Особенности регулирования труда женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:22, реферат

Краткое описание

Трудовая деятельность женщин регулируется как общими нормами законодательства о труде, устанавливающими государственные гарантии трудовых прав и свобод для всех работников, так и нормами, принятыми с учетом характера и условий труда женщин, психофизиологических особенностей их организма, наличия семейных обязанностей и других общественно значимых факторов.
Такая направленность российского законодательства, регулирующего труд женщин

Файлы: 1 файл

Статья Шептулиной полная оригинал.docx

— 43.70 Кб (Скачать)

С учетом установленной для них ежедневной продолжительности рабочего времени им будет устанавливаться индивидуальный режим работы либо они должны будут переводиться на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе. 
В целях обеспечения беременным женщинам и женщинам, имеющим детей раннего возраста, благоприятного режима работы и охраны их здоровья законодательство о труде традиционно запрещало привлекать их к сверхурочным работам . В настоящее время запрещение привлекать к сверхурочным работам распространяется только на беременных женщин (ч. 5 ст. 99 ТК). Что касается женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, то они в отдельную категорию не обособляются, а включаются в число женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. В отношении этих женщин ч. 5 ст. 99 и ч. 2 ст. 259 ТК предусматривают, что они могут привлекаться к сверхурочным работам только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы. 

Исходя из содержания пп. 1 п. 5 названной Рекомендации женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, не должны привлекаться также и к ночным работам, что целесообразно закрепить в ч. 5 ст. 96 ТК. В настоящее время они входят в число женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и на них распространяется более низкий уровень гарантий. Кроме того, привлечение указанных женщин к ночной работе не может иметь место не только в случаях, когда такая работа запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, но и в случаях, когда ставится под угрозу состояние здоровья ребенка (см. ст. 2 Протокола МОТ 1990 г. к Конвенции МОТ N 89 (пересмотренной в 1948 г.) о ночном труде женщин). 
Помимо права на привлечение работников к сверхурочным работам работодатель наделен законодательством правом привлекать работников за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени также в случаях, когда они работают на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 97 ТК) - по особому режиму работы, в соответствии с которым имеющие такой режим работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК). Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. 
При этом названная статья в отличие от ст. 99 ТК не предусматривает категории работников, которых нельзя привлекать к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени в случае возникновения определенной жизненной ситуации, хотя они и занимают должности, включенные в указанный Перечень. Например, у женщины, должность которой включена в такой Перечень, может наступить беременность или период, когда она должна кормить ребенка в возрасте до полутора лет, и перегрузки в процессе работы, даже эпизодические, могут оказать на ее здоровье и течение беременности, а также на здоровье ребенка негативное воздействие. Поэтому такую женщину нельзя без ее согласия привлекать к работе за пределами установленной для нее продолжительности рабочего времени, что необходимо предусмотреть в ст. 101 ТК. 
Наряду с совершенствованием законодательства о рабочем времени беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, для обеспечения оптимального режима их работы необходимо также внесение некоторых изменений и дополнений в нормативные положения, касающиеся времени их отдыха. В частности, согласно пп. 1 п. 5 Рекомендации МОТ N 95 (1952) об охране материнства, национальное законодательство должно предусматривать такой порядок распределения рабочего времени беременных женщин и кормящих матерей, который предусматривал бы предоставление им достаточных перерывов для отдыха. Однако специальные перерывы для отдыха Трудовым кодексом им не установлены. Между тем из содержания ст. 17 Директивы Совета Европейского союза от 30 ноября 1989 г. N 89/654/EEC также следует, что такие перерывы должны предоставляться. Более того, в соответствии с данной статьей беременным женщинам и недавно родившим женщинам во время таких перерывов должна предоставляться возможность полежать, для чего должны быть созданы соответствующие условия. 
С учетом сказанного представляется, что подобное правило целесообразно включить в ст. 109 ТК, посвященную специальным перерывам для обогревания и отдыха, либо дать в качестве самостоятельной статьи, поместив ее как норму, направленную на улучшение условий труда беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет, после ст. 254 ТК. 

