Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:48, курсовая работа
К концу 90-х годов прошлого века рождаемость в России существенно понизилась. В настоящее время, благодаря улучшению социально-экономических условий в стране, отмечается положительная тенденция к увеличению рождаемости [24], что неизбежно приводит к необходимости создания оптимальных условий для осуществления женщиной функции материнства, сохранения ее здоровья и обеспечения рождения здорового ребенка. Однако по данным Федерального государственного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" возникает тенденция, которая показывает, что за последний год: практически в 50% случаев беременность сопровождают различные виды патологии, а в 5 из 100 случаев она заканчивается самопроизвольными абортами [30]. При длительных эмоциональных переживаниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка [7]. Знание тенденций развития эмоциональной сферы беременных женщин позволит осуществить более эффективное психологическое сопровождение будущей матери, обеспечив максимально благоприятные психологические условия развития ребенка.
Заключение
Актуальность исследований, посвященных различным аспектам психологии материнства, определяется остротой демографических, экологических и социально-экономических проблем, с которыми сталкивается современная Россия. Сегодняшняя ситуация с прогрессирующим уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышением показателей осложнений беременности. Физиологическое течение беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного во многом зависит от психологического состояния женщины во время беременности. В результате литературного обзора установлено, что многие исследователи рассматривают первую беременность как кризис развития, который включает в себя не только соматические, но и эмоционально-психологические изменения, поскольку подразумевает изменение социальной ситуации развития - конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать – дитя. Исследователи отмечают, что первая беременность часто сопровождается негативными эмоциональными состояниями, необходимые для успешного материнства. Другие исследования позволяют предположить, что при повышенной эмоциональности возникает угроза прерывания беременности.
Целью работы было изучение особенностей эмоциональной сферы первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности. Указанная цель достигнута, рассмотрены уровень невротизации, уровень ситуативной и личностной тревожности, определены ведущие стрессогенные факторы.
Гипотеза исследования получила опровержение т.к. значимых различий у первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности нет.
Вместе с тем, в результате эмпирического исследования обнаружены сходства и различия в эмоциональной сфере у первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности. Высокий уровень невротизации характерен для женщин с патологическим протеканием беременности. Средний уровень невротизации для женщин с нормальным протеканием беременности. Низкий уровень ситуативной тревожности характерен для двух групп первородящих женщин. Умеренный уровень личностной тревожности также характерен для двух групп первородящих женщин. Ведущими стрессогенными факторами для женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности является тревога за будущего малыша, изменение самочувствия. Различие в таком факторе как госпитализация в больницу, при нормальном протекании беременности он отсутствует.
Продолжение данной работы вижу в перспективе более глубокого изучения эмоциональной сферы беременных женщин путем увеличения выборки испытуемых и разработка для них практических рекомендаций.
Список используемой литературы
1. Айвазян, Е.Б., Аронова, Л.Е., Урядницкая Н.А. Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ikprao.ru/almanah/8
2. Арина, Г.А. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте /Г.А.Арина, Е.Б.Айвазян, Е.Б, // Ежегодник РПО. Специальный выпуск. М., 2005. С. 228–230.
3. Баран, Х. Еще раз об идеологии Хлебникова // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. М.: РГГУ, 2004. – С. 98 – 112.
4. Белогай, К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498с.
5. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек.- 2000.- №2.- С. 17-25.
6. Боровникова, Н.В., Посохова, С.Т. Психологическая помощь беременным. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusmedserv.com/
7. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения./ А.И. Брусиловский – М.: "Знание", 1991. – 224с.
8. Вараксина Г. Н. Особенности течения беременности и развития симптомов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологических и психосоциальных факторов : Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства. М, 1987. - 343с.
10. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности Издательство: Питер,2008г. – 512с.
11. Естествознание и гуманизм: труды федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет»; Под редакцией проф., д.б.н. Н.Н.Ильинских. – Вып.5. - Томск, 2005. – 165с.
12. Изард, К.Э. Психология эмоций / Изард Кэррол Э.; Пер. А.Татлыбаева. - СПб.: Питер, 1999. - 464с.: ил. - (Мастера психологии)
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
14. Каплун, И. Б. Психологические методы исследования в акушерской практике /Э.Г. Мжаванадзе, В.В. Абрамченко, // Вестник гипнологии и психотерапии. - 1992. - № 2. - С. 76.
15. Карр, Ф. Акушерство, гинекология и здоровье женщин / Ф. Карр - МЕДпресс-информ, 2005. - 176с.
16. Копыл, О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка /Л.Л. Баз, О.В. Баженова, // Синапс. -1993 - № 4. С. 35 — 42.
17. Коханевич, Е.В. Актуальные вопросы акушерства, гинекологии и репродуктологии. — М.: Медицина, 2006. — 119 с.
18. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству. //Вопросы психологии. – 2000 - №5. С.18-27.
19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений заведений /Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – С.–465.
21. Савельева Г.М. Осложнённое течение беременности и родов // Акушерство и гинекология. — 2000. — № 3. — С. 3–5.
22. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
23. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768с.
24. http://www.gks.ru/
25. http://mirslovarei.com/search_
26. http://www.ya-beremennaya.ru/
27. http://vpologenii.com/
28. http://medicinform.net/
29. http://www.tiensmed.ru/
30. http://www.ncagip.ru/
Приложение 1
«Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана»
Бланк для ответов
Ф.И.О_________________________
Возраст_______________________
Срок беременности__________________
Семейное положение_____________________
Образование___________________
Нормальное протекание беременности__________________
Патологическое протекание беременности__________________
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет».
Таблица 5
Сводная таблица по результатам проведения «Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана» у первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.
Нормальное протекание беременности | Патологическое протекание беременности | ||||||
№ | Ф.И.О. | Кол-во баллов | Уровень невротизации | № | Ф.И.О. | Кол-во баллов | Уровень невротизации |
1. | Тихомирова.О.Л. | 23 | Высокий | 1. | Бурова Е.Д. | 13 | Средний |
2. | Мазунина Л.Д. | 28 | Высокий | 2. | Овчиникова К.Р. | 30 | Высокий |
3. | Романцева Г.Л. | 16 | Средний | 3. | Броникова Т.Г. | 7 | Низкий |
4. | Ломова С.Е. | 11 | Средний | 4. | Пузикова И.Р. | 12 | Средний |
5. | Частикова Т.В. | 22 | Высокий | 5. | Сырыгина А.В. | 16 | Средний |
6. | Гайнулина О.М. | 15 | Средний | 6. | Плотникова О.Н. | 15 | Средний |
7. | Антонова О.С. | 11 | Средний | 7. | Липская Е.П. | 7 | Низкий |
8. | Кузнецова О.Т. | 11 | Средний | 8. | Захарова Т.Е. | 12 | Средний |
9. | Мезенцева Н.Н. | 9 | Низкий | 9. | Попова Е.В. | 36 | Высокий |
10. | Леготина Н.К. | 9 | Низкий | 10. | Борисова Р.М. | 21 | Высокий |
11. | Николаева.Е.П. | 15 | Средний | 11. | Полосова А.А. | 21 | Высокий |
12. | Карпенко З.Л. | 16 | Средний | 12. | Баталова.В.Я. | 22 | Высокий |
13 | Чудинова Н.О. | 13 | Средний | 13 | Цветкова О.М. | 23 | Высокий |
14 | Кирьянова С.О. | 25 | Высокий | 14 | Русинова А.Л. | 20 | Высокий |
15 | Старцева Е.П. | 16 | Средний | 15 | Исаева Н.В. | 5 | Низкий |
16 | Чащина Е.В. | 17 | Средний | 16 | Карачина Н.А. | 9 | Низкий |