Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63
Коммуникативные проблемы
у детей с аутизмом
Рассмотренные выше концепции аутизма в качестве основной причины нарушений развития видят эмоциональные расстройства, независимо от того, являются ли они первичными или производными от когнитивного дефицита. Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и есть источник отклонений у подобных больных.
Одна из наиболее известных концепций такого рода - теория U. Frith Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности у больных аутизмом (например, высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д. U. Frith предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или "центральной связью" ("central coherence"). Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время, как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны от такого "контекстуального принуждения".
В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название "The theory of mind". Её создатели U. Frith, A, Leslie, S. Baron-Cohen утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей ("mind-read"). Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания ("ментальные состояния"), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения и формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений ("The theory of mind") означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. др. людей.
Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология и патогенез РДА.
К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контакте со средой.
К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.
В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций... выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.
Аутизм как
симптом встречается при довольно многих
расстройствах, но в некоторых случаях
он проявляется очень (в первые годы и
даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное,
ведущее место в клинической картине и
оказывает влияние на все психическое
развитие ребенка. В таких случаях говорят
о синдроме раннего
детского аутизма (РДА), который считают
клинической моделью особого варианта
психического развития. При РДА отдельные
психические функции развиваются замедленно,
тогда как другие — патологически ускоренно.
Так, нередко не по возрасту богатый словарный
запас сочетается с совершенно неразвитой
коммуникативной функцией речи (т.е. речь
не используется в своей прямой функции
— для общения).
В ряде случаев наблюдаются
не все требуемые для постановки диагноза
РДА клинические характеристики, хотя
не возникает сомнений, что коррекция
должна опираться на методы, принятые
в работе с аутичными детьми. В такой
ситуации нередко говорят об аутистических чертах
личности и аутическом спектре.
Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:
1.Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2. Стереотипность поведения;
3.Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Нарушения речевого развития;
5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Основными признаками синдрома РДА (по Каннекеру) является ТРИАДА СИМПТОМОВ:
1. Аутизм с аутичными
2. Стереотипное однообразное
3. Своеобразное нарушение
Аутизм наиболее ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.
1. Ребенок не фиксирует взгляда, особенно на лице иди деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта (глаза-в-глаза)
2. Первая улыбка хотя и
3. К окружающим людям такой
ребенок относится
4. Своих близких узнает, но эмоциональных длительных реакций не дает.
5. К ласке относится необычно: иногда равнодушно ее терпит или даже терпит неприязненно. Если даже и испытывает ласку, то быстро пресыщается.
6. Наблюдается парадоксальное
7. Для поведения такого ребенка
характерен феномен ТОЖДЕСТВАЮ,
который проявляется в
8. Для этих детей характерно многократное повторение одних и тех же действий (от потряхивания руками до сложных ритуалов)
9. Ребенок привержен к
10. У него также наблюдаются
стереотипы в игре (настойчиво
стучит кубиком о кубик). Если
обычные дети в песочнице
11. Неравномерность развития
12. У них очень рано проявляются
необычные СТРАХИ, страхи сильные,
стойкие. Это постоянное
ВСЕ ЭТО - АУТИСТИЧЕСКИЕ И
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЭТИХ ДЕТЕЙ
1. Мутизм – отсутствие речи у большинства детей
2. Эхоламии - повторение отдельных фраз другим человеком
3. Попугайность речи – может
создаваться видимость хорошо
развитой речи(слышал и
4. В речи поздно появляются личные местоимения (вместо Я говорит ОН), нарушен грамматический строй речи - согласование, управление и примыкание.
У таких детей чаще всего наблюдается интеллектуальная недостаточность вследствие отгороженности от окружающего мира.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
Аутический барьер защищает ребенка от всех трудностей эмоциональных контактов, Ребенок забирается в аутизм, как улитка - в раковину, где ему гораздо спокойнее и приятнее. Разработчиками этой теории являются сотрудники Института коррекционной педагогики ЛЕБЕДИНСКАЯ И НИКОЛЬСКАЯ на Погодинской ул. (ИКП РАО, ст. М. Фрунзенская)
По данным ВОЗ – Всемирной
организации здравоохранения- при
аустических расстройствах
1. Качественные нарушения в
2. Качественные нарушения
3. Ограниченные, повторяющиеся и
стереотипные модели поведения,
Этиология и патогенез аутизма:
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания.
Здесь можно отметить следующую
характерную особенность - было принято
считать, что у ребенка, страдающего
аутизмом, типичный семейный фон. РДА
часто возникает в
Таким образом, ответственность за нарушение
психического развития биологически полноценного
ребенка возлагалась на родителей, что
очень часто было причиной тяжелых психических
травм самих родителей.
Дальнейшие сравнительные
В настоящее время большинство
исследователей полагают, что ранний
детский аутизм является следствием
особой патологии, в основе которой
лежит недостаточность
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается более 30 различных патогенных факторов, которые могут привести к формированию синдрома Каннера. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства.
Результат фиксации патологии симбиотической связи между матерью и ребенком. Симбиотическая связь изолирует ребенка от внешнего мира и препятствует формированию адекватных представлений о мире.
Аутизм формируется в младенческом возрасте, стресс рождения и необходимость привыкания к тембру и голосу матери, привычкам и режиму, ребенок застревает на стадии новорожденного и не развивается. Мать должна помочь ребенку в адаптации, понять младенца трудно, так как вначале внешняя активность не дифференцирована, дифференциация плача происходит постепенно, в результате чуткого реагирования матери, формируется постепенно. Специфика реакции матери формируется в процессе наблюдения и взаимодействия с матерью. В норме у ребенка проявляется убеждение, что его активность может повлиять на мир, его изменить. Важный этап в развитии ребенка понимание, что проявление его активности приводит к ответу взрослого. Отсутствие реагирования на ребенка, приводит к ощущению, что ребенок не может изменить ничего проявляя внешнюю активность, то ребенок прекращает попытки влияния на среду, развивается защита от внешнего мира, самозабота. Иначе возникает столкновение с угрозой гибели. Ребенок аутист живет в мире наполненным ужасами, возникает ощущение собственного бессилия. Состояние, в котором аутист вынужден находиться имманентно и ярости из-за паники. Даже перестановка предмета мебели вызывает реакцию злости. В поведении развиваются защитные ритуалы. Аутизм можно рассматривать с позиции нежелания родителей иметь ребенка.
Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА