Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Изучить отцовское отношение в психологии.
3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный).docx

— 109.98 Кб (Скачать)
  1. Нартова-Бочавер С.В. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Эксмо-пресс, 2001. – 345 с. – с. 125.
  2.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  3. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Жизнь и мысль,  1999. – 168 с.
  4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
  5.     Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. -  298 с. – 135 с.
  6.     Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 592 с. – 254 с.
  7. Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы. / Под ред. А.Е. Личко - М.: Просвещение, 2003. - 119 с.
  8.   Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я. - М., 1992. – 525 с. – 135 с.
  9. Силяева.Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  10. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
  11. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей. – Мн.: Технология, 2000. - 100 с.
  12.    Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М., 1999. – 203 с.
  13.    Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс;  Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. – 512 с. – 140 с.
  14. Яковлева А.А. Основные принципы психологии отношений в ранних трудах В.Н. Мясищева: Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002. – 345 с. -  125 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Тест -  Опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга и В.В. Столина)

 

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А

 

     19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

     20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

  1. Я принимаю участие в своем ребенке.
  2. К моему ребенку липнет все «дурное».
  3. Мой ребенок не добьется успеха в жизни
  4. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
  5. Я жалею своего ребенка.
  6. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  7. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  8. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  9. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  10. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  11. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  12. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  13. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  14. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  15. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  16. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  17. Я всегда считаюсь с ребенком.
  18. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

 

 ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А                                                                                                                                      

 

 

  1.  Основанная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  2. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  3. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  4. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  5. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  6. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  7. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  8. Мой ребенок часто раздражает меня.
  9. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  10. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  11. Я не доверяю своему ребенку.
  12. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  13. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  14. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств,
  15. Я разделяю интересы своего ребенка.
  16. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  17. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
  18. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  19. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  20. Нередко я восхищаюсь своим рёбёнком.
  21. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  22. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

                                                                     

 ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А

 

 

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

                                                                 Ключи к опроснику

Принятие – отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности  поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарное гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР)

(И.М. Марковской)

( Вариант для  родителей подростков)

 

  1. Если я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он (она) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещала.
  11. Сын (дочь) всегда учитывают мою точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (она) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он (она) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь, он (она) делится со мной.
  18. Я разделяю его (ее) увлечения.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне бы хотелось.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Б

 

 

  1.  Могу признать свою неправоту, и извинится перед ним (ней).
  2. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  3. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (к ней).
  4. Думаю, что для него (нее) я авторитетный человек.
  5. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
  6. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
  7. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  8. Ему (ей) приходится поступать, так как я говорю, даже если он (она) этого не хочет.
  9.   Думаю я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  10.   Я всегда сочувствую своему ребенку.
  11.   Мне кажется я его (ее) понимаю.
  12.   Я хотела бы в нем (ней) многое изменить.
  13.   При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  14.   Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  15.   Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  16.   Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  17.   Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  18.   Я предъявляю к нему (ней) много требований.
  19.   По характеру я мягкий человек.
  20.   Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (она) хочет.
  21.   Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  22.   Я недопускаю, чтобы он (она) подмечал мои слабости и недостатки.
  23.   Мне нравится его (ее) характер.
  24.   Я часто критикую его (ее) по мелочам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

 

  1.  Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  2. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  3. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (сама).
  4. Он (а) разделяет большинство моих взглядов.
  5. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  6. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (а) не хочет.
  7. Я прощаю ему то, за что другие бы наказали.
  8. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все.
  9. Он (а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
  10. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  11. Я приветствую его (ее) поведение.
  12. Я часто высказываю свое недовольство им (ей).
  13. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  14. Мы по - разному представляем его (ее) будущую жизнь.
  15. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее) в сущности, за одно и тоже.
  16. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  17. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился(лась) ко мне так же,как

 

Обработка результатов: при интерпретации результатов теста- опросника выявляются 10 уровней отцовского отношения:

  • нетребовательность – требовательность;
  • мягкость – строгость;
  • автономность – контроль;
  • эмоциональная дистанция – близость;
  • отвержение – принятие;
  • отсутствие сотрудничества – сотрудничество;

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

 

 

  • несогласие – согласие;
  • непоследовательность – последовательность;
  • авторитетность родителя;
  • удовлетворенность отношениями с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста