Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Изучить отцовское отношение в психологии.
3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
В социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.
Родители осознаются подростками
как люди, обеспечивающие их настоящее
и будущее. В связи с этим подростки
очень эмоционально и заинтересованно
относятся к своим отношениям
с родителями, социальному статусу
отца и взаимопониманию с матерью.
Однако процесс взаимоотношений
имеет одностороннюю
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:
1. Появляются критика,
сомнения и противодействие
2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
3. Родители как образец
для ориентации и
4. В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой [25, с. 54].
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).
Для мальчика, входящего в подростковый возраст, очень важно видеть достойную мужскую фигуру перед глазами, полноценно общаться с отцом или с замещающим его человеком - дедушкой, дядей или другом семьи.
Мальчик, который учится быть мужчиной, обычно берет пример с доступных к подражанию объектов. От родителей во многом зависит тот выбор, который сделает подросток - будет ли это его отец, родственник, учитель в школе. Есть и не лучшие варианты: дворовый хулиган, скандальная кинозвезда или герой компьютерной игры, мастерски убивающий все живое. Главное для отца, когда его сын входит в подростковый возраст - заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто. Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет - просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда - вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время, контролируя - ясно, что почвы для роста такого качества просто нет. Мы уверенны, что взрослеющему мальчишке поддержка и любовь отца не менее (если не более) важна, чем контакт с матерью. Отец, с которым у сына установлены по-мужски крепкие и доверительные отношения - значит для подростка, что тылы прикрыты. Можно и активно во взрослую жизнь выходить, становиться мужчиной.
Следовательно, подростковый возраст представляется как остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: отец, родственники и т.д.
Таким образом, рассмотрев теоретические
основы изучения проблемы отношений
в психологии, мы выявили, что существуют
различные точки зрения на определение
сущности понятие «отношение». По мнению
В.Н.Мясищева, отношение выступает
как система избирательных
Одним из видов отношений являются родительские, которые в свою очередь делятся на отцовское и материнское отношение. На формирование личности влияют типы родительских отношений. Изменение типа родительских отношений происходит в результате влияния семьи, ее стиля отношений и роли ребенка в семье, которую отводят ему родители.
Большинство исследователей сходятся на том, что изучение отцовского отношения как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также важна, как и роль матери. По мнению Э.Фромма отцовское отношение основывается на принципах и ожиданиях, должно быть скорее спокойным и терпеливым, нежели властным и устрашающим, должно обеспечивать растущему ребенку все более сильное чувство уверенности в своих силах и со временем позволить ему самому распоряжаться собой и обходиться без отцовского руководства.
В подростковом возрасте роль отца в воспитании мальчика увеличивается, так как в этот период происходит становление личности человека и переход во взрослую жизнь. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: отец, родственники и т.д.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЬЧИКАМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования
Цель нашего экспериментального
исследования состояла в том, чтобы
выявить особенности отцовского
отношения к мальчикам
Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 3 Красноярского края, г. Шарыпово среди отцов мальчиков подросткового возраста.
В ходе эксперимента были исследованы 2 группы испытуемых: 1 группа – мальчики подросткового возраста 14 лет (20 человек), 2 группа - отцы в возрасте 35-45 лет (20 человек).
Формирование выборки должно подчиняться ряду правил:
подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования;
Экспериментальная выборка была сформирована с помощью стратометрического способа. Основными характеристиками при отборе были:
В качестве диагностического инструментария нами были использованы методики, направленные на выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста:
(И.М.Марковская), направленная на выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Этапы исследования:
1 этап - подбор экспериментальной выборки;
2 этап – проведение диагностики, направленной на выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста;
3 этап – выявление особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста с помощью количественного, качественного и сравнительного анализа экспериментальных данных.
1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Цель: выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Проведение исследования.
Испытуемому предлагается ряд утверждений, на которые необходимо дать ответ.
Инструкция:
Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью ответов "Да" или "Нет".
Обработка результатов:
Выделяется 5 типов отношения родителя к своему ребенку:
2. Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Цель: выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Проведение исследования.
Испытуемым даются бланки с вопросами, при заполнении опросника предлагается оценить степень согласия по 5-бальной системе.
Инструкция: предлагаем вам ответить на ряд вопросов нашей анкеты, отметьте наиболее подходящий вам вариант ответа, и впишите ответ там, где это необходимо.
Обработка результатов: при интерпретации результатов теста- опросника выявляются 10 уровней отцовского отношения:
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация
В результате исследования отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста по методике теста – опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В.Столина) нами были полученные следующие результаты, представленные в таблице 1.
Особенности отцовского отношения
к мальчикам подросткового
(по методике теста – опросника родительского отношения ОРО А.Я. Варга, В.В.Столина)
испытуемые шкалы |
Отцы мальчиков подросткового возраста | |
количество человек |
% | |
1 шкала «Принятие - отвержение» |
1 |
5 |
2 шкала «Кооперация» |
4 |
20 |
3 шкала «Симбиоз» |
3 |
15 |
4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация» |
8 |
40 |
5 шкала «Маленький неудачник» |
4 |
20 |
Информация о работе Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста