Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Изучить отцовское отношение в психологии.
3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Анализ полученных данных
позволяет сделать вывод о
том, что большинство отцов
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что отцы, проявляющие особенность отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста, которую отражает шкала «Авторитарная гиперсоциализация», требуют безоговорочного послушания и дисциплины. Отцы этих мальчиков стараются навязать подростку во всем свою волю. Они его постоянно контролируют, пресекают всякую инициативу.
Те отцы, которые проявляют к своему сыну особенность отношения по типу «Кооперация», заинтересованы в делах подростка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему. Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности сына, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность мальчика. Шкала «Маленький неудачник», показывает, что особенность отцовского отношения выражается в том, что отцы считают подростков неудачниками и относятся к ним как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства мальчиков кажутся отцам несерьезными, и они игнорирует их.
У отцов, проявляющих особенность типа родительского отношения «Симбиоз», ярко выражается тревога за сына, он им кажется маленьким и беззащитным. Отцы ощущают себя единым целым с подростком, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятной жизни.
Низкие результаты по шкале
«Принятие - отвержение» отражает интегральное
эмоциональное отношение к
Полученные результаты мы отразили на рисунке 1.
Рисунок 1. Особенности отцовского
отношения к мальчикам
С целью подтверждения и уточнения полученных данных по методике теста – опросника родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В.Столина), нами была проведена методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М.Марковская). В результате исследования отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста по данной методике нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Особенности отцовского отношения
к мальчикам подросткового
(по методике «Взаимодействие
родитель – ребенок» И.М.
испытуемые шкалы |
Отцы мальчиков подросткового возраста | |
количество человек |
% | |
1 шкала «Нетребовательность- |
3 |
15 |
2 шкала «Мягкость-строгость» |
2 |
10 |
3 шкала «Автономность - контроль» |
0 |
0 |
4 шкала «эмоциональная дистанция - близость» |
1 |
5 |
5 шкала «Отвержение - принятие» |
0 |
0 |
6 шкала «Отсутствие |
1 |
5 |
7 шкала «несогласие - согласие» |
1 |
5 |
8 шкала «Непоследовательность - последовательность» |
3 |
15 |
9 шкала «Авторитетность родителя» |
7 |
35 |
10 шкала «Удовлетворенность |
2 |
10 |
Анализ полученных данных
позволяет сделать вывод о
том, что большинство отцов
Полученные результаты исследования по шкалам опросника ВВР, позволили сделать выводы о том, что показатель «Авторитетности родителя» отражает авторитетное влияние на подростков и действия отца являются авторитетными для мальчика.
Отцы, которые проявляют к своему сыну особенность отношения по типу «Нетребовательность - требовательность» и «Непоследовательность - последовательность», ожидают более высокого уровня ответственности от подростка и отцы последовательны в своих требованиях и отношениях, в применении наказаний и поощрений.
Те отцы, которые проявляют к своему сыну особенность отношения по типу «Мягкость - строгость», относятся к подростку со строгостью, устанавливают правила во взаимоотношениях. Шкала «Удовлетворенность отношениями», показывает положительную семейную ситуацию, в структуре детско-отцовских отношений нет нарушений.
У отцов с особенностью
типа родительского отношения «
Полученные результаты мы отразили на рисунке 2.
Рисунок 2. Особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста
Таким образом, полученные результаты показали, что наиболее предпочитаемыми отношениями отца к сыну подросткового возраста являются: «Авторитарная гиперсоциализация». Менее предпочитаемые отношения: «Кооперация», «Симбиоз» и «Удовлетворенность отношениями». Наиболее отвергаемые отношения отца к сыну подросткового возраста: «Принятие - отвержение», «Автономность - контроль», «Эмоциональная дистанция» и «Отсутствие сотрудничества». Следовательно, гипотеза нашего исследования подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы провели теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучению проблемы отношения в зарубежной и отечественной психологии и выяснили, что существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «отношение». Одни исследователи рассматривают его как глобальную категорию, претендующую на раскрытие общей сущности психических явлений. Другие выделяют «отношение» как базисную категорию, служащую интегратором психологического знания. В своем исследовании мы придерживались определения понятия «отношение», предложенного В.Н.Мясищевым, который рассматривает отношения как систему избирательных связей личности с окружающей средой.
Также, из нашего анализа мы выяснили, что большинство исследователей сходятся на том, что изучение отцовского отношения как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также важна, как и роль матери. В подростковый период роль отца еще больше возрастает.
В своей работе, исходя из поставленных задач, мы провели диагностики по методикам определения родительского отношения, (А.Я. Варга и В.В. Столина) и «Взаимодействие родитель - ребенок», (И.М.Марковская).
В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что наиболее предпочитаемыми отношениями отца к сыну подросткового возраста являются: «Авторитарная гиперсоциализация». Менее предпочитаемые отношения: «Кооперация», «Симбиоз» и «Удовлетворенность отношениями». Наиболее отвергаемые отношения отца к сыну подросткового возраста: «Принятие - отвержение», «Автономность - контроль», «Эмоциональная дистанция» и «Отсутствие сотрудничества».
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.
ВЫВОДЫ
1. Анализ полученных данных
позволяет сделать вывод о
том, что большинство отцов
проявляют к мальчикам
2. Анализ полученных данных
позволяет сделать вывод о
том, что большинство отцов
проявляют к мальчикам
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999. – с. 88.
труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004.
Информация о работе Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста