Эмоционально-волевая сфера личности бизнесмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:43, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена значительным местом, которое занимают эмоции в жизнедеятельности человека. Все люди постоянно испытывают различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д., а также относящиеся к классу эмоций чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают людям лучше понимать друг друга.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Эмоциональная сфера личности в процессе управления 4 - 6
Глава 2. Волевая сфера личности в процессе управления 7 - 11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

psikhologia.реферат.точный.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

 Воля  неразрывно связана с познавательными  мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия  человека могут быть поделены  на две категории: непроизвольные  и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности.

 В  зависимости от трудностей внешнего  мира и сложности внутреннего  мира человека выделяют 4 варианта  проявления воли:

1) в легком  мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в  легком мире);

2) в трудном  мире, где существуют разнообразные  препятствия, требуются волевые  усилия по преодолению препятствий  реальной действительности, нужно  терпение, но сам человек внутренне  спокоен, уверен в своей правоте  в силу однозначности своих  желаний и целей (простой внутренний  мир человека);

3) в легком  внешнем мире и при сложном  внутреннем мире человека требуются  волевые усилия по преодолению  внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет  борьба мотивов и целей, человек  мучается при принятии решения;

4) в трудном  внешнем мире и при сложном  внутреннем мире человека требуются  интенсивные волевые усилия для  преодоления внутренних сомнений  для выбора решения и осуществления  действий в условиях объективных  помех и трудностей. Волевое действие  здесь выступает как принятое  к осуществлению по собственному  решению, осознанное, намеренное, целенаправленное  действие на основе внешней  и внутренней необходимости[2].

 Необходимость  сильной воли возрастает при  наличии:

1) трудных  ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира  в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

1) обеспечивать  условия для успеха деятельности  работника, но не облегчать существенно  ему задания;

2) активизировать  самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости  от достигнутого, повышать его  веру в свои способность преодолевать  трудности;

3) объяснять, в чем заключается целесообразность  тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет  работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность.

Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний занимается специальная отрасль психологии — психология функциональных состоянии.

 В  изучении управленческой деятельности  наиболее существенно то, что  все основные типы состояний  и обнаруженные при их исследовании  закономерности не только сохраняются  в деятельности руководителя, но  и часто выступают в наиболее  отчетливой форме. В психологии  функциональных состояний существуют  разные способы классификации.

Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетическую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность

Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

 

 Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности изучена эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности, рассмотрена эмоциональная сфера, проанализирована волевая сфера

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние - такой же важный фактор для успеха в бизнесе, как наличие финансовых и материальных ресурсов. Это психологический ресурс, который в мире жесткой конкуренции, в момент, когда речь идет даже не о развитии, a о простом выживании, может сыграть решающую роль. Внезапное чувство или сиюминутный порыв может стать той последней песчинкой, которая перетянет чашу весов либо в сторону упорства, заставляющего продолжать работу и искать выход дaже из абсолютно безвыходной ситуации, либо в сторону индифферентности, способной привести к полному краху.

Несмотря на то, что бизнес - совсем не та сфера, где следует давать волю чувствам, и все деловые решения необходимо принимать на холодную голову, важность эмоций здесь трудно переоценить. Ведь спокойное, уравновешенное состояние - тоже одна из разновидностей эмоционального состояния.

       Управленческая деятельность требует максимального включения волевых процессов. Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия сознательны. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

        Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

 

 

 

 

                                       Список литературы

 

1. Рейковский Я. Экспериментальная  психология  эмоций / Я. Рейковский.- М.: Прогресс, 1979.-231 с.

2. Резник С.Д. Как повысить свою работоспособность/ С. Д. Резник.- Пенза.: Олимп, 1995. -72 с.

3. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко.-Ростов-на-Дону.:Феликс,1997.-480 с.

4.  Чередниченко И. П., Тельных Н. В Психология управления. Серия «Учебники для высшей школы» / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных Н. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. — 608 с.

 

 

 


Информация о работе Эмоционально-волевая сфера личности бизнесмена