- Нартова-Бочавер С.В. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Эксмо-пресс, 2001. – 345 с. – с. 125.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
- Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 168 с.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
- Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - 298 с. – 135 с.
- Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 592 с. – 254 с.
- Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы. / Под ред. А.Е. Личко - М.: Просвещение, 2003. - 119 с.
- Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я. - М., 1992. – 525 с. – 135 с.
- Силяева.Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
- Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
- Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей. – Мн.: Технология, 2000. - 100 с.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М., 1999. – 203 с.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. – 512 с. – 140 с.
- Яковлева А.А. Основные принципы психологии отношений в ранних трудах В.Н. Мясищева: Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002. – 345 с. - 125 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест - Опросник родительского
отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга и В.В.
Столина)
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ А
19.Ребенка следует
держать в жестких рамках, тогда из него
вырастет порядочный человек.
20.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят
к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку липнет все «дурное».
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ А
- Основанная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств,
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим рёбёнком.
- Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ А
61. Очень желательно, чтобы ребенок
дружил с теми детьми, которые нравятся
его родителям.
Ключи к опроснику
Принятие – отвержение:
3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40,
42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Образ социальной желательности
поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарное гиперсоциализация:
2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Маленький неудачник: 9, 11, 13,
17, 22, 28, 54, 61.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Опросник «Взаимодействие
родитель – ребенок» (ВРР)
(И.М. Марковской)
( Вариант для
родителей подростков)
- Если я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
- Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
- Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
- Думаю, что он (она) ничего не добьется в жизни.
- Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.
- Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещала.
- Сын (дочь) всегда учитывают мою точку зрения.
- Я бы хотел (а), чтобы он (она) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
- Он (она) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
- Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь, он (она) делится со мной.
- Я разделяю его (ее) увлечения.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне бы хотелось.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Б
- Могу признать свою неправоту, и извинится перед ним (ней).
- Я часто иду у него (нее) на поводу.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (к ней).
- Думаю, что для него (нее) я авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
- Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
- Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
- Ему (ей) приходится поступать, так как я говорю, даже если он (она) этого не хочет.
- Думаю я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется я его (ее) понимаю.
- Я хотела бы в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (она) хочет.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
- Я недопускаю, чтобы он (она) подмечал мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Б
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (сама).
- Он (а) разделяет большинство моих взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (а) не хочет.
- Я прощаю ему то, за что другие бы наказали.
- Мне бы хотелось знать о нем (ней) все.
- Он (а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им (ей).
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
- Мы по - разному представляем его (ее) будущую жизнь.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее) в сущности, за одно и тоже.
- Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
- Я хочу, чтобы он (а) всегда относился(лась) ко мне так же,как
Обработка результатов: при интерпретации результатов
теста- опросника выявляются 10 уровней
отцовского отношения:
- нетребовательность – требовательность;
- мягкость – строгость;
- автономность – контроль;
- эмоциональная дистанция – близость;
- отвержение – принятие;
- отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Б
- несогласие – согласие;
- непоследовательность – последовательность;
- авторитетность родителя;
- удовлетворенность отношениями с ребенком.