Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63
Следует установить, как реагировал
ребенок на близких и чужих
в раннем возрасте, спокойно ли шел
на руки к чужим или выражал
при этом беспокойство, и что изменилось
в настоящий момент; какой была
реакция ребенка на мокрые пеленки
и «чужой» горшок; отмечают ли близкие
особую избирательность и
Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций. У некоторых детей может отмечаться некоторое смещение в сроках двигательного развития.
Специалисту следует уточнить сведения о характере речевого развития ребенка. Своеобразие аутичной речи может проявляться в отсутствии использования местоимений первого лица, употреблении не по возрасту сложных слов «параллелепипед», «параллелограмм», эхохалий, речевых стереотипии. У некоторых детей речь вообще может отсутствовать.
Важно также знать, чем увлекается ребенок, в какие игры играет, использует ли при этом неигровые предметы (палочки, веревочки, бумажки и др.), чему отдает предпочтения — игрушкам или неигровым предметам, играет ли ребенок всегда один или возможна совместная игра; каков мир игровых сюжетов ребенка. Изучая продукты деятельности ребенка, специалисту важно отметить связь изображаемого ребенком с предметным миром, его предпочтения и увлечения, статичность или динамику рисунков, особую «фантастичность» внутреннего мира ребенка.
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
Нарушение эмоционально-волевой
сферы является ведущим признаком
при синдроме РДА и может проявиться
в скором времени после рождения.
Так, в 100% наблюдений (К.С.Лебединская)
при аутизме резко отстает
в своем формировании самая ранняя
система социального
К. С.Лебединская и О. С. Никольская выделяют три группы страхов:
1) типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, а также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга);
Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха. Чувство страха, сохраняющееся иногда годами, определяет стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, продуцированию ими различных защитных движений и действий, носящих характер ритуалов. Малейшие перемены в виде перестановки мебели, режима дня вызывают бурные эмоциональные реакции. Это явление получило название «феномен тождества».
Говоря об особенностях поведения при РДА разной степени тяжести, О.С.Никольская характеризует детей 1-й группы как не допускающих до себя переживаний страха, реагирующих уходом на любое воздействие большой интенсивности. В отличие от них дети 2-й группы практически постоянно пребывают в состоянии страха. Это отражается в их внешнем облике и поведении: движения их напряжены, застывшая мимика лица, внезапный крик. Часть локальных страхов может быть спровоцирована отдельным признаками ситуации или предмета, которые слишком интенсивны для ребенка по своим сенсорным характеристикам. Также локальные страхи могут вызываться некоей опасностью. Особенностью этих страхов является их жесткая фиксация – они остаются актуальными на протяжении многих лет и конкретная причина страхов определяется далеко не всегда. У детей 3-й группы причины страхов определяются достаточно легко, они как бы лежат на поверхности. Такой ребенок постоянно говорит о них, включает их в свои вербальные фантазии. Тенденция к овладению опасной ситуацией часто проявляется у таких детей в фиксации отрицательных переживаний из собственного опыта, читаемых ими книг, прежде всего сказок. При этом ребенок застревает не только на каких-то страшных образах, но и на отдельных аффективных деталях, проскальзывающих в тексте. Дети 4-й группы пугливы, тормозимы, неуверенны в себе. Для них характерна генерализированная тревога, особенно возрастающая в новых ситуациях, при необходимости выхода за рамки привычных стереотипных форм контакта, при повышении по отношению к ним уровня требований окружающих. Наиболее характерными являются страхи, которые вырастают из боязни отрицательной эмоциональной оценки окружающими, прежде всего близкими. Такой ребенок боится сделать что-то не так, оказаться «плохим», не оправдать ожиданий мамы.
Наряду с вышеизложенным
у детей с РДА наблюдается
нарушение чувства
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию у детей адекватных нравственных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо» применительно к ситуации общения.
Одним из наиболее важных вопросов
в рамках проблемы аутизма является
вопрос дифференциальной диагностики
аутистических состояний
Ранняя диагностика РДА
представляется возможной, т. к. синдром
Каннера ссоответственно
Среди критериев дифференциальной
диагностики в отечественных
исследованиях решающее значение отводится
динамическому наблюдению. Вопросы
дифференциальной диагностики РДА
получили подробное освещение в
работах С. С. Мнухина, Д. Н.Исаева и
В. Е. Кагана, где аутизм характеризуется
как разновидность астено-
Об аутизме, как о целостном
способе психического существования,
отличном от других, говорят и сами
"высокофункциональные", т. е. вполне
социализированные
M. Rutter (1978), один из самых
известных исследователей
Современные международные
диагностические системы МКБ-
В качестве важнейших критериев диагностики РДА указывается:
Как указывает большинство исследователей (В. Е. Каган, Д. И. Исаев, Т.Питерс) в первую очередь дифференциальный диагноз проводится с шизофреническим расстройством, возникающем в раннем детском возрасте. Далее – РДА отграничивается от умственной отсталости, от нарушений поведенческого плана, расстройств развития речевой функции, врожденной глухоты и дезинтегративного (регрессивного) психоза.
Ранняя и дифференциальная диагностика РДА часто может определить пути психического развития и социальной адаптации ребенка с аутистическими проявлениями, так как своевременное начало психолого-педагогической коррекционной работы в сочетании, в случае крайней необходимости, с лекарственной терапией, способствует максимальной мобилизации имеющихся ресурсов психической активности ребенка: эмоциональной, когнитивной, моторной сфер.
3.5.Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма (отграничение аутизма от других нарушений развития)
Часто синдром раннего детского аутизма путают с другими нарушениями развития, т.к. внешняя симптоматика похожа. Конечно, подобное недопустимо, т.к. неправильно поставленный диагноз приводит к потере драгоценного времени, когда с ребёнком месяцы и годы проводится неподходящая и непродуктивная коррекционная работа. Чаще всего это следующие нарушения:
Синдром Ретта: психоневрологическое заболевание. Ранее считалось, что встречается исключительно у девочек, однако, в настоящее время выявлены случаи синдрома Ретта и у мальчиков. Для постановки диагноза должны наблюдаться хотя бы три из перечисленных признаков: частичная или полная потеря навыков, связанных с мелкой моторикой к 12-18 месяцем (при изначально нормальном развитии ребёнка); утрата появившихся ранее лепета, слов, фраз; характерные стереотипные движения руками (чаще всего двуручные движения перед собой, например, моющие, похлопывающие, рука в рот и т.п.; рано проявляющиеся нарушения коммуникации: избегание контакта, аутостимуляции и т.п.; замедление окружности роста головы; особое течение заболевания: период в целом нормального развития сменяется периодом регресса, за которым следует восстановление контакта и коммуникации. Из дополнительных признаков должны присутствовать хотя бы шесть: эпизоды гипервентиляции и задержки дыхания; заглатывание воздуха; скрежетание зубами; диспраксия, нарушение походки; деформация спины; деформация положения ног; гипопластичные синюшные холодные ступни; характерные изменения на ЭЭГ; неадекватный смех и пронзительные крики; нарушение болевой чувствительности; интенсивная коммуникация с помощью взгляда.
Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА