Эмоционально - волевая сфера

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Эмоций выполняют много различных функций в психической деятельности человека. Каждая эмоция толкает человека на какие-нибудь действия.

Оглавление

1.Классификация эмоций.
2.Формирование и развитие произвольности у школьников.
3.Произвести диагностику уровня субъективного локус-контроля у 2-3 испытуемых, сделать выводы, дать рекомендации.
4.Решение задачи.

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 46.85 Кб (Скачать)

                     Содержание 

1.Классификация эмоций.

2.Формирование и развитие произвольности у школьников.

3.Произвести диагностику уровня субъективного локус-контроля у 2-3 испытуемых, сделать выводы, дать рекомендации.

4.Решение задачи.

Какое психологическое условие нормального волевого действия отсутствует у больных? С нарушением какой области мозга связаны описанные заболевания.

А. Больные апраксией (нарушение деятельности мозга, связанное  С развитием речи и мышления) часто бывают не в состояние совершать действия в отрыве от конкретной ситуации.

Например, они  могут постучать в дверь комнаты, прежде чем в нее войти или обмочить губы, перед тем как попить из стакана, но они не в состоянии сделать эти движения по просьбе врача.

Б. У больных с поражением премоторной зоны головного мозга нарушаются произвольные движения. Нарушения проявляются в то, что если больному надо взять в руки звонок и позвонить няне, он берёт звонок в руку и застывает в такой позе. 

     1.Классификация эмоций 

     Эмоций  выполняют много различных функций  в психической деятельности человека. Каждая эмоция толкает человека на какие-нибудь действия.

     В. К. Вилюнаса делит эмоций ведущие и ситуативные. Ведущие сигнализируют о неудовлетворенности потребностей и побуждают к поиску целевого объекта. Ситуативные возникают в результате оценок этапов поведения и побуждают действовать либо в прежнем направление, либо менять поведение. Ситуативные эмоций делятся на три группы:

     1.констатируемый успех - не успех.

     2.предвосхищающий  успех - не успех.

     3.обобщённый  успех - не успех.

     Такая классификация, являясь, несомненно, полезной выделяя существенные признаки эмоций, тем не менее, далека от достижения идеальной цели.

     П. В. Симонов классифицирует эмоций по характеру действий: преодоления, защиты, нападения. Кроме того П. В. Симонов рассматривает некоторые эмоций, являющимися результатом возникновения эмоций одновременно: удовольствие, отвращение, радость, горе, страха, гнева. Например, презрение он считает результатом возникновения отвращения и гнева одновременно.

     В. Вундт выделил три характеристики.

     1.гедонистический  тон или знак эмоций, положительный или отрицательный (Знак эмоций положительный (+) или отрицательный(-));

     2.готовность  к действию, расслабление – напряжение (Время возникновения эмоций относительно событий);

     3.уровень  активности, спокойствие – возбуждение (Направленность эмоций. По этому признаку эмоций выделяют направленные на себя и направленные на внешние объекты, на людей).

     Классификация эмоций по А. Н. Леонтьеву выделяется три вида эмоциональных процессов  аффекты, эмоций и чувства. Аффекты  – это сильные и относительно кратковременные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными движениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными. Собственно эмоций в отличие от аффектов представляют собой более длительное текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Третий вид эмоциональных процессов – это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлечённом (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

     Особое  место среди эмоциональных явлений  занимают называемые общие ощущения. Так П. Милнер считает, что хотя и принято считать, эмоций (гнев, страх, радость и т. д.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т. д.), тем не менее, в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их разделяют – разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так переживание жары, боли субъективно связываются с возбуждением определённых рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояния же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких либо рецепторных поверхностей, поэтому относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоций противопоставляются общим ощущениям, состоит в не регулярном их появлении. Эмоций часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следует с определенным интервалом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Формирование и развитие произвольности школьников 
 

     Исследования  Е.И.Игнатьева, В.И. Селиванова показали: у школьников 1 - 3-го классов заметно растет умение проявлять волевые усилия. Начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решение математических задач.

     Если  в 1 – 2-м классе школьники совершают  волевые действия главным образом  по указанию взрослых, в том числе  и учителя, то в 3-ем классе они приобретают  способность совершать волевые  акты в соответствии с собственными мотивами. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она не подкреплена нравственными принципами. Школьник может настойчивость в учебной деятельности, но только при наличие интереса. С. И. Хохлов, например, например, показал, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и достаточно устойчивую активность в изучение предметов при наличие интереса к ним, а при изучение нелюбимых предметов высокая активность обнаруживается у школьников с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий.

     У младших школьников в определённой мере развита самостоятельность. Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у детей эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуаций и своей роли в ней.

     Нельзя  не отметить и проявление уже в 3-ем классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность, которое в определенной степени может быть связано с все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью.

     Проявление  смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребёнок  в группе сверстников или выказывает смелость самостоятельно.

     У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала  в подчинении требованиям взрослых. Возникает и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей.

     В.Ф. Иванова, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что если первоклассники имеют ещё поверхностные представления о выдержке, слабо осознают свой возможности в её проявлении и, стремясь быть выдержанными, руководствуются связанными с блажащей перспективой мотивами, ко 2-му классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке, мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже отдалённой перспективой. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно появляется уже в нескольких видах деятельности.

     Девочки более сдержанны, чем мальчики, у  которых импульсивность сильнее. Объясняется  это особым положением девочек в  семье, где они выполняют ряд  домашних поручений по организации  быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них  сдержанности. В то же время школьники младших классов ещё не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбуждённость, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляются и в преобладании непроизвольного внимания над произвольными, что приводит к легкой отвлекаемости дней от учебных занятии, т. непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.

     С.А.Петухов показал, что 3-ки проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников развито ещё слабо, даже у 3-ов (А.В.Полтев). Мальчики способны проявить упорство в подвижных играх, физической работе, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках (В.И.Селиванов). Интересные данные о развитии внимания 1-4 классах получены в исследованиях Г.Н.Понамарёвой. С помощью лонгитюдного метода она изучала развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по - разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства не успевающих школьников исходно низкий уровень внимания. В дальнейшем в группах успевающих на «4» и «5» от класса к классу происходит интенсивное развитие произвольного внимания, в группах средне- и слабоуспевающих показатели 1 и 2 классов оказывается приблизительно равными (а по характеристикам переключения внимания во втором классе даже снижается), и лишь в третьем классе наблюдается некоторый рост. Таким образом, стихийное формирование произвольности, развитие памяти, внимания в наибольшей степени страдает у тех детей, которые уже в первом классе являются слабоуспевающими, плохо подготовленными к школе. В подростковом возрасте А.И. Выготский отмечал, то происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно часто регулируют своё поведение на основе внутренней стимуляции. В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей активности подростка механизмы его активности ещё недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы в силу критичности подростков, их стремление к независимости воспринимается иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства; отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего Я, права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых принимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе.

     Приходящий  на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных  процессов, сдвигает в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению  волевой сферы. Преобладает возбуждение  над торможением, затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.

     Возрастает  смелость. Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершать даже героический поступок, что неоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной войны. В то же время, ка показали В.И. Камышев и И.К. Петров, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности (по В.К.Калину). У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. Пятнадцатилетние подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств: самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости.

     Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую  настойчивость в достижение поставленной ими цели, резко увеличивается  способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать это от младших школьников опасно). Однако у девочек в старших классах снижается смелость, что создаёт определенные трудности в их физическом воспитании.

     Определение произвольности, которые даются теориях  различных подходов, отражают не однородность существующих на данный момент позиций и отсутствие единого представления об этой характеристике деятельности человека. Вместе с тем единодушно считается, что ребёнок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. Поведённый теоритический анализ показал, что произвольность-это не только характеристика познавательных процессов, но и один из этапов становления волевого поведения личности в онтогенезе. 
 
 

       
 
 
 
 

                                                                                                                                                                              

Информация о работе Эмоционально - волевая сфера