Эмоционально-волевая сфера личности бизнесмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:43, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена значительным местом, которое занимают эмоции в жизнедеятельности человека. Все люди постоянно испытывают различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д., а также относящиеся к классу эмоций чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают людям лучше понимать друг друга.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Эмоциональная сфера личности в процессе управления 4 - 6
Глава 2. Волевая сфера личности в процессе управления 7 - 11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

psikhologia.реферат.точный.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

                                        АНО ВПО ЦС РФ

          «РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

«ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ» (филиал)

 

 

 

 

Кафедра философии, истории и педагогики

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

  «Эмоционально-волевая сфера личности бизнесмена»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнили: студенты I курса

группы Экб-31Д

Муськина Т. Ф,

Нестерова А. Г.

 

                                                                                                       Проверила: Иванчикова Т. В.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2014

 

 

 

 

 

                                                        Содержание 

                                                                                                                    стр.

 

Введение                                                                                                        3                                                                                                                                                                                            

Глава 1.Эмоциональная сфера личности в процессе управления          4 - 6                                                     

Глава 2. Волевая сфера личности в процессе управления                      7 - 11                                          

Заключение                                                                                                   12                     

Список литературы                                                                                      13                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

                                                           Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена значительным местом, которое занимают эмоции в жизнедеятельности человека. Все люди постоянно испытывают различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д., а также относящиеся к классу эмоций чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают людям лучше понимать друг друга.

Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда. Эмоции играют важную роль в любой деятельности человека. Хороший психологический климат в рабочем коллективе способствует повышению производительности труда, и, наоборот, плохое настроение делает труд менее эффективным.

Ученые подсчитали, что плохое настроение снижает производительность труда в среднем на 10 %. По другим данным, плохое настроение работающего снижает его производительность до 18 %, а хорошее _ повышает на 4-5 %, поэтому придается такое большое значение всем факторам, способствующим душевному подъему и хорошему настроению во время работы. К этим факторам относятся соответствие выполняемой работы способностям, интересам и возможностям человека, эстетическое оформление рабочих мест, хорошая организация труда и оплаты в соответствии с его количеством и качеством.

  Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований, как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы.

   Цель исследования: изучить эмоционально – волевую регуляцию в управленческой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть эмоциональную сферу личности.

     2. Проанализировать волевую сферу личности.          

 

 

 

 

 

 

      Глава 1. Эмоциональная сфера личности в процессе управления      

               

 Анализируя  причины своих неудач или ошибок  или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит  к выводу, что именно эмоции  помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую  встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного  происшествия, так как был совершенно  парализован охватившим его внезапным  страхом, кто-то неудачно выступил  публично, так как не сумел  преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности [4].

Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

 Первый  — это компонент эмоционального  возбуждения, определяющий мобилизационные  сдвиги в организме. Во всех  случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему  изменению скорости и интенсивности  протекания психических, моторных  и вегетатив¬ных процессов. Однако  в отдельных случаях под влиянием  таких событий возбужденность  может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных  особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств, психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление. [1]

 Аффект  — это наиболее мощная эмоциональная  реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное  кратковременное переживание. Аффект  полностью захватывает всю психику  человека и предопределяет реакцию  на ситуацию в целом (чаще всего  и эта реакция, и воздействующие  раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин  практической неуправляемости этим  состоянием). При анализе аффекта  учитывают соответствие силы  стимула и результата, находящихся  в обратной пропорции: чем более  сильным является исходный мотивационный  стимул поведения, и чем больше  усилий пришлось затратить на  то, чтобы его реализовать, чем  меньше итог, полученный в результате  всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями. Аффекты, как правило, искажают нормальную  организацию поведения. Оно становится  не вполне разумным. К тому  же аффекты оставляют сильные  и устойчивые следы в долговременной  памяти.

 Собственно  эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только  на события совершившиеся, но  и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу  действия и отражают суммарную  итоговую оценку ситуации, то  эмоции смещаются к началу  действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при  этом человек отражает события  в форме обобщенной субъективной  оценки определенной ситуации, связанной  с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут  определяться и завершающими  аспектами поведения. Обычно эмоция  сопровождает и в целом способствует  целенаправленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям[3].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние называется фобией[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  Глава 2.     Воля сфера личности в процессе управления.

     

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Выделяют следующие основные функции воли:

1) выбор  мотивов и целей;

2) регуляция  побуждения к действиям при  недостаточной или избыточной  их мотивации;

3) организация  психических процессов в адекватную  выполняемой человеком деятельности  систему;

4) мобилизация  физических и психических возможностей  при преодолении препятствий в достижении поставленной цели[2].

 Для  возникновения волевой регуляции  необходимы определенные условия  — наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются  трудности на пути к цели: препятствия  внешние — время, пространство, противодействия  людей, физические свойства предметов  и т. д.; препятствия внутренние  — отношения и установки, болезненные  состояния, усталость и т. д. Все  эти препятствия, отражаясь в  сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый  тонус для преодоления трудностей. [4]

Волевые усилия необходимы:

1) при  восполнении дефицита побуждения  к действиям при отсутствии  их достаточной мотивации;

2) при  выборе мотивов, целей, видов действий  при их конфликте;

3) при  произвольной регуляции внешних  и внутренних действий и психических  процессов.

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера личности бизнесмена