Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в
структуре личности………………………………
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика
РДА (отграничение аутизма от других нарушений
развития)………………………………………………………
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63
Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического,
экспериментального
наследия учёных (М.Я. Басов, К.Н. Корнилов,
С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский,
И.М. Сеченов, А.В. Веденов, В.И. Селиванов,
К.М. Гуревич, Е.П. Ильин, и другие) показал,
что волевое поведение
При рассмотрении волевых качеств личности
возникает вопрос о тесной связи воли
и эмоций.
На взаимодействие волевых и
эмоциональных процессов
Дети с нарушениями
эмоционально-волевой сферы
Состояние психической сферы
аутичного ребенка
Этим объясняется актуальность
выбранной темы исследования.
Цель
работы – изучить особенности эмоционально-волевой
сферы детей с РДА.
Предмет исследования – особенности эмоционально-волевой сферы у детей с РДА.
Объект исследования – дети с аутизмом.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы эмоционально-волевого
развития личности в онтогенезе и дизонтогенезе.
2. Изучить особенности эмоционально-волевых
нарушений у детей с РДА.
3.Изучить
диагностику РДА, а так же
дифференцировать РДА с
Гипотеза. При правильно организованной поэтапной коррекционной работе с аутичными детьми можно добиться улучшения важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы.
Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная
функция эмоций состоит в том,
что благодаря эмоциям мы
Первые чувства всегда доинтеллектуальны, субъективное и объективное в них не разделены, и ребёнок не может установить причину своих эмоций. На протяжении детства меняется и способ выражения эмоций: сначала посредством плача и симптоматики, а затем в словах. Раннее детство задаёт основу эмоционального фона существования человека, его чувств, преобладающего настроения, аффектов.
В младенчестве проявление эмоций заключается в комплексе оживления. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов, его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это и называется комплексом оживления. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это – замирание, сосредоточение, улыбка, причем все ни вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.
К трем - четырехмесячному
возрасту дети своим
В раннем детстве эмоции
преимущественно направлены на четыре
группы явлений действительности, которые
проявляются в следующей
На протяжении первого года жизни дети начинают эмоционально реагировать на игрушки и игры, хотя эти чувства кратковременны и неустойчивы. К концу года подавляющее количество эмоций, в основном положительных, связано с присутствием взрослого. У годовалого ребёнка чувство удивления, являющееся началом познавательного отношения к окружающему миру и возникающее в первые дни после рождения, начинает проявляться особенно ярко.
На втором году жизни наибольшую
радость приносят игры, в которых
ребёнок сам выступает
После полутора лет ярко проявляется радость от собственных достижений (забрался на горку – требует внимания к себе и ответной радости). С развитием речи ребёнок начинает воспринимать чувства, оформленные словесно, но только при подкреплении их интонацией и мимикой. Вместе с ростом самостоятельности могут появляться и социальные чувства обиды, стыда, смущения, вины, которые всегда предполагают присутствие другого человека.
Несколько позже социальные
чувства приобретают
У детей вплоть до младшего школьного возраста эмоциональное возбуждение широко иррадиирует и выражается в нарушении общего поведения (именно поэтому они не всегда эмоционально адекватны, т.е. их чувства могут быть направлены не на тот предмет, который послужил причиной их возникновения – после праздника дети могут капризничать, отказываться от еды).
По мнению А.Валлона, после трёх лет ребёнок становится способным к переживанию страсти, например, ревности, которая может быть очень глубокой, но при этом молчаливой, и ослабевает лишь по достижении дошкольного возраста, когда отношение ребёнка к действительности становится более объективным и интеллектуальным.
В семилетнем возрасте, когда ребёнок переживает один из кризисов развития, у него появляется способность переживания, согласно Л.С.Выготскому, единицы взаимодействия личности и среды, представляющего собой внутреннее отношение ребёнка к тому или иному моменту действительности. Переживание – всегда чего-нибудь, но при этом моё. После семилетнего возраста сущность всякого последующего кризиса – это изменение переживаний.
Жизнь
без эмоций так же невозможна, как
и без ощущений. Эмоции, как утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
Волевые качества охватывают
несколько специальных
Воля предполагает
самоограничение, сдерживание
Нередко усилия воли
направляются человеком не
Развитие волевой регуляции
поведения у человека осуществляется
в нескольких направлениях. С одной
стороны – это преобразование
непроизвольных психических процессов
в произвольные, с другой – обретение
человеком контроля над своим
поведением, с третьей – выработка
волевых качеств личности. Все
эти процессы онтогенетически начинаются
с того момента жизни, когда ребенок
овладевает речью и научается
пользоваться ею как эффективным
средством психической и
Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА