Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:09, дипломная работа

Краткое описание

Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Именно нарушения в этой области психического развития аутичного ребенка являются основным препятствием к формированию его полноценной личности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе и дизонтогенезе.
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе………………………………….6
1.2.Эмоции и воля в структуре личности…………………………………12
1.3.Тип дизонтогенеза РДА…………………………………………………20
Глава 2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
2.1. Понятие симптома и синдрома аутизма. Этиология
и патогенез РДА……………………………………………………………….30
2.2. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы при РДА…38
Глава 3. Процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей.
3.1. Этапы психолого-педагогического изучения аутичных детей……..42
3.2. Сбор психологического анамнеза…………………………………….45
3.3. Изучение эмоционально-волевой сферы при аутизме. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА…………46
3.4.Диагностика аутичных детей…………………….……………………49 3.5.Дифференциальная диагностика РДА (отграничение аутизма от других нарушений развития)…………………………………………………………52
3.6. Диагностические критерии по МКБ-10…………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ (Диагностическая карта)………………………………….63

Файлы: 1 файл

эмоц сфера с рда.docx

— 116.90 Кб (Скачать)

Ранняя детская шизофрения: необходимо сразу оговорить, что диагноз «шизофрения» правомерно ставить только в подростковом возрасте (в нашей стране – с 15 лет), с 11 лет мы можем с большей или меньшей уверенностью утверждать, что наблюдаются выраженные признаки, которые, в дальнейшем, скорее всего, разовьются в заболевание. Когда речь идёт о более младших детях, мы можем только констатировать наличие некоторых особенностей эмоционально-волевой сферы, «шизотипическое поведение». Нужно не забывать, что многое в развитии шизофрении, если она и имеется, зависит от окружающих условий: при благоприятной, спокойной жизненной обстановке, она может находиться в латентном (скрытом), либо вялотекущем состоянии долгие годы. Однако, когда речь идёт об отграничении от раннего детского аутизма, имеет смысл обратить внимание на следующие признаки: ярко выражены сезонные ухудшения состояния (весной и осенью). Со временем психика ребёнка всё более разлаживается, снижается эмоциональность, возникает равнодушие к окружающим, с оттенком негативизма. Возникают бредовые переживания, когда ребёнок перевоплощается в образы своих фантазий и увлечений, разговаривает с невидимыми собеседниками, жалуется на «голоса в голове», эти фантазии целиком поглощают ребёнка. Первичная симптоматика раннего детского аутизма и шизофрении действительно внешне может совпадать, однако, при шизофрении речь развивается лучше, менее выражены социальные трудности и страхи, ребёнок скорее не хочет, чем не может общаться ( в отличии от аутизма). При шизофрении действенным оказывается медикаментозное лечение, а вот коррекционные занятия малоэффективны до начала лечения.

Нарушения зрения, слуха, ДЦП, сложные нарушения  речи (алалия): проблема отграничения связана с тем, что при перечисленных нарушениях также наблюдается отказ от общения, в силу физических дефектов (не слышит, не видит собеседника, не воспринимает речь в связи с недоразвитием речевых зон мозга), могут наблюдаться стереотипные действия (перебирание пальцев перед глазами, надавливание на уши и т.п.), что связано с недостаточностью восприятия (пытается разглядеть предмет, поднося его ближе к глазам и т.п.) и нехваткой сенсорных ощущений. Поэтому постановка диагноза «аутизм» неправомерна до проведения обследования у сурдолога, окулиста и прочих специалистов, желательно методами объективной диагностики, не требующих участия речи. При подобных нарушениях у ребёнка сохранна потребность в общении, которую он пытается компенсировать, при отсутствии речи, мимикой, жестами. Псевдоаутичные проявления менее стойкие и непостоянные, не нарушен зрительный контакт, в отличии от «истинного» аутизма.

Умственная  отсталость: нарушение общения, которое принимают за аутизм, может быть следствием интеллектуальной недостаточности, т.е. развитие потребности в общении и речи «запаздывает», «задерживается» из-за недоразвития интеллектуальной сферы. «Полевое» поведение, когда ребёнок хаотично перемещается по комнате, хватается то за одну, то за другую игрушку, и тут же её бросает, характерное для умственной отсталости, путают со стереотипным поведением при аутизме. При умственной отсталости коммуникация страдает меньше, чем при аутизме, дети, как правило, охотно идут на тактильный контакт, улыбчивы, добродушны. Задержка развития более ровная: отставание наблюдается сразу во всех сферах, а при аутизме развитие асинхронно: ребёнок, как правило, резко отстаёт в развитии в одних сферах, при достаточном либо опережающем развитии в других.

В настоящее время, к сожалению, аутизм стал «модным» диагнозом, часто  его постановка неправомерна и основана на беглом, недостаточно внимательном осмотре ребёнка. Поэтому нелишним будет призыв к родительской бдительности и посещению ещё одного или  нескольких специалистов, при несогласии с диагнозом. Как правило, если совпадают  мнения трёх специалистов из разных учреждений, диагноз можно считать правильным.

 

3.6. Диагностические критерии по МКБ-10 (WHO (1993))

Качественные нарушения  в социальном взаимодействии представленные по меньшей мере двумя из пяти нижеследующих.

    1. неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия.

    2. неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности.

    3.редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения

    4. отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми,

    5. отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения

Качественные нарушения  в коммуникации представленные, по крайней мере, одним из следующих.

    1. отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления)

    2. отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации

    3. относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор

    4. стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений

Ограниченные, повторяющиеся  или стереотипные типы поведения, интересов  или деятельности представленные по меньшей мере одним из следующих  четырех.

    1. активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов

    2. явно выраженное обязательное придерживание специфическим не функциональным распорядку и ритуалам

    3. стереотипные и повторяющиеся механические движения,

    4. действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала

Для постановки диагноза должны присутствовать признаки нарушения  развития в течение первых трех лет  жизни.

Отражая попытки достижения диагностического консенсуса в этой области, можно заметить, что различия между 2-мя последними диагностическими критериями не велики.

Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для  постановки диагноза. Однако, они заслуживают  внимания, это - гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко  проявляются в особенности в  течение первых 2-х лет жизни, но обычно присутствуют периодически или  постоянно и у взрослых), гиперчувствительность  к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение  себе повреждений, заниженная болевая  чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Они

встречаются, по меньшей  мере, у 1/3 людей, имеющих это расстройство.


 

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранний возраст - один из самых интенсивных  периодов развития, за который ребенок  успевает овладеть не только многими  сложными навыками - двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием  с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный  опыт, который он получает в это  время, становится основой всего  его дальнейшего развития - эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок  прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые  ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его  аффективного развития, возможность  и уместность движения к усложнению взаимодействий.

Ритм и темп этого движения зависит  от индивидуальных особенностей ребенка, но существуют некоторые закономерные и обязательные этапы, прохождение  которых отмечает истинный эмоциональный  возраст ребенка. Иногда он может  расходиться с годами, указанными в его свидетельстве о рождении и даже уровнем развития отдельных  психических функций. Однако он тоже является той объективной реальностью, которая может оказывать решающее влияние на его дальнейшее развитие.

Сам ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды  сменяются эпизодами страхов  и разлада во взаимоотношениях с  близкими. Но каждый этап вносит свой необходимый  вклад в становление сложной  системы аффективной организации  мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности  как раз и являются показателем  нормальной динамики развития. Проблема состоит скорее в реакции взрослого  на происходящее – его готовности помочь ребенку освоить новые возможности и предложить для этого те средства, которые соответствуют его реальному эмоциональному возрасту. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития.

Внимательное совместное прохождение  раннего периода развития позволяет  ребенку максимально выявить  индивидуальную жизненную манеру и  помочь ему сформировать удобные  для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться  после неизбежных стрессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985

2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 1997.

3.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001, № 4.

4.Бауер Т. Психическое развитие младенца. М., 1979

5.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967

6.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6 т. М., 1983. Т 4.

7.Гиндикин В.Я. Ранняя диагностика психических заболеваний. Киев, 1989

8. Годовикова Д.Б. Особенности  реакции младенцев на "физические" и "социальные" раздражители. // Вопросы психологии. 1969, N 6.

9. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000

10. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.

11.Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; – М.: издательство МГУ, 1980.

12. Ильин, Е.П. Психология воли./ Е.П Ильин; - СПб.: Питер, 2000г.

13.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001

14. Каган В.Е., Аутизм у детей. Л., 1978.

15.Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.

16. Корнилов, К.Н. Воля и ее воспитание./ К.Н. Корнилов; - М.:Знание 1957.

17.Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг : перевод с английского; - Питер, 2001.

18. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др.

«Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм» /Москва,1989г. 
19. Лебединский В.В.,Никольская О.С.,Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

«Эмоциональные нарушения в  детском возрасте и их коррекция» /Москва

   1990г.

20. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма М., 1991

21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986

22. Лун, А.Н. Эмоции и личность./ А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

23. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2. с. 89-92 .

24. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом. Канд. Дис. М., 1985.

25.Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

26.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1998.

27.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002

28. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.  Гиппенрейтер; - М.:  Издательство МГУ, 1984.

29. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. – Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;

30. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание./  В.И. Селиванов; - М.: Знание, 1976,

31. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.

 

 

 

 

 

                                           

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностическая карта. Исследование ребёнка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.

Использование предложенной специальной диагностической карты  целесообразно для исследования ребенка первого и второго  года жизни.

Приведенные вопросы добавляются  к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в  случае, если основные жалобы родителей  либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности  РДА.

Такой претендент в клинической, в частности психоневрологической клинике, не единственный. Известны специальные  схемы анамнеза и статуса детей  и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями. За рубежом  имеется ряд схем для обследования детей с РДА. Однако диагностические  критерии РДА у детей первых лет  жизни представлены в них значительно  менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА