Особенности эмоциональной сферы первородящих женщин с патологическим и нормальным протеканием беременности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

К концу 90-х годов прошлого века рождаемость в России существенно понизилась. В настоящее время, благодаря улучшению социально-экономических условий в стране, отмечается положительная тенденция к увеличению рождаемости [24], что неизбежно приводит к необходимости создания оптимальных условий для осуществления женщиной функции материнства, сохранения ее здоровья и обеспечения рождения здорового ребенка. Однако по данным Федерального государственного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" возникает тенденция, которая показывает, что за последний год: практически в 50% случаев беременность сопровождают различные виды патологии, а в 5 из 100 случаев она заканчивается самопроизвольными абортами [30]. При длительных эмоциональных переживаниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка [7]. Знание тенденций развития эмоциональной сферы беременных женщин позволит осуществить более эффективное психологическое сопровождение будущей матери, обеспечив максимально благоприятные психологические условия развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Новый вариант КУРСОВОЙ1.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 Первые месяцы беременности – это время революционных перемен не только в физиологии женщины, но и в ее психологии: во внутреннем сокровенном пространстве появилось пространство другого человека. Возникают типичная тревожность: «Как будет протекать беременность?», «Стану ли я хорошей матерью?», «Смогу ли я обеспечить ребенку достойное будущее?». Период беременности может породить непонимание в семье: супругу сложно «включиться» в  процесс беременности. Беременность делает женщину ранимой, склонной к беспокойству, более чувствительной к негативным переживаниям. Повод для расстройства бывает, несоизмерим с теми эмоциями, которые испытывает женщина. Женщина испытывает целую гамму чувств и переживаний, причем положительные эмоции по поводу предстоящего материнства могут причудливо сочетаться с отрицательными. Сильное и большое разнообразие эмоций утомительно. Повышенная раздражительность и плаксивость – признаки психологической усталости от потока новых переживаний, необходимости менять привычный образ жизни.
Очень часто  женщину преследует ощущение попадания в «ловушку» непрекращающейся тошноты, наваливающейся усталости, постоянной раздражительности. Такое неустойчивое эмоциональное состояние объясняется бурными гормональными изменениями, происходящими в организме [11]. Даже если до беременности женщина отличалась устойчивым характером, то в состоянии беременности любое незначительное событие может вызвать бурную реакцию раздражения, гнева, обиды. Женщина может чувствовать себя очень одиноко в водовороте нахлынувших переживаний. Порой беременная со страхом начинает перебирать все факторы риска, которым подвергалась с начала беременности, и думать, как они скажутся на ребенке. Кроме вполне понятного страха перед родовой болью, женщину могут начать мучить не вполне осознанные страхи, связанные со всплывшими из глубины подсознания детскими травмами собственного появления на свет. Такие воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, исподволь оказывая сильное влияние на его поведение. Бывает, в ожидании родов женщина начинает испытывать страх перед смертью. Дело даже не в страхе за собственную жизнь, а скорее в предчувствии переживаний ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического «умирания». Вот с такими нарушениями в эмоциональной сфере приходиться в основном сталкиваться .В первые месяцы беременности наиболее заметные изменения происходят с сенсорным восприятием женщины. Практически каждая беременная сообщает об измененном восприятии запаха и вкусов, что может наблюдаться очень рано, уже со второй недели беременности. Помимо этого, у беременных может наблюдаться измененное восприятие звуков, цветов, зрительных образов [15].

Особое место в психоэмоциональном состоянии женщины является так называемое, «отупение» (логика, память и другие функции, зоны которых находятся преимущественно в левом полушарии, начинают постепенно  снижаться у подавляющего большинства беременных) [21]. К малоизвестным психическим явлениям в первой половине беременности можно отнести изменение отношения к роду деятельности или работе, появление необычных пристрастий или занятий (например, вязание, вышивание, рисование или музицирование и т. д.), появление необычных мечтаний и сновидений, а также изменение отношения к окружающим и собственному телу.

В течение первых 20 недель беременности женщины отличаются ранимостью и огромной потребностью в добросердечном отношении и внимании. Беременные отличаются повышенной внушаемостью и реже оказываются полностью закрыты, и невнимательны к каким бы то ни было предостережениям. В импульсивности настроений женщин во время беременности проявляется включение бессознательных механизмов, регулирующих этот процесс [4]. Такая подвижность психоэмоциональной сферы диктуется потребностью в более чутком поведении с ее стороны по отношению к внешнему миру, что в какой-то степени служит гарантией безопасности будущего ребенка.

После 20 недель беременности общее состояние женщины улучшается. Многие ощущения, возникшие в первой половине беременности, ослабляются или исчезают. Но у большинства беременных значительно возрастает творческий потенциал, в связи, с чем возникает потребность в активной деятельности, и может появиться сверхчувствительность по отношению к будущему младенцу. Эта способность к сверхчувствительности проявляется у беременных в сновидениях, предчувствиях и других необычайных переживаниях, а также в ощущении мысленного контакта с ребенком. Во второй половине беременности многие женщины рассказывают, что у них установился мысленный контакт с внутриутробным младенцем. По мнению женщин, этот контакт выражается в реакции ребенка на их эмоциональное состояние и мысленные реплики, обращенные к нему [27].

Эмоции играют важную роль в жизни женщины, ожидающей ребенка, и оценка тревожности  в данном случае является главной особенностью эмоциональной сферы беременной женщины. В зависимости от состояния этого критерия беременность воспринимается либо как самое счастливое время, либо как тяжелый период жизни. Причем отмечено, что состояние здоровья не является решающим в данном случае.  Проявляясь в поведении, тревожность формирует   то, что испытывает женщина, как влияет на ее жизнь новое состояние: ощущение себя в качестве матери.  Этот эмоциональный фон будет решающим фактором для ребенка после рождения. Гамма эмоций и порог тревожности  у женщины во время беременности будет ярко проявляться в первые месяцы после родов.
Тревожность беременных  возникает на фоне рациональных и иррациональных причин. Рациональный характер обусловлен реальными источниками: отягощенным анамнезом, неблагополучно закончившимися предыдущими беременностями, наличием отклонений в течение данной беременности, тяжелым или ухудшенным соматическим состоянием самой женщины и др. Иррациональная тревожность, как правило, не имеет под собой реальных событий или обстоятельств. Т.е. это тревога «на ровном месте». Обычно самой женщиной это состояние описывается как чувство внутреннего  напряжения, которое либо присутствует постоянно, либо как бы «накатывает» неожиданно и длиться различные промежутки времени [28].

В исследовании Г.Н. Вараксиной [8] было показано, что возникновение симптомов угрозы прерывания беременности у 83% женщин, испытывающих хронический социальный стресс, обусловлено неблагоприятными жилищными условиями, низкой материальной обеспеченностью, психоэмоциональными перегрузками. Предполагалось, что социально обусловленный стресс способствует развитию психоэмоциональной напряженности и прогрессированию симптомов угрозы прерывания беременности. Описанные в исследовании женщины с угрозой прерывания беременности отличались характерологическими особенностями — развитием эмотивной, тревожной, циклотимической и возбудимой акцентуацией характера, усугубляющих риск прерывания беременности. Обнаружено, что повышенная тревожность, психическая истощенность, утомляемость и эмоциональный стресс у беременных с угрозой прерывания способствуют изменениям вегетативного статуса, формированию недостаточного характера вегетативного обеспечения.

Очень важны данные, полученные в исследовании Е.Б. Айвазян, Г.А. Ариной [2]. Период беременности был рассмотрен как социальной ситуации развития, которая приводит к значимым личностным изменениям: формированию новой внутренней позиции — позиции матери — и возникновению особой психологической структуры — внутренней картины беременности, в которых отражаются радикальные телесные и эмоциональные изменения, сопровождающие беременность. Авторы считают, что внутренняя картина беременности является сложной иерархической и динамической системой, включает в себя феномены мотивационного, эмоционального, когнитивного и телесного опыта. Е.Б. Айвазян и Г.А. Арина описали отражение осложнений, сопровождающих вынашивание беременности, в содержании всех уровней внутренней картины беременности: на эмоциональном уровне растет частота конфликтного эмоционального отношения к беременности, которое определяется ее особым личностным смыслом «болезни» и смещением фокуса значимости и тревоги с развития ребенка, собственных телесных, интрапсихических и социальных изменений на вынашивание беременности. Также были сделаны наблюдения феноменов «задержки» преобразования системы ценностных ориентации и телесного опыта в динамике внутренней картины беременности.

Поэтому основным показателем успешного окончания беременности, на наш взгляд, является приобретение женщиной нового качества материнства.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей эмоциональной сферы первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности

2.1. Организация исследования, характеристика выборки

 

Исследование проводилось на базе женской консультации п.Яйва и г. Александровска в октябре 2010г.

Основанием для отбора испытуемых выступили следующие критерии: женщина ожидает первого ребенка;  возраст не моложе 18 лет и не старше 30 лет. Все испытуемые проявили интерес к исследованию.

В исследовании участвовали 32 первородящие женщины, из них 16 с нормальным протекание беременности и 16 с патологическим протеканием беременности.

Все испытуемые состоят на учете в женской консультации со сроком беременности от 10 до 30 недель и в возрасте от 18  до 30 лет.

Испытуемые были разделены на 2 группы.

1 группу составили 16 первородящих женщин с нормальным протеканием беременности, из них 14 состоят в законном браке, 2 в «гражданском браке». 3 испытуемых вступают в брак 2 раз и 13 испытуемых вступили в брак впервые. Все испытуемые получили средне-специальное образование.

2 группу составили 16 первородящих женщин с патологическим протеканием беременности, из них 12 состоят в законном браке, 4 в «гражданском браке». 2 испытуемых вступают в брак 2 раз и 14 испытуемых вступили в брак впервые. 13 испытуемых получили средне-специальное образование и 3 испытуемых получили высшее образование.

 

 

2.2. Методы исследования и использованные методики

Для реализации цели исследования нами были выбраны следующие методики.

1.                      Методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина» [10].

Цель методики – определить тревожное состояние, сделать уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной.

Методика состоит из двух опросников, первый относится к группе суждений о самочувствие на данный момент, второй относится к группе суждений о самочувствии личности в зависимости от того как она чувствует себя обычно.

Полученные данные заносятся в сводные таблицы. Обработка данных проводится путем подсчета баллов по следующему ключу данных автором: Ситуативная тревожность =(3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) - (1, 2, 5, 8, 10, II, 15, 16, 19, 20) + 35 = ...

Личностная тревожность =(2,3,4,5,8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) - (1, 6, 7, 10,13. 16,19) + 35 = ...

По полученным результатам оценивается тревожность в соответствии со следующими баллами: до 30 баллов - низкая; 31-45 баллов - умеренная; 46 баллов и более - высокая тревожность.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки ситуативной тревожности с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки личностной тревожности, как индивидуальной черты человека, которая не зависит на момент исследования от конкретной ситуации.

2.                      «Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана» [20].

Цель: изучение склонности к неврозу.  Методика представляет собой опросник состоящий из 40 вопросов требующий ответов «да», «нет». Для обработки данных нужно подсчитать число положительных ответов, чем больше полученный результат, тем выше уровень невротизации ( до 9 баллов – низкий уровень, 10-19 баллов средний уровень, свыше 20 баллов – высокий уровень).

3.                  Беседа на тему «Обнаружение стрессогенных факторов первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности».

Цель: определение ведущих факторов вызывающих по мнению испытуемых стресс в период беременности. Вопросы беседы составлены на основании проведенных исследований В.В. Абрамченко, Э.Г. Мжаванадзе, И.Б. Каплуна [14], где авторами обсуждались факторы вызывающие стресс у беременных женщин. Авторами были предложены наиболее часто встречаемые стрессогенные факторы: госпитализация в больницу, заболевание генитальной сферы, тревога за будущего малыша, страх перед родами и конфликты на рабочем месте.

Беседа проводилась в свободной форме, когда испытуемым предлагалось рассказать какие факторы у них вызывали стресс из предложенных на основе проведенного исследования Абрамченко, Мжаванадзе, Каплуна и испытуемые добавляли свои факторы, которые не были затронуты. Женщины отвечали на вопросы о сроке беременности, отношениях в семье, своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях, планах, связанных с ребенком и будущей жизнью, представлении о родах и послеродовом периоде.

При анализе данных выявились приоритетные стрессогенные факторы у первородящих женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности. Проводился подсчет частоты встречаемости по всем выявленным темам в группе испытуемых.

Для математической обработки данных был использован U - критерий Манна-Уитни, который оценивает различия между двумя выборками по уровню исследуемого признака; позволяет работать с небольшими по объему выборками.

 

2.3. Результаты исследования и их интерпретации

2.3.1. Уровень невротизации первородящих женщин с нормальным и патологическим протекание беременности

По данным методики уровня невротизации Л.И.Вассермана были выявлены сходства и различия представленные в табл.1

Таблица 1

Уровни невротизации беременных женщин с различным протеканием беременности

Протекание беременности

Средний балл

Уровень невротизации

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во испыту-

емых

%

Кол-во испыту-

емых

%

Кол-во испыту-

емых

%

Нормальное

16,06

2

12,5

10

62,5

4

25

Патологическое

16,81

4

25

5

31,25

7

43,75

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы первородящих женщин с патологическим и нормальным протеканием беременности