Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63
Недостаточность коммуникативно-потребностной
сферы аутичного ребенка
Формирование личности аутичного ребенка как завершающий этап его психического развития имеет особые характеристики. Известно, что центральным звеном в формировании личности человека является развитие его мотивационной сферы, представленной в виде сложной иерархической системы потребностей, желаний, стремлений и намерений. Известно, что уже в раннем возрасте процесс формирования психических новообразований завершается возникновением центрального личностного образования в виде системы Я. Исследования убедительно показывают, что психическое развитие ребенка в онтогенезе поэтапно сопровождается формированием личностных новообразований: внутренней позиции, самосознания, самооценки, целостного отношения к окружающему и к самому себе, самоопределения, понимания своего места в обществе и назначения в жизни.
Состояние психической сферы аутичного
ребенка свидетельствует о
Специфические особенности в развитии
личностных новообразований возникают
в самом начале жизненного пути аутичного
ребенка. Уклонения от глазного контакта
с матерью и близкими; отсутствие
или вялость протекания «комплекса
оживления»; нежелание (вплоть до полного
избегания) вступать в речевой контакт;
отсутствие использования местоимения
«я»; речевая стереотипность, препятствующая
критичной самооценке, и многое другое
определяют личностное своеобразие
аутичного ребенка или
На наш взгляд, особое негативное влияние на формирование личностной зрелости аутичного ребенка оказывает нарушение понимания себя как системы Я, отражающееся в нарушении идентификации себя с речевым знаком — местоимением первого лица.
Комплекс личностных нарушений, имеющих место у аутичных подростков и юношей, в дальнейшем может проявиться в развитии личности по аутистическому типу или в шизоидной акцентуации характера. Личностные особенности аутичных подростков и юношей характеризуются эмоциональной холодностью, эгоизмом и эгоцентризмом, особой отгороженностью от окружающего мира людей. Аутичные подростки и юноши плохо контактируют со сверстниками, они замкнуты и скрытны. У них нарушена критичная оценка своих действий и высказываний. В целом для организации своей дальнейшей жизни они нуждаются в особом адаптивном подходе, осуществляемом по отношению к ним со стороны общества.
1.3. Тип дизонтогенеза при РДА
ТЕОРИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА (по Лебединскому) - при РДА отдельные психические функции ребенка развиваются замедленно, другие, наоборот, - ускоренно. Ребенок не говорит, но великолепно считает, другой имеет необыкновенно богатый словарный запас. В ряде случаев наблюдаются не все клинические характеристики для установления диагноза РДА. В таких случаях говорят об аутических чертах личности. Аутизм встречается в 15-20 случаях на 10000 новорожденных детей, у мальчиков – в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. . Тенденции- к росту синдрома РДА, независимо от национальностей, расы, географических факторов. Это носит не локальный, а общечеловеческий характер. Причины недостаточно ясны для науки. Большую роль играет генетический фактор (часто передается не сама патология, а предрасположенность к ней), ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ЕЁ РАЗВИТИЮ, и реализуется она при наличии МАНИФЕСТАЛЬНОГО (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним), так и эндогенным (внутренним). Экзогенные факторы: инфекции, психотравмы, заболевания. Эндогенные: возрастной криз. переходный возраст, осбенности обмена веществ и пр.
Изучение аутистического расстройства отечественными специалистами в рамках теории аутизма как эмоционально-волевой патологии восходит к известному положению Л.С.Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития. В,В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С, Никольская при аутизме к первичным расстройствам
относят сенсоаффективную гиперестезию и слабость энергетического потенциала; к вторичным – сам аутизм, как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверценные интересы, фантазии, расторможенность влечений – псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, вощникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне, но этим закрепляющие аутистический барьер.
Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза.
Механизм формирования вторичных нарушений наиболее очевиден при рассмотрении клинической картины сквозь призму аномального психического развития.
Аутичный ребенок оценивает
как опасные большинство
Наиболее страдает развитие тех сторон психики, которые формируются в активных социальных контактах. Как правило, нарушается развитие психомоторных навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся в норме временем овладения навыками опрятности, одевания, самостоятельной еды, игровых действий с предметами, для ребенка, страдающего аутизмом, часто оказывается кризисным, труднопреодолимым. При этом в отличие от других категорий детей, имеющих двигательные дефекты, у аутистов нет или почти нет самостоятельных попыток компенсации этих трудностей.
Тем не менее, для детей с синдромом раннего детского аутизма различной этиологии основные моменты клинической картины, общая структура нарушения психического развития, проблемы, стоящие перед семьями, остаются общими.
Проявление раннего детского аутизма
меняются с возрастом.
Клиническая картина формируется постепенно
к 2.5-3 годам и остается наиболее выраженной
до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание
первичных расстройств, обусловленных
болезнью, и вторичных трудностей, возникающих
в результате неправильного, патологического
приспособления к ним и ребенка и взрослых.
Если попробовать проследить, как
возникают трудности
Известно, что в младенческом возрасте
патологии физического и
Такие дети могут быть как сверхпассивными, неотзывчивыми, так и возбудимыми, со склонностью к панической реакции. При этом один и тот же ребенок может демонстрировать оба типа поведения. Возможно, например, и отсутствие реакции на мокрые пеленки, и совершенная нетерпимость к ним.Одних детей, мало реагирующих на окружающее, подозревают в слепоте и глухоте, другие же часами кричат в ответ на непривычный громкий звук, отвергают яркие игрушки. Так, мальчик на зависть всем мамам, спокойно сидит на одеяле, в то время как другие малыши неудержимо расползлись по лужайке; как выяснилось, он боится с него слезть. Страх тормозит его активность, любознательность, внешне же он кажется спокойным.
Необходимо добавить, что раз испытанный испуг может на долго фиксироваться у таких детей и через месяцы, и даже годы оказывать влияние на их поведение. Так, одна девочка, которая после испуга, произошедшего в возрасте 3-х месяцев, когда мать ненадолго ушла из дома и ее попытались в первый раз накормить из бутылки, в течение нескольких месяцев ежедневно начинала кричать именно в это время.
Особенности в установлении эмоционального
контакта аутичных детей с близкими
так же проявляются уже на первом
году жизни. Часто отмечается пассивность
в отношениях с родными: такой
ребенок слабо выражает радость
при появлении близкого лица, мало
просится на руки, не приспосабливается
к положению на руках. Тем не менее,
согласно наблюдениям, в большинстве
случаев аутичный ребенок в раннем
возрасте пусть не так активен, как
здоровый, но способен установить простейшую
эмоциональную связь с
Особенности моторного развития тоже
обращают на себя внимание. Примерно к
полугоду родителей может начать
тревожить моторная вялость. Детские
врачи, пытаясь объяснить причину
этого явления, начинают предполагать
остаточное явление родовой травмы,
которая, возможно, не была зафиксирована
сразу. Назначенный массаж, лекарственные
препараты, повышающие мышечный тонус,
как правило, вскоре дают возможность
ребенку догнать сверстников
в моторном развитии (сесть и встать).
При этом характерно, что ребенок,
начиная ходить в нормальные сроки,
быстро встав и научившись ходить
по барьеру, стенке, долго, часто 3-4 месяца,
не может оторваться от опоры и
пойти самостоятельно. Это вызвано,
видимо, тем, что он боится. Развитие
навыка ходьбы тормозится при малейших
неудачах. Начав ходить, ребенок
еще долго сохраняет
В целом же все эти особенности
детей не вызывают большой тревоги
родителей и педиатра. Чаще всего
они воспринимаются просто как индивидуальные
особенности ребенка, тем более
что он может радовать близких
сообразительностью в играх, любовью
к серьезной музыке, ранним вниманием
к стихам, сказкам. Пассивные (спокойные)
дети даже более удобны в быту: они
редко что-либо просят, могут часами
играть в манеже одни, не беспокоя мать,
полностью подчиняются ей. «Идеальные
дети» – так их часто называют.
Основные трудности бытового плана начинаются
немного позже.
Когда ребенок начинает ходить, меняется его характер: из спокойного он становится возбужденным, расторможенным, не подчиняется взрослым, с трудом и большой задержкой усваивает навыки самообслуживания, он плохо сосредоточивается на происходящем вокруг, его трудно организовать, научить чему-то.
Впервые начинает обозначаться опасность особой задержки психического развития ребенка.
Основными причинами такого искажения
психического развития, как считают
исследователи (К. С. Лебединская,
Е.Р. Баенская, О.С. Никольская), являются
следующие:
1. Болезненно повышенная чувствительность,
ранимость эмоциональной сферы с плохой
переносимостью обычных по своей силе
воздействий внешней среды, склонностью
фиксации на неприятных впечатлениях,
которая обуславливает готовность аутичного
ребенка тревожности и страхам;
2. Слабость общего и психического тонуса,
обуславливающая низкую способность к
сосредоточению внимания, формированию
произвольных форм поведения, повышенную
пресыщаемость в контакте с окружающим.
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).
На сегодняшний день в
специальной литературе существует
множество концепций
Ведущая роль эмоциональных нарушений
в развитии аутизма подчеркивается и в
теории R. Hobson. Автор рассматривает
аутизм преимущественно как аффективное
расстройство с нарушением межличностных
отношений. Утверждается, что для аутизма
типично врожденное отсутствие способности
воспринимать и отвечать на аффективную
экспрессию других. Это подтверждается
результатами экспериментальных исследований,
направленных на изучение способности
оценивать эмоциональное выражение лиц.
В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом
не получает необходимого социального
опыта в период раннего детства. Последнее
приводит к неполноценности когнитивных
структур, необходимых для нормального
общения. Таким образом, подчеркивая роль
эмоциональных расстройств при аутизме
и объясняя ими основные проблемы, возникающие
у этих больных, автор тем не менее указывает
на первичность специфического когнитивного
дефицита.
Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА