Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа
Данная работа разработана с целью анализа состояния современного рынка энергетики и особенности продвижения продукта на нем, а также анализа внешней и внутренней среды выбранного предприятия.
Таким образом, для достижения поставленных целей следует реализовать ряд задач:
1. Рассмотреть сложившееся современное состояние рынка электроэнергии.
2. Провести маркетинговый анализ объектов продвижения на целевом рынке.
3. Проанализировать систему маркетинговых коммуникаций на рынке.
4. Охарактеризовать предприятие ОАО «Челябэнергосбыт» в целом.
5. Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия.
6. Составить SWOT-анализ компании.
ВВЕДЕНИЕ
Что же такое энергетика? Для обычных граждан – это просто свет и тепло. Для сторонних наблюдателей – это трубы, электростанции, линии электропередач и многое другое. А для людей, которые работают в отрасли, - энергетика – это вся жизнь. Потребление энергии является для человечества обязательным условием для существования.
В современном мире энергетическая отрасль – это основа развития всех базовых отраслей промышленности, которые определяют прогресс всего общественного производства. Во всех развитых странах темпы роста развития энергетики намного опережали темпы развития остальных отраслей.
Энергетика — область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность больших естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов всех видов. Её целью является обеспечение производства энергии путём преобразования первичной, природной, энергии во вторичную, например в электрическую или тепловую энергию.
Энергетический комплекс имеет свою специфику. А именно, зависимость от природных условий, также разнообразие форм собственности.
ОАО «Челябэнергосбыт» − гарантирующий поставщик электроэнергии на Южном Урале. Территория обслуживания составляет 87,9 тысяч квадратных километров. Основным видом деятельности является покупка электрической энергии на оптовом рынке с последующей реализацией потребителям. ОАО «Челябэнергосбыт» осуществляет обслуживание 1млн.293 тыс. физических и 39 тыс. юридических лиц. Сделать энергоснабжение максимально надежным, а расчеты точными для своих клиентов – вот первоочередная задача гарантирующего поставщика. В компании создан высокотехнологичный центр биллинговой печати, где обрабатывается и хранится вся информация об абонентах. ОАО «Челябэнергосбыт» постоянно внедряет технологии, соответствующие современным требованиям: sms-сервис, Личный кабинет на корпоративном сайте, оплата банковской картой. Это удобно, своевременно и оперативно. В области ОАО «Челябэнергосбыт» представляют семь филиалов, для населения открыты более 40 расчетно-информационных центров. Штат предприятия – 1 409 человек.
Пресс-служба ОАО «Челябэнергосбыт» располагает достаточными средствами для разработки и реализации мощных стратегий по продвижению услуг.
Данная работа разработана с целью анализа состояния современного рынка энергетики и особенности продвижения продукта на нем, а также анализа внешней и внутренней среды выбранного предприятия.
Таким образом, для достижения поставленных целей следует реализовать ряд задач:
1. Рассмотреть сложившееся современное состояние рынка электроэнергии.
2. Провести маркетинговый анализ объектов продвижения на целевом рынке.
3. Проанализировать систему маркетинговых коммуникаций на рынке.
4. Охарактеризовать предприятие ОАО «Челябэнергосбыт» в целом.
5. Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия.
6. Составить SWOT-анализ компании.
7. Разработать маркетинговую стратегию товара (в данном случае энергетическое сырье).
Таким образом, анализ рынка и предприятия, а также разработка маркетинговой стратегии помогут увеличить эффективность маркетинговой деятельности на предприятиии.
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТА НА НЕМ
1.1. Состояние рынка электроэнергии
1.1.1. История становления рынка
Электрическая энергия долгое время была лишь объектом экспериментов и не имела практического применения. Первые попытки полезного использования электричества были предприняты во второй половине XIX века, основными направлениями использования были недавно изобретённый телеграф, гальванотехника, военная техника (например были попытки создания судов и самоходных машин с электрическими двигателями; разрабатывались мины с электрическим взрывателем). Источниками электричества поначалу служили гальванические элементы. Существенным прорывом в массовом распространении электроэнергии стало изобретение электромашинных источников электрической энергии — генераторов. По сравнению с гальваническими элементами, генераторы обладали бо́льшей мощностью и ресурсом полезного использования, были существенно дешевле и позволяли произвольно задавать параметры вырабатываемого тока. Именно с появлением генераторов стали появляться первые электрические станции и сети (до того источники энергии были непосредственно в местах её потребления) — электроэнергетика становилась отдельной отраслью промышленности. Первой в истории линией электропередачи (в современном понимании) стала линия Лауфен — Франкфурт, заработавшая в 1891 году. Протяжённость линии составляла 170 км, напряжение 28,3 кВ, передаваемая мощность 220 кВт. В то время электрическая энергия использовалась в основном для освещения в крупных городах. Электрические компании состояли в серьёзной конкуренции с газовыми: электрическое освещение превосходило газовое по ряду технических параметров, но было в то время существенно дороже. С усовершенствованием электротехнического оборудования и увеличением КПД генераторов, стоимость электрической энергии снижалась, и в конце концов электрическое освещение полностью вытеснило газовое. Попутно появлялись новые сферы применения электрической энергии: совершенствовались электрические подъёмники, насосы и электродвигатели. Важным этапом стало изобретение электрического трамвая: трамвайные системы являлись крупными потребителями электрической энергии и стимулировали наращивание мощностей электрических станций. Во многих городах первые электрические станции строились вместе с трамвайными системами.
Начало XX века было отмечено так называемой «войной токов» — противостоянием промышленных производителей постоянного и переменного токов. Постоянный и переменный ток имели как достоинства, так и недостатки в использовании. Решающим фактором стала возможность передачи на большие расстояния — передача переменного тока реализовывалась проще и дешевле, что обусловило его победу в этой «войне»: в настоящее время переменный ток используется почти повсеместно. Тем не менее, в настоящее время имеются перспективы широкого использования постоянного тока для дальней передачи большой мощности.
История российской, да и пожалуй, мировой электроэнергетики, берет начало в 1891 году, когда выдающийся ученый Михаил Осипович Доливо-Добровольский осуществил практическую передачу электрической мощности около 220 кВт на расстояние 175 км. Результирующий КПД линии электропередачи, равный 77,4 %, оказался сенсационно высоким для такой сложной многоэлементной конструкции. Такого высокого КПД удалось достичь благодаря использованию трехфазного напряжения, изобретенного самим учёным.
В дореволюционной России, мощность всех электростанций составляла лишь 1,1 млн кВт, а годовая выработка электроэнергии равнялась 1,9 млрд кВт*ч. После революции, по предложению В. И. Ленина был развернут знаменитый план электрификации России ГОЭЛРО. Он предусматривал возведение 30 электростанций суммарной мощностью 1,5 млн кВт, что и было реализовано к 1931 году, а к 1935 году он был перевыполнен в 3 раза.
В 1940 году суммарная мощность советских электростанций составила 10,7 млн кВт, а годовая выработка электроэнергии превысила 50 млрд кВт*ч, что в 25 раз превышало соответствующие показатели 1913 года. После перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, электрификация СССР возобновилась, достигнув в 1950 году уровня выработки 90 млрд кВт*ч.
В 50-е годы XX века, в ход были пущены такие электростанции, как Цимлянская, Гюмушская, Верхне-Свирская, Мингечаурская и другие. С середины 60-х годов СССР занимал второе место в мире по выработке электроэнергии после США.
1.1.2.Современное состояние рынка и тенденции его развития
Значение электроэнергетики в экономике России, так же как и её общественной жизни трудно переоценить — это основа всей современной жизни.
По важному показателю — выработке на одного жителя в 2005 году страна находилась приблизительно на одном уровне с такими энергоимпортирующими государствами как Германия и Дания, имеющими меньшие транспортные потери и затраты на отопление. Однако после спада в 90-х с 98 года потребление постоянно растёт, в частности в 2007 году выработка всеми станциями единой энергосистемы составила 997,3 млрд кВт·ч (1 082 млрд кВт·ч в 1990 году).
В структуре потребления выделяется промышленность — 36 %, ТЭК — 18 %, жилой сектор — 15 % (несколько заместивший в 90-х провал потребления в промышленности), значительны потери в сетях, достигающие 11,5 %. По регионам структура резко отличается — от высокой доли ТЭК в западной Сибири и энергоёмкой промышленности в Сибирской системе, до высокой доли жилого сектора в густонаселённых регионах европейской части.
В 2003 году начат процесс реформирования «ЕЭС России». Основными вехами реформирования электроэнергетики стали завершение формирования новых субъектов рынка, переход к новым правилам функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, принятие решения об ускорении темпов либерализации, размещение на фондовом рынке акций генерирующих компаний. Осуществлена государственная регистрация семи оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). В отдельную Федеральную сетевую компанию (ФСК ЕЭС), контролируемую государством, выделена основная часть магистральных и распределительных сетей.
Кроме того, действуют и более независимые или изолированные энергокомпании «Янтарьэнерго», «Якутскэнерго», «Дальневосточная энергетическая компания», «Татэнерго», «Башкирэнерго», «Иркутскэнерго» и «Новосибирскэнерго».
Крупными игроками российской электроэнергетики с конца 2007 года стали германская компания E.ON, теперь контролирующая один из крупнейших энергоактивов — ОГК-4, итальянская ENEL теперь ключевой акционер ОГК-5. С 2008 года финский концерн Fortum контролирует бывшую ТГК-10.
Техническое развитие классической электроэнергетики, связываемое с реформой, предполагается введением в энергосистему более эффективных и маневренных парогазовых установок, и замещением выработки базовой составляющей с газа на уголь.
1.2 Маркетинговый анализ объектов
PR в сфере рынка электроэнергии.
Связи с общественностью сфере рынка электроэнергии – это способ неличного обращения к контактной аудитории, направленного на построение благоприятных взаимоотношений компании с данной аудиторией, основанного на достоверности и полной информированности, с целью создания атмосферы понимания деятельности и положительного отношения к сотрудничеству с предприятием.
К специфическим чертам менеджмента в аграрной сфере следует отнести традиционные черты производства, а также высокую себестоимость сырьевых продуктов, актуальность риск-менеджмента. Огромное влияние оказывает также специфика организационной культуры и стиля работы руководящего звена. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке стратегии и тактики PR на предприятиях данной сферы. Деятельность PR-подразделений в является необходимой, ибо именно она способствует превращению организации в элемент социальной коммуникации, обеспечивает наличие прямой и обратной связи, состыкует хозяйственно-экономический и социальный планы деятельности компании. Акутальными направлениями PR-деятельности для агрофирм являются: формирование имиджа, антикризисные программы, управление репутацией, внутрикорпоративный PR.
В зависимости от рынка (B2C и B2B) и целевой аудитории меняется маркетинговая стратегия предприятия, а реклама как часть маркетингового процесса выполняет конкретные задачи. Например, предприятию B2B рынка экономически невыгодно использовать имиджевую рекламу, уместную при продвижении потребительских товаров до конечного потребителя.
Определение целевой аудитории, выбор канала и рекламных инструментов. Большую часть энергетического комплекса составляют средние и крупные предприятия, работающие на рынке B2B. Наиболее приемлемым способом организации рекламной деятельности для таких предприятий является использование прямого маркетинга (direct marketing), который хорошо подходит для предприятий, не имеющих узнаваемого бренда и ставящих целью, в первую очередь, получение экономических эффектов от рекламы. Прямой маркетинг позволяет предприятию обращаться с предложением напрямую к своей целевой аудитории, используя, например, такие методы как директ-майл, телемаркетинг, листовки, каталог продукции, рекламные письма и др.
Формирование бюджета. Весь комплекс решений по разработке рекламного бюджета можно условно разделить на два блока:
Основными факторами, определяющими объем рекламных затрат, являются:
Можно выделить несколько наиболее часто применяемых подходов к определению объема рекламного бюджета. Кратко рассмотрим их: