Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
2. Изучить отцовское отношение в психологии.
3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный).docx

— 109.98 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

C момента рождения человек вступает в отношения, сначала с матерью в непосредственно-эмоциональные отношения, затем с отцом и родственниками. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Отношение с точки зрения психологии определяется как взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта к другим объектам, явлениям, свойствам [27, с. 89]. По мнению В. Н. Мясищева, отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности [17, с. 45].

Существуют разные виды отношений, но будучи членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

В последнее время психологи  большое внимание уделяют изучению отцовского отношения. Отцовское отношение, особенно по отношению к сыну, порой основано на принципах и ожиданиях, обеспечивает растущему ребенку все более сильное чувство уверенности в своих силах и со временем позволяет самому распоряжаться собой и обходиться без отцовского руководства [27, с. 59]. В подростковом возрасте присутствие отца рядом с сыном чрезвычайно важно, потому что именно в этом возрасте необходимо широкое и продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, совместные с отцом занятия, прогулки, посещение культурных мероприятий. Желательно, чтобы относительно важных и значимых для подростка ситуаций именно отец давал свою оценку и высказывал свое мнение. Важно, чтобы решение проблем, которые возникают у мальчика подросткового возраста, обсуждались совместно сыном и отцом с тем, чтобы мальчик осваивал именно мужские формы поведения и способы решения проблем. Подросток формируется как член общества благодаря положительному влиянию со стороны отца. Именно отец стимулирует в сыне формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность. Поэтому необходимость особой концентрации внимания на состоянии данной категории населения демонстрирует актуальность проблемы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Цель  исследования: изучить и выявить особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Объект  исследования: отношение как система избирательных связей личности с окружающей действительностью.

Предмет исследования: отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста.

Гипотеза: мы полагаем, что существуют следующие особенности отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста:

    • «Авторитарная гиперсоциализация»;
    • «Кооперация»;
    • «Симбиоз»;
    • «Удовлетворенность отношениями».

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ изучения проблемы отношения в зарубежной и отечественной литературе.
  2. Изучить отцовское отношение в психологии.
  3. Изучить и выявить типы отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста.

Методологическая  основа изучения:

  • положение В.Н.Мясищева о том, что отношение выступает как система избирательных связей личности с окружающей действительностью;
  • положение А.Я.Варга и В.В. Столина о том, что родительское отношение является системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков;
  • положение Э.Фромма о том, что отцовское отношение, основанное на принципах и ожиданиях, должно быть скорее спокойным и терпеливым, нежели властным и устрашающим, должно обеспечивать растущему ребенку все более сильное чувство уверенности в своих силах и со временем позволить ему самому распоряжаться собой и обходиться без отцовского руководства.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические:
    • методика определения родительского отношения (ОРО) А.Я.Варга и В.В.Столина;
    • методика «Взаимодействие родитель – ребенок»

    И.М.Марковская.

  1. Интерпретационные: количественный, качественный и сравнительный анализ.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что изучение отцовского отношения позволяет расширить и уточнить знания об особенностях отцовского отношения к мальчикам подросткового возраста;

Практическая  значимость состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, в центрах помощи семьи и т.д.

Эмпирическая  база исследования:  МОУ СОШ № 3 Красноярский края, г. Шарыпово.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка (32) и приложения (2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ  В ПСИХОЛОГИИ

 

1.1.Анализ понятия  «отношение» в отечественной  и зарубежной психологии

 

Категория «отношение» используется в психологии достаточно широко, и  ее смысловое содержание в разных контекстах и в работах разных авторов может значительно отличаться. «Мнимая интуитивная ясность  того, что имеется в виду, когда  применяется данное понятие, является причиной разночтений и разногласий…отношения  в психологии – это и философская  категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение  сознания к матери, и категория, в  которой выявляется родовая сущность человека – отношение человека к  человеку» [10, с. 28].

           В психологии категория «отношение»  рассматривается с разных позиций:

1. Отношение как глобальная  категория, претендующая на раскрытие  общей сущности психических явлений.  В таком случае она выступает  как понятие теоретического уровня  научного познания и по своей  сути находится на стыке психологии  и философии. Так, на этом  уровне категория «отношение»  рассматривается в работах Л.С.  Выготского и С.Л. Рубинштейна.  Л.С. Выготский рассматривал отношения  разных психологических функций  друг к другу (в частности,  на примере развития мышления  и речи) как главный элемент  развития психологических систем. По мнению С.Л. Рубинштейна (1998), психические явления характеризуются двумя особенностями:

    • Принадлежность индивиду, их испытывающему, непосредственная данность как внутреннего содержания.
    • Отношение к независимому от психики, от сознания объекту.

2. Отношение как базисная  категория, служащая интегратором  психологического знания, но не  претендующая на общефилософское  истолкование сущности психического. Именно так эта категория выступает  в уже упоминавшихся концепциях  А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. В данном случае «фиксация  отношений означает реализацию  более общего методологического  принципа - изучение объектов природы  в их связи с окружающей средой» [17, с. 70]. В концепции А.Ф. Лазурского  развитие отношений рассматривается как фундамент развития личности. На низшем уровне психического развития у человека преобладают психофизиологические функции. На среднем уровне развития преобладают «психосоциальные комплексы», включающие как эндо-, так и экзопсихические элементы. На высшем уровне максимального развития достигают экзопсихические проявления (главным образом, отношения), эндопсихическим же отводится роль их природной подосновы. Согласно А.Ф. Лазурскому, в ходе развития личности уменьшается роль ее природно-обусловленных компонентов и возрастает роль социально обусловленных отношений. Это дает основание утверждать, что категория «отношение» используется в данной концепции как системообразующая для категории «развитие».

     В концепции В.Н. Мясищева  отношение выступает как система избирательных связей личности с окружающей средой. Отношение является интегратором и обеспечивает такие характеристики личности, как целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения [17, с. 51]. Система отношений является наиболее специфичной характеристикой личности, определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Система отношений человека содержит интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения и является результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой. Личность в рассматриваемой концепции выступает «ансамблем отношений», их системой, структурированной по степени обобщенности. Отношения с минимальной степенью обобщенности - это связи субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды; с максимальной - связи со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которые связывают личность с миром в целом и с обществом в частности. Таким образом, категория «Отношение» выступает в рамках данной концепции как системообразующая для категории «личность»

3. Отношения как частная  психологическая категория, используемая, главным образом, в общей и  социальной психологии. Например, на  таком уровне рассмотрения отношение  выступает в работах Л.Я. Гозмана,  Я.Л. Коломинского, Н.Н. Обозова,  Л.Б. Шнейдер, В.А. Ясвина и  др. В данных работах категория  «отношение» используется для  раскрытия частных психологических  феноменов и не претендует  на интеграцию психологического  знания [17, с. 75].

Что касается понятия «отношения»  в зарубежной психологии, то доступ к нему намечался в работах  психоаналитического направления, преимущественно Адлера. Отчетливую выраженность они получили в работах  последовательницы последнего В.Штрассер. Широкое развитие получило понятие  интерперсональных отношений в  трудах Г.С. Салливена и его последователей. В зарубежной социальной психологии понятие «отношение» (relation) впервые  стало активно использоваться в  рамках т.н. интеракционистского подхода (Дж. Мид, Г. Блумер и др) [7, с. 112]. Понятие «интеракция» обозначает социальное взаимодействие, происходящее в рамках общения, которое в данном подходе рассматривается как коммуникация. А взаимодействие людей может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимно значимыми. Эта значимость определяется не столько какими-либо отдельными характеристиками общающихся людей, сколько их отношениями друг к другу. Таким образом, в рамках данного подхода понятие «отношение» характеризует значимость участников коммуникации друг для друга.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точки зрения на определение сущности понятия «отношение». Одни исследователи рассматривают его как глобальную категорию, претендующую на раскрытие общей сущности психических явлений. Другие выделяют «отношение» как базисную категорию, служащую интегратором психологического знания. В своем исследовании мы будем придерживаться определения понятия «отношение», предложенного В.Н.Мясищевым, который рассматривает отношения как систему избирательных связей личности с окружающей средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Изучение родительского  отношения в психологии 

 

В психологическом словаре  для родителей семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений [22, с. 125].

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семья рассматривается как социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена [26, с. 105].

Семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

По мнению А.Я. Варга и  В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков [5, с. 134].

Проблемой влияния родительского  отношения к ребёнку занимались такие исследователи как И.М. Балинский, А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский,  и другие. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее [10, с 125].

Информация о работе Отцовское отношение к мальчикам подросткового возраста