Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа

Краткое описание

Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63

Файлы: 1 файл

эмоц сфера с рда.docx

— 116.90 Кб (Скачать)

Вклад в изучение аутизма  внес системный подход (биология и  кибернетика) Грегори Бейта. Антропологическое  исследование природы шизофрении. Выявило  феномен двойной связи. Обнаружен  в семьях больных шизофренией. Человек  по разным информационным каналам одновременно получает взаимо-противоположные сообщения  и не может проверить на какое  сообщение следует отвечать. Так  как бы он не ответил он будет  не прав, так будет вынужден игнорировать одну часть. Постоянная не конгруэнтность матери создает не возможность выбора и лучший выход перестать воспринимать источник информации, чтобы сохранить  себя. Этим механизмом объясняется  формирование и аутизма и шизофрении. Примером такого общения может быть подзывание ребенка с речью сквозь зубы - а ну-ка подойди сюда: явно звучит угроза наказания, в тоже время  мать рассматривается как объект, обеспечивающий защиту. Этот подход подразумевает  психогенную природу возникновения  заболевания. Феномен шизоидной  матери, однако исследования показали, что не все матери детей с РДА  проявляют такие черты, а наоборот матери излишне эмоциональны. Ребенок  не справляется с интенсивностью эмоциональных переживаний матери, определяется органическими дефектами. Феномен эмоциональной связи  в стилистике двойной связи используется людьми в повседневной жизни, но не у всех приводит к развитию аутизма. Биологические предпосылки формирования аутизма изучаются множеством других подходов.

                      Подходы к природе аутизма:

психофизиологический подход - заболевание как следствие нарушения  определенных психофизиологических механизмов.

Мнухин С.С. - при аутизме  имеется первичное снижение витального тонуса.

Римланд - нарушение уровня бодрствования.

Орниц, Бендер - первичная патология вестибулярного аппарата, нарушение константности восприятия.

                  клинический подход:

Лудтц - слабость «Я», нарушение сознания и активности;

Аспергер - врожденная инстинктивная  недостаточность;

Шесс - врожденная тревожность;

Кревелин - недостаточность  интуиции, не способность понимания  переживаний других людей.

нейропсихологические  гипотезы: аутизм связывают с нарушением корковых функций преимущественно левого полушария - речевых зон. Аутизм связывают с гипоактивностью правого полушария, переработки образной и символической информации, оторванность от реальности, без опоры на реальные впечатления, изолированность символов. Не одна из концепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушений при аутизме, акцент делается на аффективных расстройствах.

         Выделено две группы расстройств при РДА

-  причина проявлений аутизма лежит в эмоциональных нарушениях.

- аффективные нарушения производны от специфических когнитивных нарушений.

Наибольшее предпочтение последователей отдается концепции  Лебединского - Баянской, Никольской и  Либлинг. Биологическая недостаточность  создает особые условия, к которым  вынужден приспосабливаться ребенок  с аутизмом. Его развитие находиться под влиянием двух патогенных факторов:

- нарушение возможности активного взаимодействия со средой, проявляется в снижении жизненного тонуса.

- снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром - гиперстезия и болезненная ранимость в контактах, что провоцирует усиление защитного поведения ребенка. Аутизм рассматривается как защитный компенсаторный механизм, позволяющий ребенку выжить во враждебном мире. Ранние эмоциональные нарушения определяют расстройство других высших психических функций: мышления, речи, моторики.

Фриц, Лесли, Барон Кохем - нарушение когнитивной сферы  отмечается повреждением фундаментальной  способности понимать намерения  других людей. Все дети в норме  начинают сознавать, что и у других людей существую желания, намерения  и они определяют поведение. У  детей с аутизмом этой способности  нет, приводит к нарушению развития воображения, формирования социальных навыков.

 

2.2.Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА.

 
Нарушение эмоционально-волевой  сферы является ведущим признаком  при РДА и может проявиться в скором времени после рождения. 
 
Так, при аутизме часто отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает 
родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Дети могут даже испытывать страх перед одним из родителей, иногда стремятся ударить или укусить, делать все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.

Стоит заметить, что крайне редко  наблюдается проявление всех вышеназванных  симптомов в полном объеме, особенно в раннем возрасте (до трех лет). В  большинстве случаев родители начинают обращать внимание на «странности» и  «особенности» ребенка лишь по достижении им двух или даже трёх лет.

У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей.

Степень выраженности аутистических  расстройств у разных категорий  детей варьирует. Согласно классификации  О. С. Никольской и др. (1997), выделяют четыре категории аутичных детей.

Первая группа. Это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте. У них отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. Действия ребенка при этом не являются результатом внутренних решений или каких-то обдуманных желаний. Напротив, его действиями руководит пространственная организация объектов в помещении. Ребенок перемещается по комнате бесцельно, едва касаясь предметов. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений.

Эти дети пресыщаемы, у них не развиваются  контакты с окружающим миром, даже избирательные, точнее, они не вступают с ним  в контакт. У них отсутствуют  активные средства защиты: не развиваются  активные формы аутостимуляции (моторные стереотипии). Аутизм проявляется в  выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.

Вторая группа. Это дети, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. Но степень активности этих контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т.д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей. Однако во фразе также присутствует обилие стереотипии и речевых штампов: «дать пить», или «Коле дать пить». Ребенок копирует речевые штампы, воспринятые из внешнего мира, не называя себя в первом лице. С этой целью могут быть использованы также фразы из мультфильмов, например: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».

Третья группа. Особенности этих детей проявляются в первую очередь в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Их поведение доставляет близким особые беспокойства. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше. Но она, как правило, монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но это, в сущности, манипуляции знаниями, игра какими-либо понятиями, так как проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.

Четвертая группа. Это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия.

Дети этой группы способны устанавливать  глазной контакт, но он носит прерывистый  характер. Дети производят впечатление  робких и застенчивых. В их поведении  просматриваются стереотипии, но уже  больше в проявлении педантизма и  стремлении к порядку.

                                                     Глава 3

Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.

3.1.Этапы психолого-педагогического  изучения аутичных детей.

Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание следует уделить организации  обследования. Формой организации обследования аутичных детей может быть лонгитюдное, динамическое, диагностическое обследование. С этой целью организуется диагностическая  группа, в которой специалисты  работают индивидуально с каждым ребенком.

Другой особенностью обследования аутичных детей является его организация  в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу  или педагогу. Такой подход позволяет  ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно включаться в процедуру: тихонько входить в кабинет или, уже находясь в нем, постепенно предъявлять себя ребенку (второй вариант предпочтительнее). Однако это требует особого искусства и осторожности, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать охранительную реакцию аутич-ного ребенка, и поставленные цели обследования окажутся недостижимыми.

В целом процедура психолого-педагогического  изучения аутичных детей предполагает выделение трех этапов.

Первый этап — сбор психологического анамнеза.

Второй этап — определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.

Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.

Оценивая особенности эмоционально-волевой  сферы аутичных детей, следует иметь  в виду, что дети первых двух групп (по классификации О. С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения. На первом и втором этапах обследования ребенка может быть установлен лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только в случае возникновения у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.

Известно, что признаки аутизма  проявляются уже в первые годы жизни ребенка. В связи с этим важное значение имеет ранняя диагностика  детей с РДА, осуществляемая до 2 — 3 лет.

При проведении психолого-педагогического  изучения детей первых лет жизни  с этой патологией нужно учитывать  следующие диагностические критерии.

1. Нарушения коммуникации:

- проявление дискомфорта при  любых контактах со средой;

- отсутствие комплекса оживления  (на первом году жизни ребенка)  во взаимодействии с матерью;

- особенности глазного контакта  и мимики;

- симбиотические связи с матерью.

2. Нарушения речи:

- мутизм (полное или частичное  отсутствие речи);

- эхолахии, речевые штампы, речевые  стереотипии;

- отсутствие использования местоимений  первого лица;

- развитие речи, опережающее динамику  двигательной сферы (фраза до 3 лет);

- преобладание монологической  речи и аутодиалогов.

3. Нарушения поведения:

- «полевое» поведение;

- немотивированная агрессия к  окружающим;

- аутоагрессия;

- стереотипии (поведенческие и  связанные с организацией пространства  и быта).

                 

 

 

 

          3.2.Сбор психологического анамнеза.

В начале работы психолог изучает  историю развития ребенка, анамнестические  данные, знакомится с работами и  продуктивным творчеством ребенка, беседует с его близкими. Важно  определить, как развивался ребенок  с первых дней жизни. При этом огромное значение имеют сведения, полученные от родителей, в первую очередь от матери. Специалисту необходимо знать, как ребенок привыкал к режимным моментам в раннем детстве, был ли слишком возбудимым или, наоборот, не реагировал на изменения обстановки; когда начал узнавать маму и отвечать ей улыбкой; имел ли место «комплекс  оживления» на первом году жизни и  как он протекал.

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА