Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа

Краткое описание

Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63

Файлы: 1 файл

эмоц сфера с рда.docx

— 116.90 Кб (Скачать)

 Коммуникативные проблемы  у детей с аутизмом интерпретируются  в рамках еще одной концепции,  как следствие нарушения способности  имитации лицевой экспрессии. Основываясь  на том факте, что здоровые  новорожденные обладают способностью  имитировать видимую мимическую  экспрессию, авторы постулируют  наличие врожденной супрамодальной  схемы тела, объединяющей зрительную  и проприоцептивную информацию. Имитируя аффективную экспрессию  взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает "эмоциональное заражение", позволяющее ребенку идентифицировать взрослого, как "нечто похожее на него самого".. Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.

Рассмотренные выше концепции  аутизма в качестве основной причины  нарушений развития видят эмоциональные  расстройства, независимо от того, являются ли они первичными или производными от когнитивного дефицита. Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и есть источник отклонений у подобных больных.

Одна  из наиболее известных концепций  такого рода - теория U. Frith Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности у больных аутизмом (например, высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д. U. Frith предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или "центральной связью" ("central coherence"). Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время, как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны от такого "контекстуального принуждения".

В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название "The theory of mind". Её создатели U. Frith, A, Leslie, S. Baron-Cohen утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей ("mind-read").  Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания ("ментальные состояния"), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения и формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений ("The theory of mind") означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. др. людей.

Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

                                              Глава 2.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями  эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).

2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология и патогенез РДА.

К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контакте со средой.

К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций... выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.

Аутизм как  симптом встречается при довольно многих расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого варианта психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи (т.е. речь не используется в своей прямой функции — для общения).  
В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для постановки диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми. В такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности и аутическом спектре.

Ранний детский  аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются: 

1.Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 

2. Стереотипность поведения; 

3.Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);  

4. Нарушения речевого развития;  

5. Раннее проявление – до 30-го  месяца жизни. 

Особенно ярко аутизм проявляется  в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В  дальнейшем острый период сменяется  нарушениями интеллектуального  и личностного развития.

Основными признаками синдрома РДА (по Каннекеру) является ТРИАДА СИМПТОМОВ:

1. Аутизм с аутичными переживаниями 

2. Стереотипное однообразное поведение  с элементами одержимости 

3. Своеобразное нарушение речевого  развития.

Аутизм наиболее ярко проявляется  в возрасте 3-5 лет.

                                         ПРОЯВЛЕНИЯ:

1. Ребенок не фиксирует взгляда,  особенно на лице иди деталях  лица другого человека, не выносит  прямого зрительного контакта (глаза-в-глаза) 

2. Первая улыбка хотя и появляется  во-время (в младенчестве), но не  адресуется кому-то конкретному.  Улыбка не провоцируется смехом  и радостью, как у других детей. 

3. К окружающим людям такой  ребенок относится индифферентно  – на руки не просится, предпочитает  лежать в кроватке.

4. Своих близких узнает, но эмоциональных  длительных реакций не дает.

5. К ласке относится необычно: иногда равнодушно ее терпит  или даже терпит неприязненно. Если даже и испытывает ласку,  то быстро пресыщается. 

6. Наблюдается парадоксальное отношение  к моментам дискомфорта: либо  вообще не переносит никаких  изменений (частоты питания), либо  вообще безразличен к тому, что  происходит – положительных эмоций  не проявляет. Потребности в  контактах также парадоксальны:  то избегает контактов, то относится  к ним вяло и безразлично. 

7. Для поведения такого ребенка  характерен феномен ТОЖДЕСТВАЮ, который проявляется в стремлении  сохранить привычные постоянства,  в противодействии любым изменениям  в окружающем.

8. Для этих детей характерно  многократное повторение одних  и тех же действий (от потряхивания  руками до сложных ритуалов)

9. Ребенок привержен к постоянству  в быту, педантичен в привычке  иметь все на своих местах. Поменять одежду – истерика! Иногда  ребенок может повторять один и тот же звук, может обнюхивать либо облизывать предметы. Искаженное развитие- Лебединский.

10. У него также наблюдаются  стереотипы в игре (настойчиво  стучит кубиком о кубик). Если  обычные дети в песочнице делают  куличики, строят замки, то РДА  только пересыпают песок. В  контакт с другими детьми не  вступают и никто для них  несущественен. 

11. Неравномерность развития моторики  – неуклюжесть и угловатость  может сочетаться с вычурными  движениями.

12. У них очень рано проявляются  необычные СТРАХИ, страхи сильные,  стойкие. Это постоянное неконкретное, диффузорное беспокойство может  быть на фоне конкретных страхов  (например, электроприборов) и трансформированных  страхов (тетя в белом сделала  укол –больно, потом у него  в сознании осталось только  БЕЛОЕ – он боится белого  цвета вообще 

ВСЕ ЭТО - АУТИСТИЧЕСКИЕ И ТРУДНОПРЕОДОЛИМЫЕ  ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ.  

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЭТИХ ДЕТЕЙ 

1. Мутизм – отсутствие речи  у большинства детей 

2. Эхоламии - повторение отдельных  фраз другим человеком 

3. Попугайность речи – может  создаваться видимость хорошо  развитой речи(слышал и повторяет) 

4. В речи поздно появляются  личные местоимения (вместо Я  говорит ОН), нарушен грамматический  строй речи - согласование, управление  и примыкание.

У таких детей чаще всего наблюдается  интеллектуальная недостаточность  вследствие отгороженности от окружающего  мира.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ 

Аутический барьер защищает ребенка  от всех трудностей эмоциональных контактов, Ребенок забирается в аутизм, как  улитка - в раковину, где ему гораздо  спокойнее и приятнее. Разработчиками этой теории являются сотрудники Института коррекционной педагогики ЛЕБЕДИНСКАЯ И НИКОЛЬСКАЯ на Погодинской ул. (ИКП РАО, ст. М. Фрунзенская)

По данным ВОЗ – Всемирной  организации здравоохранения- при  аустических расстройствах личности наблюдается:

1. Качественные нарушения в сфере  социального взаимодействия 

2. Качественные нарушения способности  к общению 

3. Ограниченные, повторяющиеся и  стереотипные модели поведения,  интересов и видов деятельности.

                       Этиология и патогенез аутизма:

Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания.

Здесь можно отметить следующую  характерную особенность - было принято  считать, что у ребенка, страдающего  аутизмом, типичный семейный фон. РДА  часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что  это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой. 
Таким образом, ответственность за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих родителей.

Дальнейшие сравнительные исследования семей умственно отсталых детей  и детей, страдающих ранним детским  аутизмом, показали, что аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих  ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им, чем это обычно наблюдается в семье ребенка с умственной отсталостью.

В настоящее время большинство  исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой  лежит недостаточность центральной  нервной системы.

Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными  обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии  беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается  более 30 различных патогенных факторов, которые могут привести к формированию синдрома Каннера. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства.

Результат фиксации патологии  симбиотической связи между матерью  и ребенком. Симбиотическая связь  изолирует ребенка от внешнего мира и препятствует формированию адекватных представлений о мире.

Аутизм формируется в  младенческом возрасте, стресс рождения и необходимость привыкания к  тембру и голосу матери, привычкам  и режиму, ребенок застревает на стадии новорожденного и не развивается. Мать должна помочь ребенку в адаптации, понять младенца трудно, так как  вначале внешняя активность не дифференцирована, дифференциация плача происходит постепенно, в результате чуткого реагирования матери, формируется постепенно. Специфика  реакции матери формируется в  процессе наблюдения и взаимодействия с матерью. В норме у ребенка  проявляется убеждение, что его  активность может повлиять на мир, его  изменить. Важный этап в развитии ребенка  понимание, что проявление его активности приводит к ответу взрослого. Отсутствие реагирования на ребенка, приводит к ощущению, что ребенок не может изменить ничего проявляя внешнюю активность, то ребенок прекращает попытки влияния на среду, развивается защита от внешнего мира, самозабота. Иначе возникает столкновение с угрозой гибели. Ребенок аутист живет в мире наполненным ужасами, возникает ощущение собственного бессилия. Состояние, в котором аутист вынужден находиться имманентно и ярости из-за паники. Даже перестановка предмета мебели вызывает реакцию злости. В поведении развиваются защитные ритуалы. Аутизм можно рассматривать с позиции нежелания родителей иметь ребенка.

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА