Корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:29, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня как в научно, так и популярной литературе все чаще встречаются термины «культура» и «корпоративная культура». Как же соотносятся эти понятия?
Культура в общефилософском понимании этого слова есть исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………10
. Общие понятия и сущность корпоративной культуры………………..10
. Подходы к управлению корпоративной культурой……………………25
. Элементы корпоративной культуры…………………………………….28
. Корпоративная культура как инструмент развития и эффективности организации…………………………………………………………………36
. Факторы, способствующие поддержанию корпоративной культуры…44
2. ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОСТИ В ООО "МАКРОМИР"……….55
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...55
2.2. Анализ влияния стиля руководства на корпоративную культуру организации………………………………………………………………………..69
2.3. Персонал предприятия и корпоративная культура………………………62
3. ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ А ОРГАНИЗАЦИИ ООО "МАКРОМИР"…………………………………………………………………….69
3.1. Создание карт для корпоративных клиентов как элемент совершенствования корпоративной культуры…………………………………..69
3.2. Проведение корпоративного тренинга……………………………………70
3.3. Разработка корпоративного стиля в одежде……………………………...73
3.4. Разработка кодекса корпоративной культуры……………………………75
Заключение…………………………………………………………………………78
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом по корпоративной культуре.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

      Имидж компании, который существует в сознании сотрудников, - это ее внутренний образ. Имидж компании в сознании клиентов, конкурентов, партнеров, т.е. людей, не входящих в число сотрудников, - это внешний образ компании.

      Формироваться  имидж начинает сразу же, как только компания выходит на рынок. Однако в  абсолютном большинстве случаев руководителей нет ни времени, ни сил, не денег, чтобы отслеживать возникающий образ и целенаправленно его корректировать в желательном направлении. В этом случае имидж складывается стихийно. Чаще всего стихийный имидж имеет как положительные черты, так и отрицательные, из-за чего об одной и той же компании мы порой слышим противоположные мнения.

      Как только руководство задается вопросами: какие мы? Чем отличаемся от конкурентов? Какими средствами можем привлечь другие группы потребителей? – можно говорить о начале специального формирования имиджа.

      Этот  процесс включает в себя несколько  этапов:

  • сначала необходимо зафиксировать уже сформировавшийся имидж. Для этого используют различные методы диагностики, в том числе опрос, анкетирование, наблюдение, фокус-группы;
  • на следующем этапе выявляют плюсы и минусы сложившегося имиджа. Положительными чертами имиджа является те, которые способствуют решению задач, а отрицательными – те, которые мешают решать поставленные задачи;
  • очередной этап работы с имиджем предполагает определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиления воздействия положительных. На этом этапе составляется программа работы с имиджем, которая впоследствии и реализуется.

Образ компании появляется в сознании потребителей под воздействием различных контактов с ней, как непосредственного общения с сотрудниками, так и знакомства с рекламой продукцией или посещения выставок, презентаций.

      Фирменные стандарты как часть корпоративной  культуры означают правила, которые  принято выполнять и которые  обеспечивают решение трех задач:

  • воспроизводство технологии;
  • фильтрацию типовых ошибок на любой функции;
  • создание корпоративной культуры.

 Типовой перечень фирменных стандартов, которые  обычно составляются в компаниях, включает следующие стандарты.

 1. Отношение  к клиенту

  • Стандарты разговора по телефону.
  • Стандарты приветствия.
  • Стандарты ведения диалога.
  • Стандарт выхода из затянувшейся беседы.
  • Стандарты общения со сложным клиентом.
  • Стандарты расчета с клиентом.
  • Стандарты повторного посещения (стандарты поведения с постоянными клиентами).
  • Стандарты прощания.
  • Стандарты поведения персонала в конфликтной ситуации, например, с «тяжелым» клиентом.

 2. Отношение  с коллегами

  • Стандарты упрощения работы коллег
  • Стандарты введения в коллектив нового сотрудника.
  • Стандарты обучения коллег.
  • Стандарты взаимозаменяемости коллег.
  • Стандарты общения с коллегами при заказчике.
  • Стандарты поведения в конфликтной ситуации с коллегами.
  • Стандарты отношений с подчиненными и руководителями.

 3. Внешняя  среда

  • Стандарты сквозного прохода информации из внешней среды и доведения ее до сведения коллег.
  • Стандарты неразглашения конфиденциальной информации.
  • Стандарты представления компании от своего имени.
  • Стандарты защиты сферы интересов компании.

 4. Работа (выполнение функций)

  • Стандарты планирования работы.
  • Стандарты психологической настройки на работу.
  • Стандарты выполнения порученной работы.
  • Стандарты контроля промежуточных результатов.
  • Стандарты работы в чрезвычайных обстоятельствах.
  • Стандарты увольнения.
  • Стандарты качества работы.
  • Стандарты фиксации, накопления и решения проблем в рабочем порядке.
  • Стандарты единого фирменного стиля.

 5. Рабочее  место.

  • Стандарты оформления рабочего места.
  • Стандарты поведения на рабочем месте.
  • Стандарты ежедневного окончания трудового дня на рабочем месте (имеется в виду, в каком состоянии должно оставаться рабочее место, когда сотрудник его покидает в конце рабочего дня, частный случай – когда увольняется).

Рассмотрим  отдельные компоненты корпоративной  культуры.

   Деловая этика в широком смысле – совокупность этических норм и принципов, которыми руководствуется компания (работники) в сфере управления и предпринимательства.

   Деловой этикет – порядок поведения в  сфере управления и предпринимательства, включает систему детально проработанных  и регламентированных правил проведения в различных деловых ситуациях, в том числе при приеме на работу, обращении к руководству, деловой переписке и деловом общении и т.д.3

   Тип совместной деятельности – способ взаимодействия в рамках коллективного  труда, способ организации коллективного  труда.

   Совместно-взаимодействующий  тип характеризуется обязательностью  участия каждого в решении  общей задачи, интенсивность труда  исполнителей примерно одинакова, особенности  их деятельности определяются руководителем  и, как правило, мало изменчивы. Эффективность общей деятельности в равной степени зависит от труда каждого из участников.

   Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального  временным распределением, а также  порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерны именно для этого участка технологического процесса.

   Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место.

   Личное  непосредственное взаимодействие может  практически отсутствовать и  осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи  – телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом.

   В последнее время стали выделять особый тип совместной деятельности – совместно-творческий. Подобный тип  организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющим правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности – сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности.

   Особенность участия каждого в совместно-творческом типе деятельности заключается еще  и в том, что члены такого коллектива получают возможность придерживаться совершенно разных профессиональных позиций и выполнять различные коллективные роли в зависимости от того, какая задача сейчас стоит перед группой. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения.

   Можно выделить различные черты корпоративной  культуры для компании (подразделений), действующих в разных типах взаимодействия.

   Для людей, работающих в ситуации совместно-взаимодействующей  деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника компании с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

   Для сотрудников компании с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая  технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах.

   Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат  и индивидуальные достижения. Такие  специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способы эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности.

   Участникам  совместно-творческой деятельности свойственна  ориентация на профессиональное развитие. Участники совместно-творческого типа деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллективов, работающих в таком типе деятельности, основной ценностью становится достижение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважения прав каждого.4

   У каждой  организации своя культура. Организационная культура аналогична личностной характеристике человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Корпоративная культура – разделяемые всеми ценности, представления, ожидания, нормы, приобретенные по мере вхождения в компанию и за время работы в ней.

   Подобно тому, как характер влияет на поведение  человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная  культура определяет, как служащие  и менеджеры подходят к решению  проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе.

   Корпоративная культура развивается во времени  подобно национальным или этническим культурам и таким же образом  вырабатывает свои ценности и поведенческие  нормы. Определенные модели поведения  в одних организациях поддерживаются, в других – отвергаются.

   Некоторые организации, например, создают «открытую» культуру, в которой считается  правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятно работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается к себе домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой. Кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно взаимосвязаны.

   Организация обычно создает традиции и ритуалы, которые вносят свой вклад в ее корпоративную культуру. Например, церемония награждения отличившихся работников утверждает ценность упорного труда и творчества в организации. Во многих компаниях распространена традиция по пятницам не надевать на работу пиджак с галстуком, а приходить в более свободной одежде, что способствует созданию атмосферы неформального общения и сближению коллектива.

   В других же организациях подобное даже представить невозможно: все члены  рабочего коллектива придерживаются формальных правил в одежде, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на формы  общения.

   Корпоративная культура определяет степень риска, допустимую в организации. Некоторые  компании вознаграждают сотрудника, стремящегося испытать новую идею, другие – консервативны, в них предпочитают иметь четкие инструкции и руководства при принятии любого решения.

   Отношение к конфликту – еще один показатель корпоративной культуры. В одних организациях конфликт считается созидательным и рассматривается как составная часть роста и развития, в других конфликтов стремятся избегать в любых ситуациях и на любых организационных уровнях.

Информация о работе Корпоративной культуры