В связи с этим возникла необходимость внесения в ст. 261 ТК дополнения, разрешающего работодателю расторгнуть трудовой договор с  беременной женщиной при условии, что  им приняты все возможные меры к ее трудоустройству. Однако при  внесении в данную статью подобного  уточнения Закон Российской Федерации  от 26 июня 2006 г. N 90 не только дополнил ст. 261 ТК новой ч. 3, разрешающей увольнение указанной категории женщин, но и существенно изменил прежнюю редакцию ч. 2 этой статьи. 
Так, новая редакция ч. 2 ч. 261 ТК предусматривает, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. 
Уже не говоря о том, что приведенная формулировка не поясняет, что следует понимать под фактом окончания беременности, хотя он может охватывать разные варианты окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, в том числе вызванный неблагоприятными условиями труда или производственной травмой, аборт по медицинским показаниям и т.д.), сопровождающиеся временной нетрудоспособностью, она не отвечает на вопрос о том, с какого момента при соответствующем варианте окончания беременности работодатель может уволить женщину, трудовой договор с которой продлевался до окончания беременности, например женщину, родившую ребенка. Со следующего дня после рождения ребенка? 
Вместо закрепления общего правила, позволяющего определять момент увольнения женщины, трудовой договор с которой продлевался до окончания беременности, ч. 2 ст. 261 акцентирует внимание на частном случае, когда женщина продолжает работать после окончания беременности и наделяет работодателя в этом случае правом расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. 
С учетом сказанного представляется целесообразным ч. 2 ст. 261 ТК изложить в новой редакции, закрепляющей общее правило и исключение из этого правила. В частности, предусмотреть, что срок действия трудового договора продлевается не до окончания беременности, а до окончания отпуска по беременности и родам. При этом установить правило, согласно которому женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания отпуска по беременности и родам, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. При окончании беременности до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам (при самопроизвольном выкидыше, операции по прерыванию беременности и др.) увольнение женщины в связи с окончанием беременности допускается по окончании ее временной нетрудоспособности. Увольнение производится в недельный срок, соответственно, после окончания отпуска по беременности и родам и по окончании временной нетрудоспособности в других случаях. 
Из содержания Конвенции МОТ N 103 об охране материнства и детства (пересмотренной в 1952 г.) вытекает необходимость совершенствования и других норм законодательства, направленных на защиту материнства. Так, в соответствии с п. п. 1 - 2 и 6 ст. 4 данной Конвенции женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, имеет право на получение денежного пособия и медицинской помощи. 
Размеры денежного пособия устанавливаются национальным законодательством в таком размере, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие с точки зрения гигиены жизненные условия и надлежащий уровень жизни, в частности, сумма указанного пособия должна составлять не менее двух третей предшествовавшего заработка женщины, учитываемого с этой целью. 
Конкретизируя данную Конвенцию, Рекомендация МОТ N 95 (1952 г.) об охране материнства ориентирует членов МОТ на установление по мере возможности денежных пособий за время отпуска по беременности и родам в размере 100% предыдущего заработка женщины и на выдачу предметов ухода за новорожденным ребенком и молока кормящим матерям натурой или устанавливать пособия на их приобретение и т.д. (пп. 1 и 6 п. 2 Рекомендации). 
Российское законодательство по вопросу о размере пособия за время отпуска по беременности и родам в целом согласуется с этими международными актами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. 
Вместе с этим названная статья предусматривает два исключения из этого правила: 
1. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год (п. 2 ст. 11 названного Закона). 
2. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (п. 3 ст. 11 этого же Закона). 
Касаясь сущности первого изъятия и не исключая в принципе возможности подобного ограничения, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 22 марта 2007 г. N 4-П в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной подчеркнул, что такое ограничение должно осуществляться с соблюдением конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав, не приводить к утрате их реального содержания, в частности к снижению уровня жизни женщин в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка и непосредственно следующий после рождения ребенка, к ухудшению условий для восстановления и укрепления ими своего здоровья. 
Представляется, что соблюдение указанных принципов особенно необходимо во втором случае, когда размер пособия по беременности и родам подлежит уменьшению по той причине, что длительность страхового стажа у женщин составляет менее 6 месяцев. 
Даже если предположить, что указанное ограничение установлено в целях сбережения средств Фонда социального страхования РФ и предупреждения возникновения таких ситуаций, когда некоторые неработающие женщины устраиваются на работу по сговору с работодателем лишь ради получения пособия по беременности и родам, оно не может быть оправдано. Необходимо иметь в виду, что ряды тружениц постоянно пополняются женщинами, которые не могут иметь требуемого страхового стажа для получения пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка по уважительной причине. К таким женщинам относятся лица женского пола, поступившие на работу после окончания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также женщины, принятые на работу при содействии органов службы занятости, где они длительное время состояли на учете в качестве безработных, и др. 
Выплата им пособий по беременности и родам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимальной оплаты труда (в сумме 2300 руб.) снижает уровень жизни указанных женщин, что ведет к ухудшению состояния их здоровья и здоровья рожденных ими детей, а также не согласуется с демографической политикой, проводимой в настоящее время государством. Поэтому от дальнейшего сохранения данного ограничения в отношении женщин, которые не имеют 6-месячного страхового стажа, необходимо отказаться . 

Предлагаемое решение  будет соответствовать тенденции  развития международного законодательства о пособиях по беременности и родам. Так, в п. 2 ст. 6 Конвенции N 183 (2000 г.) об охране материнства подчеркивается, что денежное пособие устанавливается на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни, а согласно п. 5 этой статьи, каждое государство-член обеспечивает, чтобы условия, дающие право на денежные пособия, могли удовлетворяться значительным большинством женщин, подпадающих под сферу действия этой Конвенции. 
В свете демографической политики требует своего решения также проблема, связанная с оказанием социальной поддержки в период отпуска по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок до наступления указанного периода и признанным в установленном порядке безработными. 
В соответствии с п. 4 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице в период отпуска по беременности и родам не производится, хотя этот период не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его, и женщины остаются без материальной поддержки как в период, предшествующий родам, так и непосредственно после родов. 
Представляется, что решение проблемы материального обеспечения безработных женщин в этот период может осуществляться двумя путями: 1) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; 2) за счет средств федерального бюджета. 
Первый из предлагаемых вариантов обеспечения пособиями некоторых женщин на практике уже апробировался. Так, п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными", предусматривалось, что женщинам, потерявшим работу и заработок (доход) в связи с ликвидацией организаций, в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными, оплата периода отпуска по беременности и родам производится в размере минимального уровня оплаты труда, установленного законодательством, за счет средств Фонда социального страхования. В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" названный Указ признан утратившим силу. Между тем все женщины, утратившие работу и заработок и признанные в установленный законодательством срок безработными, могли бы обеспечиваться пособиями по беременности и родам за счет средств ФСС РФ, так как за них в период их работы перед увольнением уплачивались взносы на социальное страхование, и они приобрели определенный страховой стаж. Установление такого правила потребует соответствующего уточнения понятия "застрахованные лица", закрепленного в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. 
Безработным женщинам, которые не будут иметь права на пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, могут обеспечиваться такими пособиями из средств федерального бюджета, как это предусмотрено в отношении некоторых других выплат для уволенных и нетрудоустроенных женщин-матерей. Например, в соответствии с п. п. 11 и 20 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат" (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 472) нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице, ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются за счет средств федерального бюджета. 
Помимо пособия по беременности и родам социальная защита материнства исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ осуществляется путем выплаты женщинам пособия при рождении ребенка на приобретение предметов ухода за ним (ст. ст. 3 и 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и другие пособия, предусмотренные данным Законом. Дополнительные пособия в связи с рождением ребенка выплачиваются в соответствии с колдоговорами. Подобная практика заслуживает распространения. 
Что касается обеспечения беременных женщин и кормящих матерей питанием, то решение этого вопроса в соответствии с п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляется субъектами Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). 
Нормотворческая практика регионов по названной проблеме складывается исходя из их финансовых возможностей и поэтому весьма разнообразна. Например, в соответствии с Постановлением губернатора Владимирской области от 17 октября 2005 г. N 580 (в ред. Постановления от 4 сентября 2006 г. N 602) для обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием предусмотрена выплата денежной компенсации в сумме 110 руб. в месяц, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного на территории данной области. Для беременных женщин и кормящих матерей, проживающих в г. Санкт-Петербурге, установлена выдача натуральных продуктов питания. 
Различными установлены и сроки беременности, с которых назначается питание. Так, в Московской области полноценное питание беременным женщинам назначается начиная с месяца, следующего за месяцем постановки женщины на учет в медицинское учреждение, но не ранее срока беременности 12 недель, в Иркутской области - по истечении 20 недель беременности. 
Представляется, что формирующийся в регионах порядок обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием нельзя признать оптимальным, так как он не может в полной мере устранить сложившуюся несбалансированность рационов питания этих женщин . 
 
По-видимому, в целях создания более прочной материальной основы для реального обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием помимо средств, выделяемых субъектами Российской Федерации, должны выделяться определенные гарантированные средства из федерального бюджета подобно тому, как они выделяются на финансирование мероприятий, включенных в Федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 годы, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, учитывать необходимость обязательного вклада работодателей в обеспечение беременных женщин и кормящих матерей питанием. 
Например, согласно п. 1.9 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" беременным женщинам и кормящим матерям, работающим в сельской местности, должна производиться бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом. Действие данной нормы распространяется на всех работодателей (физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), производящих продукты питания. 
Существенной особенностью данного постановления является то, что оно распространяется на всех беременных женщин и кормящих матерей, работающих в хозяйствах, расположенных в сельской местности и производящих продукты питания; не устанавливает срок беременности, с которого подлежит выдача продуктов питания, и женщины могут получать это питание по месту работы с момента постановки их на учет в медицинское учреждение; не предусматривает возможности замены натуральных продуктов питания денежной компенсацией. Таким образом, указанное постановление закрепляет для беременных женщин и кормящих матерей, работающих в сельской местности, более высокий уровень гарантий при выдаче им продуктов питания, чем предусматривается законодательством некоторых субъектов Российской Федерации, что можно считать оправданным в силу состояния здоровья женщин, работающих там в настоящее время . 

Вместе с этим из названного Постановления четко не следует, что выдаваемые беременным женщинам и кормящим матерям наборы продуктов  питания, производимых соответствующими хозяйствами, должны рассматриваться  в качестве полноценного питания  для указанных женщин. Постановлением не установлено также, кем должен определяться для них рекомендуемый  набор продуктов питания. 
С учетом сказанного содержание п. 1.9 упомянутого Постановления Верховного Совета РСФСР целесообразно уточнить и предусмотреть, что беременным женщинам и кормящим матерям, работающим в сельской местности в хозяйствах, производящих продукты питания, осуществляется бесплатная выдача полноценного питания за счет средств этих хозяйств. Предусмотреть также, что рекомендуемые наборы продуктов полноценного питания для указанных женщин устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 
Помимо случаев обязательного участия работодателей в обеспечении беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием возможно добровольное участие работодателей в решении данной проблемы . Формы добровольного участия работодателей в обеспечении беременных женщин полноценным питанием, а также их вклад в организацию такой работы исполнительными органами субъектов Российской Федерации могли бы закрепляться в региональных соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации. 

К настоящему времени в  связи с изменением системы оказания медико-санитарной помощи населению  произошло резкое сокращение инфраструктуры здравоохранения на производстве, включая  сеть медико-санитарных частей, здравпунктов, санаториев-профилакториев и др. Между  тем практика свидетельствует о  том, что организация лечебно-профилактического  обслуживания граждан по месту работы позволяет значительно снизить  заболеваемость работников, в том числе беременных женщин . 

Поэтому одним из направлений  улучшения медицинского обслуживания женщин в период беременности и родов  следует признать приближение такого обслуживания при поддержке работодателей  к месту работы женщин, поскольку  организация медицинского обслуживания указанных женщин только за счет средств  муниципальных образований, как  это предусмотрено законодательством  об охране здоровья граждан, не может  гарантировать его полноту и  высокое качество. 
Конкретные подходы к решению данной проблемы могут найти отражение в комплексе мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, которые предусматривалось разработать и реализовать в соответствии с п. 4.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительства РФ на 2005 - 2007 годы от 29 декабря 2004 г. 
Н.Н.Шептулина


Информация о работе Особенности регулирования труда женщин