе эксперимента были исследованы 2 группы испытуемых: 1 группа – мальчики подросткового возраста 14 лет (20 человек), 2 группа - отцы в возрасте 35-45 лет (20 человек).

Формирование выборки должно подчиняться ряду правил:

  • содержательный критерий (критерий операциональной валидности);

подбор экспериментальной  группы должен определяться предметом  и гипотезой исследования;

  • критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности); результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена;
  • критерий репрезентативности (критерий внешней валидности); группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применить данные, полученные в ходе эксперимента.

Экспериментальная выборка  была сформирована с помощью стратометрического способа. Основными характеристиками при отборе были:

    • Пол (мужчины);
    • Возраст (35-45 лет);
    • Отцы мальчиков подросткового возраста.

В качестве диагностического инструментария  нами были использованы методики, направленные на выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста:

    • Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин), направленная на выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
    • Методика «Взаимодействие родитель - ребенок»

(И.М.Марковская), направленная на выявление особенностей  отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Этапы исследования:

         1 этап - подбор экспериментальной выборки;

         2 этап – проведение диагностики, направленной на выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста;

         3 этап – выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста с помощью количественного, качественного и сравнительного анализа экспериментальных данных.

1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)  (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Цель: выявить особенности  отцовского отношения к мальчикам  подросткового возраста.

Проведение исследования.

Испытуемому предлагается ряд  утверждений, на которые необходимо дать ответ.

Инструкция:

Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения  к своему ребенку, и выразите свое согласие или несогласие с ними с  помощью ответов "Да" или "Нет".

Обработка результатов:

Выделяется  5 типов отношения  родителя к своему ребенку:

  • Принятие/отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
  • Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
  • Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
  • Авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
  • Маленький неудачник. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам.

2. Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Цель: выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

        Проведение исследования.

         Испытуемым даются бланки с вопросами, при заполнении опросника предлагается оценить степень согласия по 5-бальной системе.

Инструкция: предлагаем вам ответить на ряд вопросов нашей анкеты, отметьте наиболее подходящий вам вариант ответа, и впишите ответ там, где это необходимо.

         Обработка результатов: при интерпретации результатов теста- опросника выявляются 10 уровней отцовского отношения:

  • нетребовательность – требовательность;
  • мягкость – строгость;
  • автономность – контроль;
  • эмоциональная дистанция – близость;
  • отвержение – принятие;
  • отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
  • несогласие – согласие;
  • непоследовательность – последовательность;
  • авторитетность родителя;
  • удовлетворенность отношениями с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация

 

В результате исследования отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста по методике теста – опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В.Столина) нами были полученные следующие результаты, представленные в таблице 1.

                                                                                                              Таблица 1

Особенности отцовского отношения  к мальчикам подросткового возраста

(по методике теста – опросника родительского отношения ОРО А.Я. Варга, В.В.Столина)

                     испытуемые

шкалы

              Отцы мальчиков подросткового  возраста

     количество  человек

           %

1 шкала

«Принятие - отвержение»

1

5

2 шкала

«Кооперация»

4

20

3 шкала

«Симбиоз»

3

15

4 шкала

«Авторитарная гиперсоциализация»

8

40

5 шкала

«Маленький неудачник»

4

20

Информация о работе Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста