Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Изучить отцовское отношение в психологии.
3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный).docx

— 109.98 Кб (Скачать)



 

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о  том, что большинство отцов проявляют  к мальчикам подросткового возраста особенности родительского отношения, который отражает шкала «Авторитарная гиперсоциализация». Эта шкала получила 40%  (8 человек) от большего числа ответов испытуемых отцов. Шкалы «Кооперация» и «Маленький неудачник» находятся на втором месте – 20% (4 человека). Третье место занимает шкала «Симбиоз» - 15% (3 человека). Наименее предпочитаемый тип особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста «Принятие - отвержение» - 5% (1 человек).

 Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что отцы, проявляющие особенность отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста, которую отражает шкала «Авторитарная гиперсоциализация», требуют безоговорочного послушания и дисциплины. Отцы этих мальчиков стараются навязать подростку во всем свою волю. Они его постоянно контролируют, пресекают всякую инициативу.

Те отцы, которые проявляют  к своему сыну особенность отношения  по типу «Кооперация», заинтересованы в делах подростка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему. Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности сына, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность мальчика. Шкала «Маленький неудачник», показывает, что особенность отцовского отношения выражается в том, что отцы считают подростков неудачниками и относятся к ним как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства мальчиков кажутся отцам несерьезными, и они игнорирует их.

У отцов, проявляющих особенность типа родительского отношения «Симбиоз», ярко выражается тревога за сына, он им кажется маленьким и беззащитным. Отцы ощущают себя единым целым с подростком, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятной жизни.

Низкие результаты по шкале  «Принятие - отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: отцам нравится подросток таким, каков он есть. Он уважает индивидуальность мальчика, симпатизирует ему. Отец стремится проводить много времени вместе с сыном, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: отец воспринимает своего сына плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что подросток не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части отец испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет сыну и не уважает его.

Полученные результаты мы отразили на рисунке 1.

Рисунок 1. Особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового  возраста

С целью подтверждения  и уточнения полученных данных по методике теста – опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В.Столина), нами была проведена методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М.Марковская). В результате исследования отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста по данной методике нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.

                                                                                                      Таблица 2

Особенности отцовского отношения  к мальчикам подросткового возраста

(по методике «Взаимодействие  родитель – ребенок» И.М.Марковская)

                  испытуемые 

шкалы                                   

Отцы мальчиков подросткового  возраста

количество человек

%

1 шкала

«Нетребовательность-требовательность»

3

15

2 шкала

«Мягкость-строгость»

2

10

3 шкала «Автономность  - контроль»

0

0

4 шкала

«эмоциональная дистанция - близость»

1

5

5 шкала «Отвержение - принятие»

0

0

6 шкала «Отсутствие сотрудничества - сотрудничество »

1

5

7 шкала

«несогласие - согласие»

1

5

8 шкала

«Непоследовательность - последовательность»

3

15

9 шкала

«Авторитетность родителя»

7

35

10 шкала

«Удовлетворенность отношениями»

2

10


 

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о  том, что большинство отцов проявляют  к мальчикам подросткового возраста особенности родительского отношения, который отражает шкала «Авторитетность  родителя». Эта шкала получила 35%  (7 человек) от большего числа ответов  испытуемых отцов.  Шкала  «Непоследовательность - последовательность» и  шкала  «Нетребовательность - требовательность»  состоят на втором месте – 15% (3 человека). Третье место занимает шкала «Удовлетворенность отношениями» и шкала «Мягкость - строгость» - 10% (2 человека). Наименее предпочитаемые типы особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста являются «Эмоциональная дистанция - близость». «Отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «Несогласие - согласие» - 5% (1 человек). По шкалам особенностей отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста «Автономность - контроль» и «Отвержение - принятие» нулевые результаты.

Полученные результаты исследования по шкалам опросника ВВР, позволили сделать выводы о том, что показатель «Авторитетности родителя» отражает авторитетное влияние на подростков и действия отца являются авторитетными для мальчика.

Отцы, которые проявляют к своему сыну особенность отношения по типу «Нетребовательность - требовательность» и «Непоследовательность - последовательность», ожидают более высокого уровня ответственности от подростка и отцы последовательны в своих требованиях и отношениях, в применении наказаний и поощрений.

Те отцы, которые проявляют  к своему сыну особенность отношения  по типу «Мягкость - строгость», относятся к подростку со строгостью, устанавливают правила во взаимоотношениях. Шкала «Удовлетворенность отношениями», показывает положительную семейную ситуацию, в структуре детско-отцовских отношений нет нарушений.

У отцов с особенностью типа родительского отношения «Эмоциональная дистанция - близость», ярко выражена близость к ребенку, принятие родительской роли, стремление к контакту с подростком. По шкале «Несогласие – согласие» и «Отсутствие сотрудничества - сотрудничество»,  результаты одинаковы. Это отражает  лишь то, что отцы уважают индивидуальность подростка, симпатизируют ему. Стремятся проводить больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. Высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности мальчика, испытывают чувство гордости за него.

Полученные результаты мы отразили на рисунке 2.

Рисунок 2. Особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста

 

Таким образом, полученные результаты показали, что наиболее предпочитаемыми  отношениями отца к сыну подросткового возраста являются: «Авторитарная гиперсоциализация». Менее предпочитаемые отношения: «Кооперация», «Симбиоз» и «Удовлетворенность отношениями». Наиболее отвергаемые отношения отца к сыну подросткового возраста: «Принятие - отвержение», «Автономность - контроль», «Эмоциональная дистанция» и «Отсутствие сотрудничества». Следовательно, гипотеза нашего исследования подтверждена.

 

 

 

 

                                                       

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашей работе мы провели  теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучению проблемы отношения в зарубежной и отечественной психологии и выяснили, что существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «отношение». Одни исследователи рассматривают его как глобальную категорию, претендующую на раскрытие общей сущности психических явлений. Другие выделяют «отношение» как базисную категорию, служащую интегратором психологического знания. В своем исследовании мы придерживались определения понятия «отношение», предложенного В.Н.Мясищевым, который рассматривает отношения как систему избирательных связей личности с окружающей средой.

Также, из нашего анализа мы выяснили, что большинство исследователей сходятся на том, что изучение отцовского отношения как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также важна, как и роль матери. В подростковый период роль отца еще больше возрастает.

В своей работе,  исходя из поставленных задач, мы провели диагностики по методикам определения родительского отношения, (А.Я. Варга и В.В. Столина) и «Взаимодействие родитель - ребенок», (И.М.Марковская).

В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что наиболее предпочитаемыми  отношениями отца к сыну подросткового возраста являются: «Авторитарная гиперсоциализация». Менее предпочитаемые отношения: «Кооперация», «Симбиоз» и «Удовлетворенность отношениями». Наиболее отвергаемые отношения отца к сыну подросткового возраста: «Принятие - отвержение», «Автономность - контроль», «Эмоциональная дистанция» и «Отсутствие сотрудничества».

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.

ВЫВОДЫ

 

1. Анализ полученных данных  позволяет сделать вывод о  том, что большинство отцов  проявляют к мальчикам подросткового  возраста особенности родительского  отношения, который отражает шкала  «Авторитарная гиперсоциализация». Шкалы «Кооперация» и «Маленький  неудачник» находятся на втором  месте. Третье место занимает  шкала «Симбиоз». Наименее предпочитаемый  тип особенностей отцовского  отношения к мальчикам подросткового  возраста «Принятие - отвержение».

2. Анализ полученных данных  позволяет сделать вывод о  том, что большинство отцов  проявляют к мальчикам подросткового  возраста особенности родительского  отношения, который отражает шкала  «Авторитетность родителя». Шкала   «Непоследовательность - последовательность»  и  шкала «Нетребовательность  - требовательность» состоят на  втором месте. Третье место  занимает шкала «Удовлетворенность  отношениями» и шкала «Мягкость  - строгость». Наименее предпочитаемые  типы  особенностей отцовского  отношения к мальчикам подросткового  возраста являются «Эмоциональная  дистанция - близость». «Отсутствие  сотрудничества - сотрудничество» и  «Несогласие - согласие». По шкалам  особенностей отцовского отношения  к мальчикам подросткового возраста  «Автономность - контроль» и «Отвержение  - принятие» нулевые результаты.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001. – 361 с.
  3. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 278 с. - с. 26-42.
  4. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.
  5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М., 1986. – 206 с. – с. 37 – 48.
  6. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - М.: Медицина, 1977. – 180 с. – с. 48 – 52.
  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 c. – с. 125 – 130.
  8. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с. – с. 88 – 90.
  9. Земска М. Семья и личность. - М., 1986. – 224 с.
  10. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. - Л., 2006. – 350 с. - с. 26-29.
  11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
  12. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. - М., 1990.
  13.    Кочубей Б. И. Зачем нужен папа?? // Семья и школа. - 1990. - № 6. – с. 25-26.
  14. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа. - 1990. - № 9. – с. 32.
  15. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских  

отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999. – с. 88.

  1. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М., 1990. – 189 с.
  2.     Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.
  3.      Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические

труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк  МПСИ, 2004.

Информация о работе Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста