Особенности эмоциональной сферы первородящих женщин с патологическим и нормальным протеканием беременности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

К концу 90-х годов прошлого века рождаемость в России существенно понизилась. В настоящее время, благодаря улучшению социально-экономических условий в стране, отмечается положительная тенденция к увеличению рождаемости [24], что неизбежно приводит к необходимости создания оптимальных условий для осуществления женщиной функции материнства, сохранения ее здоровья и обеспечения рождения здорового ребенка. Однако по данным Федерального государственного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" возникает тенденция, которая показывает, что за последний год: практически в 50% случаев беременность сопровождают различные виды патологии, а в 5 из 100 случаев она заканчивается самопроизвольными абортами [30]. При длительных эмоциональных переживаниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка [7]. Знание тенденций развития эмоциональной сферы беременных женщин позволит осуществить более эффективное психологическое сопровождение будущей матери, обеспечив максимально благоприятные психологические условия развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Новый вариант КУРСОВОЙ1.doc

— 353.50 Кб (Скачать)


 

Введение

К концу 90-х годов прошлого века рождаемость в России существенно понизилась. В настоящее время, благодаря улучшению социально-экономических условий в стране, отмечается положительная тенденция к увеличению рождаемости [24], что неизбежно приводит к необходимости создания оптимальных условий для осуществления женщиной функции материнства, сохранения ее здоровья и обеспечения рождения здорового ребенка. Однако по данным Федерального государственного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" возникает тенденция, которая показывает, что за последний год: практически в 50% случаев беременность сопровождают различные виды патологии, а в 5 из 100 случаев она заканчивается самопроизвольными абортами [30]. При длительных эмоциональных переживаниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка [7]. Знание тенденций развития эмоциональной сферы беременных женщин позволит осуществить более эффективное психологическое сопровождение будущей матери, обеспечив максимально благоприятные психологические условия развития ребенка. И в связи со сложившейся ситуацией изучение женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности является актуальным. Проблема материнства – одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки, но, несмотря на это, последнее время у нас в стране отмечается рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов, к готовности к материнству, материнства в целом [22]. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а так же огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. Актуальность исследования заключается также в том, что в настоящее время вопросы психологического сопровождения женщины в период ожидания ребенка остаются недостаточно разработанными.

Психология  беременности в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограниченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова, С.Ю., Брутман В.И., Л. Стоун, Л. Де Маус, Э. Шортер, Д. Полок, Ф. Арьес, Дж. Каган, М.С. Радионова, Э. Бадинтер, В.А. Вагнер, Н.А. Тих, Э. Эриксон, Д. Винникот, М. Малер.) И по данным статистики в связи с увеличением рождаемости за последний год многие исследования подвергаются критике [24]. Так, например, А.Е. Волков, рассматривает тревогу при беременности как процесс адаптивный, т.е. физиологически необходимый, который не нужно искоренять и бороться с ним, по данным Е.А. Сахарова, у  беременных женщин с нормальным протеканием беременности выявлено повышенное эмоциональное напряжение. В то время как  В.В. Плотников, Т.А. Миронова, Л.Л. Казаренко говорят о том, что при повышенной тревожности повышается риск по не вынашиванию. 

Таким образом, на сегодняшний день  существуют противоречия между:

- теоретическими исследованиями эмоциональной сферы женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности

- возросшей потребностью в психологическом сопровождении и отсутствием системы психологического сопровождения беременных женщин.

Разрешение данных противоречий позволило сформулировать следующую проблему исследования: каковы особенности эмоциональной сферы первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности и существуют ли между ними различия.

Объект – эмоциональная сфера первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.

Предмет – особенности эмоциональной сферы первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.

Цель – изучение особенностей эмоциональной сферы первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.

Задачи:

1.      На основе анализа литературных данных описать особенности эмоциональной сферы первородящих женщин.

2.      На основе эмпирических данных установить общее и различие  уровня ситуативной и личностной тревожности, а также уровня невротизации первородящих женщин с патологическим и нормальным течением беременности.

3.      Установить, какие стрессогенные факторы являются ведущими для первородящих женщин с нормальным и патологическим течением беременности.

Гипотеза – предполагается, что существуют различия в эмоциональной сфере первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности, а именно, в уровне невротизации; в уровне ситуативной и личностной тревожности; в ведущих стрессогенных факторах.

В соответствии с систематикой Б.Г.Ананьева в работе использовались следующие группы методов: из числа организационных сравнительный метод; из группы эмпирических – психодиагностические методы (опросники), беседа; метод обработки – качественный и количественный; интерпретация данных проводилась путем установления связей и различий.

Исследование беременных женщин проводилось на базе женской консультации п.Яйва и г.Александровска. В исследовании приняли участие 16 первородящих женщин с нормальным протеканием беременности (в возрасте от 18 до 30 лет) и 16 первородящих женщин с патологическим протеканием беременности (в возрасте от 18 до 30 лет).

Эмоциональная сфера - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния эмоции, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) [13].

Нормальная беременность протекающая без осложнений, заканчивающаяся рождением в срок здорового ребенка [25].

Патологическая беременность - протекающая с различными осложнениями, обусловленными аномалиями развития или осложненым состояниями половой системы, экстрагенитальными заболеваниями, иммунными реакциями и пр. [25].

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений. В работе приведено 4 таблицы, 1 рисунок. Список используемой литературы – 30 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эмоциональная сфера женщин в период беременности

1.1.                Эмоциональная сфера первородящих женщин

Под влиянием гормонов изменяется не только тело, но и эмоциональное состояние беременной. Первая беременность — время надежд и тревог, вызывающее ощущение радости от предстоящей встречи с желанным малышом и беспокойство за его здоровье, гордость за свое новое положение и страх перед мучительной болью во время родов [26].

Эти разнообразные, порой противоречивые чувства отражаются на настроении женщины, делая ее эмоционально неустойчивой, раздражительной, мнительной и капризной.

Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен "синдром обустройства гнезда", который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, - с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.

Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативным эмоциональным состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие [23].

Изменение в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности у матери играет "перцептивный" опыт (т.е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком) [19].

Согласно исследованиям Варга А.Я.  Брутмана В.И.  Хамитовой И.Ю. [5] одним из главных новообразований периода беременности у женщин является возникновение интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом. Формирование этого опыта связано с тем, что, начиная со второй ее половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными феноменами. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно акцентировано в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как вначале они испытывают очень смутные, слабые, плохо локализованные «толчки», «неотчетливые перемещения». Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.

   В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простраиванию образ ребенка и, как свидетельствуют исследования О.А. Копыл, Л.Л. Баз, О.В. Баженовой [16], включается в ее самосознание.

Однако в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне этому соответствует ряд негативных тенденций [18]. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники - "вынесу ли я роды?"; и неуверенность в своих способностях родить и стать "полноценной" матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец, переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым, "бинарным", по Л.С. Выгодскому [9], аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и - настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос сохранять или прерывать беременность. По мере осознания беременной своего нового качества в ее сознании высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого комплекса, изменяя сознание и самосознание женщины, включая в него новые образы, мотивы. Своего апогея амбивалентный аффективный фон достигает в момент деторождения, а его сила и острота переживаний доходит до экстатического уровня. В этот момент (и это особенно выражено у первородящих) болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. Перефразируя Л.С. Выгодского можно сказать, что роды, как и творческий экстаз "являются тем моментом, в котором объединяются оба противоположенных эмоциональных плана в одном акте, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея" и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение беременности.

   Таким образом, эмоциональная сфера беременной женщины определяется теми глубокими переменами в организме женщины, связанными с внутриутробным развитием плода. Это определяет такое состояние, которое для нее является нормой, а вне беременности – пограничное состояние. Поэтому важно изучение эмоциональной сферы беременных женщин.

1.2.                Особенности эмоциональной сферы  женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности

Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, телесной и других представлений о себе. Вместе с тем это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества [6].

Эмоциональной сферой беременной женщины занимались такие исследователи, как Мишель Оден, Ж.Цареградская, С.Абрамова, М.Свечникова, Е.Скрипкина.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в организме и эти изменения порой так серьезны, что их не возможно игнорировать [3]. Современные акушерство и гинекология вынуждены считаться с психоэмоциональным состоянием женщины, т. к. этот  параметр оказывает прямое влияние на течение беременности и развитие плода. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням [12]. Если женщина в течение долгого времени  испытывала злость, тревогу или депрессию - пусть даже эмоции будут  слабовыраженными, - то у нее больше шансов соматических осложнений, таких как фитоплацентарная недостаточность, развитие внутриутробных инфекций и др. У беременной женщины возникает особое психологическое состояние сосредоточенности на своем внутреннем мире и на будущем ребенке, которое в значительной степени отражается на ее самочувствии и психоэмоциональном  фоне. Это состояние материнской сосредоточенности достигает пика во время родов и сохраняется в течение всего периода кормления грудью [11].

Во время беременности у женщины изменяются ощущения, чувства и настроения. Ей кажется, что мир вокруг нее изменился из-за перемен, происходящих с ней самой. Изменение психического состояния женщины при нормальной беременности возникает под влиянием изменений, происходящих в ее нервной и эндокринной системах, регулирующих беременность [17].

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы первородящих женщин с патологическим и нормальным протеканием беременности