Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:22, реферат
Трудовая деятельность женщин регулируется как общими нормами законодательства о труде, устанавливающими государственные гарантии трудовых прав и свобод для всех работников, так и нормами, принятыми с учетом характера и условий труда женщин, психофизиологических особенностей их организма, наличия семейных обязанностей и других общественно значимых факторов.
Такая направленность российского законодательства, регулирующего труд женщин
Статья: проблемы
совершенствования
Трудовая деятельность женщин регулируется
как общими нормами законодательства
о труде, устанавливающими государственные
гарантии трудовых прав и свобод для всех
работников, так и нормами, принятыми с
учетом характера и условий труда женщин,
психофизиологических особенностей их
организма, наличия семейных обязанностей
и других общественно значимых факторов.
Такая направленность российского законодательства,
регулирующего труд женщин, согласуется
с содержанием многих международных правовых
актов. Например, ст. ст. 11 и 12 Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин (1979 г.) подчеркивается,
что государство, ратифицировавшее данную
Конвенцию, принимает все надлежащие меры,
чтобы обеспечивать право женщин на охрану
здоровья и безопасные условия труда,
в том числе по сохранению функции продолжения
рода, осуществлять особую защиту в период
беременности на тех видах работ, вредность
которых для их здоровья доказана, а также
социальное обслуживание женщин в период
беременности, родов и послеродовой период,
предоставляя, когда это необходимо, бесплатные
услуги, соответствующее питание в период
беременности и кормления ребенка . Это
позволяет констатировать, что законодательство
о труде женщин в современный период не
нуждается в кардинальном изменении.
Вместе с этим нельзя не обратить внимания
на то, что к настоящему времени еще не
удалось создать для многих работающих
женщин благоприятные условия труда и
надлежащие условия для выполнения ими
функции материнства. Такая ситуация порождает
негативные последствия как для самих
женщин, так и для общества в целом. Как
свидетельствуют официальные данные,
уровень здоровья женщин детородного
возраста остается низким, что влечет
за собой увеличение числа случаев беременности
и родов, протекающих с различными осложнениями.
Только 30% новорожденных детей могут быть
признаны здоровыми. Сохраняются высокие
показатели материнской и младенческой
смертности . Причем существенным негативным
фактором, влияющим на здоровье женщин,
признаются неблагоприятные условия их
труда . В российской экономике в настоящее
время насчитывается 20% рабочих мест с
вредными и (или) опасными условиями труда
, и половину занятых на таких рабочих
местах составляют женщины .
Наличие указанных факторов вызывает
необходимость разработки и принятия
дополнительных мер социальной защиты
женщин, включая меры правового характера,
что требует предварительного анализа
действующего законодательства о труде
женщин и выявления пробелов в этом законодательстве.
Необходимость такого анализа вытекает
также из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между Российской Федерацией и европейскими
сообществами и их государствами-членами
от 24 июня 1994 г <1>.
------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1802.
Сторонами данного Соглашения признано
необходимым осуществлять процесс сближения
законодательства, в том числе в сферах
охраны труда, охраны здоровья и жизни
людей, а также по другим направлениям,
включая сферу охраны труда женщин (ст.
55 Соглашения).
К числу важнейших актов Европейского
сообщества, посвященных охране здоровья
работающих женщин, подлежащих учету в
российском законодательстве, относится
Директива Совета Европейского сообщества
от 19 октября 1992 г. N 92/85/EEC о введении мер,
содействующих улучшению безопасности
и охраны здоровья беременных, а также
недавно родивших женщин-работниц <2>
(Десятая отдельная директива в рамках
толкования ст. 16 (I) Директивы 89/391/EEC) и
некоторые другие акты. При этом данная
Директива не допускает снижения уровня
защиты, уже достигнутого в отдельных
государствах-членах.
------------------------------
<2> Понятие "недавно родившие женщины-работницы"
определяется национальным законодательством.
В российском законодательстве такое
понятие отсутствует. Объем гарантий,
предоставляемых женщинам, родившим ребенка
(детей), зависит от возраста ребенка. Например,
перерывы для кормления ребенка (детей)
предоставляются работающим женщинам
до достижения ребенком (детьми) возраста
полутора лет (ч. 1 ст. 258 ТК).
Именно выявлению дополнительных правовых
средств, принятие которых с учетом сказанного
необходимо для усиления правовой защиты
работающих женщин, и посвящена настоящая
статья.
Из числа норм законодательства о труде
женщин, устанавливающих особенности
правового регулирования их труда, первостепенное
значение принадлежит нормам, направленным
на охрану труда всех работающих женщин,
поскольку они имеют целью обеспечить
снижение заболеваемости женщин (профессиональной,
производственно-обусловленной, общей
- острой и хронической с временной утратой
трудоспособности), сокращение производственного
травматизма женщин, сохранение их репродуктивного
здоровья, увеличение продолжительности
жизни и т.д.
К таким нормам следует отнести прежде
всего ч. 1 ст. 253 ТК, предусматривающую
ограничение применения труда женщин
на тяжелых работах и работах с вредными
и (или) опасными условиями труда, а также
на подземных работах, за исключением
нефизических работ или работ по санитарному
и бытовому обслуживанию.
Закрепление в Трудовом кодексе данного
общего правила правомерно, так как в действительности
на многие тяжелые и опасные работы женщины
допускаются, но при соблюдении определенных
условий и требований, то есть применение
их труда ограничивается определенными
рамками. Например, при выполнении ряда
работ, предусмотренных Списком производств,
цехов, профессий и должностей с вредными
условиями труда, работа в которых дает
право на дополнительный отпуск и сокращенный
рабочий день (утв. Госкомтрудом СССР и
ВЦСПС 25 октября 1974 г.), им, как и мужчинам,
устанавливаются дополнительный отпуск
и сокращенная продолжительность рабочего
времени, то есть уменьшается период времени,
когда на них воздействуют вредные производственные
факторы, и таким способом несколько ограничивается
применение их труда во вредных условиях.
В соответствии с пп. 1 - 10, 14 - 15 п. 1 ст. 27
Федерального закона от 17 декабря 2001 г.
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" женщины, занятые на определенных
работах с неблагоприятными условиями
труда, а также работающие в районах Крайнего
Севера (пп. 13 п. 1 ст. 28 названного Закона),
при наличии соответствующего стажа работы
в таких условиях приобретают право на
досрочное назначение им трудовой пенсии
по достижении 45 - 50 лет (вместо общеустановленных
55 лет). Таким образом, у женщин, реализующих
право на досрочную пенсию с оставлением
выполняемой работы, ограничивается период
их трудовой деятельности в неблагоприятных
условиях. На многих работах, выполняемых
в неблагоприятных условиях, применение
труда женщин традиционно вообще запрещается
(см. сохраняющий свою силу Перечень тяжелых
работ и работ с вредными или опасными
условиями труда, при выполнении которых
запрещается применение труда женщин,
утв. Постановлением Правительства РФ
от 25 февраля 2000 г. N 162), то есть ограничение
труда женщин на указанных работах осуществляется
наиболее кардинальным способом. Однако
вопрос о путях и способах ограничения
применения труда женщин в неблагоприятных
для их здоровья условиях, включая запрещение
применения их труда в таких условиях
, в ч. 1 ст. 253 ТК не нашел отражения, в связи
с чем содержание понятия ограничения
применения труда в указанных условиях
осталось не раскрытым.
С учетом сказанного представляется
целесообразным дополнить текст
ч. 1 ст. 253 ТК положением о том, что
ограничение применения труда женщин
на указанных работах
К числу других помимо названных способов
ограничения труда женщин в неблагоприятных
для их здоровья условиях можно отнести
снижение доли рабочих мест с тяжелыми,
вредными и опасными условиями труда,
на которых заняты женщины, что предусматривается
в разд. 3 упомянутой Концепции демографической
политики Российской Федерации. Причем
выявление и переоборудование таких рабочих
мест или их ликвидация могут оказаться
весьма эффективными мерами улучшения
труда женщин, поскольку они будут осуществляться
с участием и под контролем представительных
органов работников.
Внесение данного дополнения в текст ч.
1 ст. 253 ТК потребует также соответствующего
уточнения формулировки ч. 3 названной
статьи, где речь идет о перечнях работ,
на которых применение труда женщин ограничивается,
и о порядке их утверждения. Дело в том,
что порядок утверждения этих перечней
при наличии различных способов ограничения
применения труда женщин в неблагоприятных
условиях не может быть единым. Например,
планы уменьшения доли рабочих мест с
неблагоприятными для применения труда
женщин условиями путем их переоборудования
или ликвидации непосредственно в организациях
найдут закрепление в коллективных договорах
и соглашениях.
Ограничение труда женщин на тяжелых работах
осуществляется также и путем запрещения
применения их труда на работах, связанных
с подъемом и перемещением вручную тяжестей,
превышающих предельно допустимые для
них нормы (ч. 2 ст. 253 ТК).
Предельно допустимые нормы нагрузок
для женщин при подъеме и перемещении
тяжестей вручную утверждаются в порядке,
установленном Правительством РФ с учетом
мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений (ч. 3 ст. 253 ТК). Однако до настоящего
времени применяются Нормы допустимых
нагрузок для женщин при подъеме и перемещении
тяжестей вручную, утвержденные Постановлением
Совета Министров - Правительства РФ от
6 февраля 1993 г. N 105. Данные Нормы дифференцируются
в зависимости от характера работы. Например,
при подъеме и перемещении тяжестей постоянно
в течение рабочей смены предельно допустимая
масса груза не может превышать 7 кг. Если
подъем и перемещение тяжестей чередуются
с другой работой (до двух раз в час), то
предельно допустимая масса груза не может
превышать 10 кг.
При утверждении указанных Норм не было
принято во внимание, что, согласно ч. 3
ст. 160 действующего в то время Кодекса
законов о труде, запрещались не подъем
и перемещение тяжестей, превышающих установленные
для них предельные нормы, а переноска
и передвижение тяжестей, превышающих
такие нормы. Между тем "перемещение
тяжестей" и "переноска тяжестей"
- это не одинаковые понятия.
Исходя из толкового словаря под перемещением
тяжестей следует понимать их переложение
с одного места на другое, а под переноской
- их перемещение в другое место через
какое-нибудь пространство , то есть более
тяжелую работу. Согласно п. 16 Рекомендации
МОТ N 128 (1967 г.) о максимальном грузе, допустимом
для переноски одним трудящимся, насколько
это возможно, взрослые трудящиеся женщины
не должны назначаться для регулярной
переноски тяжестей вручную.
С учетом сказанного ч. 2 ст.
253 целесообразно дополнить положением
о том, что женщины не должны назначаться
на работы, связанные с регулярной переноской
тяжестей вручную.
Что касается новых, предельно допустимых
норм нагрузок для женщин при подъеме
и перемещении тяжестей вручную, подлежащих
утверждению в соответствии с ч. 3 ст. 253
ТК, то при определении дифференцированных
норм в зависимости от характера работы
целесообразно (если ч. 2 этой статьи будет
запрещать регулярную переноску тяжестей
женщинам) выделить отдельную рубрику
"Подъем и переноска тяжестей при чередовании
с другой работой", предусмотрев в ней
(с учетом мнения медиков) более низкие
нормы по сравнению с нормами, установленными
для случаев нерегулярного подъема и перемещения
тяжестей.
Представляется также, что новые предельно
допустимые нормы нагрузок для женщин
при подъеме, переноске и перемещении
тяжестей необходимо дифференцировать
и в зависимости от их возраста, поскольку,
по данным медиков, в разном возрасте они
обладают неодинаковой мышечной силой.
Например, в возрасте 20 лет мышечная сила
женщин составляет 65% физической силы
мужчины, а в 55 лет - только 54% силы мужчины
соответствующего возраста .
В определенной корректировке
нуждается и законодательство о
предельных нормах переноски и передвижения
тяжестей работниками, не достигшими 18
лет.
Согласно ч. 2 ст. 265 ТК, переноска и передвижение
работниками до восемнадцати лет тяжестей,
превышающих для них предельные нормы,
запрещаются. Такие нормы утверждаются
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений.
Однако до настоящего времени продолжают
применяться Нормы предельно допустимых
нагрузок для лиц моложе восемнадцати
лет при подъеме и перемещении тяжестей
вручную, утвержденные Постановлением
Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7. Предельно
допустимые нормы переноски тяжестей
не разработаны.
Указанные Нормы при подъеме и перемещении
тяжестей вручную дифференцированы в
зависимости от пола, возраста несовершеннолетних
и других факторов (постоянно осуществляются
подъем и перемещение груза или при чередовании
с другой работой, с рабочей поверхности
или с пола, вручную или на тележках либо
в контейнерах).
Так, для девушек в возрасте 14 - 15 лет допустимая
масса груза, поднимаемая и перемещаемая
постоянно в течение рабочей смены, составляет
2 кг. При подъеме и перемещении груза вручную
в течение не более 1/3 рабочей смены, когда
это чередуется с выполнением другой работы
(до двух раз в час), предельно допустимая
масса груза для девушек 14 лет составляет
4 кг, 15 лет - 5 кг.
Представляется, что при установлении
новых предельно допустимых норм подъема
и передвижения несовершеннолетними тяжести
приведенные Нормы в отношении девушек
должны быть пересмотрены в сторону их
снижения, поскольку общая заболеваемость
детей в возрасте до 15 лет повышается,
и у девочек на фоне соматических заболеваний
увеличивается патология репродуктивной
системы (см. разд. 3 доклада Минздравсоцразвития
России о состоянии здоровья населения
в 2005 г., с. 66). Что касается установления
для подростков, включая девушек в возрасте
до 16 лет, предельно допустимых норм переноски
тяжестей, то от этого необходимо отказаться.
Такой вывод напрашивается при анализе
содержания п. 21 Рекомендации МОТ N 128 (1967
г.) о максимальном грузе, допустимом для
переноски одним трудящимся, из которого
следует, что в случаях, когда минимальный
возраст подростков, используемых на переноске
тяжестей вручную, ниже 16 лет, нужно как
можно скорее принимать меры к тому, чтобы
довести его до этого уровня.
В целях обеспечения охраны здоровья и
социальной защиты работников проект
программы "Здоровье работающего населения
России на 2004 - 2015 годы", подготовленный
Российской академией наук совместно
с Минздравсоцразвития России, предусматривает
разработку нормативных актов о заключении
срочных трудовых договоров при приеме
на работу в особо вредных условиях труда
(см. с. 119 названного проекта).
Законодательству о труде известны случаи,
когда с работниками, принимаемыми на
работу с вредными условиями труда, следовало
заключать срочные трудовые договоры.
Например, в соответствии с п. 1 Распоряжения
СНК СССР от 5 июля 1945 г. N 10283 предельный
срок работы на производстве бензидина,
дианизидина, альфа- и бетанафталамина
не должен был превышать трех лет. Эта
норма была отменена только в 1968 г. (см.
Распоряжение Совета Министров СССР от
14 марта 1968 г. N 528).
На первый взгляд указанная позиция проекта
программы может показаться весьма заманчивой,
особенно применительно к женщинам, поскольку
срочный трудовой договор ограничит время
их контакта с неблагоприятными факторами
производственной среды. Однако представляется,
что при наличии большого числа работ,
выполняемых женщинами в особо вредных
и (или) опасных условиях, массовое заключение
с ними срочных трудовых договоров не
приведет к желаемым результатам. Прежде
всего для обеспечения соблюдения этого
правила будет сложно разработать механизм
его реализации (установить критерии для
выявления работ с особо вредными условиями
труда, где следует заключать срочные
трудовые договоры; определить, кто ответственно
может заниматься выявлением таких работ
и утверждать их перечни; предусмотреть,
кто должен осуществлять контроль за тем,
чтобы женщина выполняла работу в пределах
только одного срока, особенно при упразднении
трудовых книжек и т.д.) . Кроме того, такая
практика может привести к снижению заинтересованности
работодателей в повышении профессионального
мастерства персонала и к замедлению процесса
оснащения производства новым оборудованием
и технологиями, как этот процесс не стимулируется
предоставлением работникам компенсаций
за неблагоприятные условия труда.
До предоставления беременной женщине
другой работы, исключающей воздействие
неблагоприятных производственных факторов,
она подлежит освобождению от работы с
сохранением среднего заработка за все
пропущенные вследствие этого рабочие
дни за счет средств работодателя (ч. 2
ст. 254 ТК).
Формированию такой практики
способствуют и формулировки ч. 1 и 4
ст. 254 ТК, из которых следует, что перевод
на другую работу беременных женщин и
женщин, имеющих детей грудного возраста,
в соответствии с медицинским заключением
производится по их заявлению, то есть
по их усмотрению. Поэтому данную формулировку
целесообразно уточнить и предусмотреть,
как и для остальных работников, подлежащих
переводу на другую работу в соответствии
с медицинским заключением (ч. 1 ст. 73 ТК),
что указанные женщины переводятся на
другую работу не по их заявлению, а с их
письменного согласия. Такая формулировка
исключает при наличии медицинского заключения
о переводе усмотренческое поведение
беременных женщин и матерей, имеющих
детей грудного возраста, занятых в неблагоприятных
условиях, и в то же время не снимает с
работодателя обязанности по улучшению
условий их труда. Кроме того, данная формулировка
будет означать, что беременные женщины
вправе оценивать характер предлагаемой
им работы.
Помимо предусмотренных ст. 254 ТК мер по
обеспечению благоприятных условий труда
для беременных женщин в целях устранения
негативного влияния неблагоприятных
условий труда, в которых трудятся женщины
до наступления беременности, на формирование
органов и систем эмбриона, а также плаценты,
по мнению медиков и биологов, необходимо
создать предпосылки для планирования
женщинами беременности. Планирование
беременности позволило бы женщинам, занятым
на работах с неблагоприятными условиями
труда, с учетом медицинских рекомендаций
определять наиболее оптимальное для
них время зачатия и рождения здорового
ребенка .
Для реализации такой возможности
в Трудовой кодекс необходимо включить
норму, обязывающую работодателя переводить
женщин, планирующих беременность,
в соответствии с медицинским
заключением на другую работу, исключающую
воздействие вредных
Рабочие места для рационального трудоустройства
беременных женщин и женщин, имеющих грудных
детей, в случаях освобождения их от выполняемой
работы в соответствии с медицинским заключением
могут определяться в ходе аттестации
рабочих мест и закрепляться в коллективных
договорах.
Как показала практика прошлых лет, наиболее
удачной формой рационального трудоустройства
беременных женщин явился их перевод на
специально созданные для этих целей рабочие
места, специальные участки и в цеха. При
создании специальных цехов и участков
можно было бы руководствоваться Требованиями,
которым должны отвечать такие рабочие
места, закрепленными в Дополнениях к
Межотраслевым требованиям по научной
организации труда, производства и управления.
Для работодателей, осуществляющих
организацию таких рабочих
Особенность закрепленных в ст. 254 ТК правовых
средств по улучшению условий труда беременных
женщин и матерей, имеющих детей в возраста
до полутора лет, а также предлагаемых
дополнительных средств защиты их права
на безопасные условия труда состоит в
том, что они направлены не только на ослабление
или устранение воздействия на женщин
неблагоприятных производственных факторов,
но и факторов самого процесса труда -
его излишней тяжести и напряженности,
характеризующейся эмоциональными нагрузками,
степенью монотонности, режимом работы.
Однако если неблагоприятные производственные
факторы, например, Перечень химических
веществ и аэрозолей, потенциально опасных
по действию на репродуктивную функцию
женщин, показатели допустимой для женщин
в период беременности физической нагрузки
и др. нашли закрепление в нормативных
правовых актах , то вопросы напряженности
труда, в частности вопросы ежедневной
продолжительности их работы, не получили
в законодательстве должного решения.
Между тем известно, что
продолжительность ежедневной работы
оказывает влияние на работоспособность
и самочувствие работников, включая
беременных женщин и женщин, имеющих
детей раннего детского возраста.
Длительная непрерывная работа в течение
рабочей смены утомляет работника, приводит
к снижению его работоспособности к концу
рабочего дня (смены): уменьшению скорости
рабочих движений, ослаблению внимания,
совершению ошибок в процессе работы,
снижению производительности труда и
др. Не случайно одним из элементов устанавливаемого
в соответствии со ст. 100 ТК режима рабочего
времени в организациях является определение
продолжительности ежедневной работы
(смены). Кроме того, при установлении режима
работы для отдельных категорий работников
(лиц моложе 18 лет, инвалидов, работников,
занятых на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда) в силу закона должна
соблюдаться установленная для них ежедневная
продолжительность рабочего времени (ст.
94 ТК). Однако ежедневная продолжительность
рабочего времени для беременных женщин
и матерей, имеющих детей грудного возраста,
не относящихся к указанным в ст. 94 ТК категориям
работников, никакими пределами не ограничена.
Поэтому возникший пробел в трудовом законодательстве
целесообразно устранить и закрепить
в данной статье также предельную продолжительность
ежедневной работы и для беременных женщин,
и для женщин, имеющих детей в возрасте
до полутора лет. Представляется, что предельная
продолжительность их ежедневной работы
не должна превышать 7 - 8 часов . Причем
норму такого содержания целесообразно
закрепить в ст. 94 ТК, поскольку соответствующие
гарантии для беременных женщин и матерей,
касающиеся продолжительности их работы,
предусматриваются в первую очередь в
статьях о рабочем времени (ст. ст. 93, 96,
99 ТК).
Работа беременных женщин и матерей, имеющих
детей в возрасте до полутора лет, сверх
40 часов в неделю в случаях, когда они работают
по совместительству, может привести к
тяжелым последствиям. Поэтому необходимо
запретить работодателям заключать договоры
о совместительстве с беременными женщинами
и женщинами, имеющими детей в возрасте
до полутора лет, как это запрещается в
отношении лиц, не достигших 18 лет (ч. 5
ст. 282 ТК).
Помимо создания предпосылок для ограничения
совместительства беременных женщин и
женщин, имеющих детей в возрасте до полутора
лет, установление для них научно обоснованной
продолжительности ежедневной работы
заставит работодателя более ответственно
относиться также к привлечению их к работе
с суммированным учетом рабочего времени.
Такой учет вводится для работников в
случаях, когда по условиям производства
не может соблюдаться ежедневная или еженедельная
продолжительность рабочего времени,
и отработка нормы рабочего времени за
учетный период (месяц, квартал и другие
периоды, не превышающие одного года).
При этом продолжительность ежедневной
работы указанных категорий женщин никак
не регламентируется. Между тем отдельными
нормативными актами Союза ССР предусматривались
случаи, когда применение для них суммированного
учета рабочего времени не допускается
.